Файл: Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К прямым методам относятся госрегистрация предпринимателей, налогообложение, лицензирование, госконтроль и надзор, предписания антимонопольных органов и пр. Косвенными методами являются льготное кредитование, госзаказ, планирование, налоговые льготы.

Морально-политические меры, выделенные во второй классификации, как правило, считаются мерами, осуществляемыми через средства массовой информации, в частности через государственные СМИ. [19]

Кроме того, различают следующие методы правового регулирования:

- Диспозитивный метод (метод рекомендаций), предусматривающий самостоятельное регулирование предпринимателями правовых взаимоотношений и соответствующих наиболее релевантных вариантов поведения.

- Императивный метод (метод обязательных предписаний), который выдвигает предпринимателю обязательные нормативные предписания.

- Метод согласования (метод автономных решений), позволяющий выбирать модель своих правовых взаимоотношений по согласию сторон.[20]

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности выделяются следующим образом:

В зависимости от методов регулирования: прямое и косвенное госрегулирование или административное, экономическое и морально-политическое регулирование.

По уровню регулирования: федеральное и региональное регулирование.

В зависимости от формы собственности и взаимоотношений государства и субъекта предпринимательской деятельности: регулирование, основанное на субординации или координации. Субординационное регулирование характерно для регулирования в публичном (государственном) секторе экономики, а второй тип - для общего регулирования, где государство и его органы также являются участниками рынка наряду с другими субъектами.[21]

В зависимости от специфики деятельности субъектов ПД: в сельском хозяйстве, строительстве и пр.

Госрегулирование в рамках общего регулирования и конкретных правоотношений.

В экономической литературе выделяются следующие направления, в которых целесообразно осуществлять государственное регулирование предпринимательской деятельности, базирующееся на правовом обеспечении:

- Гарантирование права частной собственности: защита конфиденциальных сведений и интеллектуальной собственности (патенты, авторские права, промышленные образцы, торговые марки); защита от рейдерства; страхование недвижимости, землепользования). [22]


- Предоставление юридического статуса субъектам предпринимательства (регистрация, лицензирование, разрешение на торговлю).

- Защита контрактов и правовая регламентация договорных взаимоотношений хозяйствующих субъектов (контрактное право, формы документов, заверяющих право собственности и т. д.).

- Государственный контроль и арбитраж.

- Обеспечение безопасности деятельности предпринимателей (терроризм, пожарная и информационная безопасность и др.).[23]

- Охрана окружающей среды (техногенные выбросы, свалки, незаконная вырубка леса, лесные пожары, браконьерство).

- Защита конкуренции (антимонопольное законодательство).

- Регулирование трудовых отношений, развитие социального партнерства (обеспечение охраны труда, мониторинг здоровья работников).

- Защита прав потребителя (регламентирование качества продукции, запрет недоброкачественной рекламы и навязывания некачественных услуг).[24]

- Государственная поддержка специальных, приоритетных для страны видов предпринимательской деятельности (стартапы, технологическое предпринимательство, социально ориентированный бизнес и пр.).[25]

- Регламентирование внешнеторговой деятельности (нетарифное регулирование, таможенно-тарифное регулирование).

- Финансовое регулирование (обеспечение доступности инвестиционных ресурсов для субъектов малого бизнеса, валютное регулирование, ставки рефинансирования, банкротство).

- Налоговое регулирование. [26]

Государственное регулирование может быть как положительным для экономики и общества в целом, например, способствовать развитию конкуренции, защищать потребителей от опасной продукции и т. д., так и отрицательным – увеличивать издержки предпринимательской деятельности, препятствовать инвестированию, способствовать росту теневой экономики и пр. [27]

Неэффективное государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности может быть огромным препятствием для его развития. Именно поэтому на правительственных структурах при принятии новых нормативных актов лежит большая ответственность за негативные последствия своих постановлений.

Степень государственного влияния на экономические процессы и характер их управления для каждой отдельно взятой страны варьируются от выбора пути развития национального хозяйства.


Таким образом, регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя макроэкономическими путями: регулированием посредством рыночного инструмента и с участием государства.

Государство может воздействовать и путем сокращения своих доходов, уменьшая налоги. За счет чего повышается спрос на потребительские товары, а у предприятий появляются возможности для инвестирования, что оживляет экономику.[28]

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. [29]

Финансово-кредитная политика обусловлена управлением государством банковским процентом, денежной массой и кредитами, то есть государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский и инвестиционный спрос.[30]

Под научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих развитие науки и техники и внедрение результатов на предпринимательский рынок, таких как автоматизация производства, электронизация хозяйства, разработка новых технологий производства, а также создание условий, при которых все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении новшеств.

С помощью амортизационной политики государство регулирует темпы и характер воспроизводства, скорость обновления основных фондов.

Важным пунктом воздействия на  предпринимательскую  деятельность является инвестиционная политика государства. Государство влияет на инвестиционную активность при помощи различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления льгот предприятиям; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций.[31]

Государственное предпринимательство образует особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках госсектора и связанной с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования. Данная политика необходима в малорентабельных отраслях, не представляющих интерес для частного капитала. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).[32]

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что является основой для стабилизации и подъема экономики России.[33]


Таким образом, предпринимательство     находится     в     непосредственной     зависимости     от     государственного регулирования. Основными идеями, закрепленными правовыми нормами, являются принципы регулирования государством предпринимательской деятельности.

2. Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в России на современном этапе

2.1. Анализ состояния и развития предпринимательства

В п. 1 ст. 2  ГК РФ предпринимательство характеризуется следующими признаками: она является самостоятельной; осуществляется на свой риск; направлена на получение прибыли систематически; осуществляется за счет использования имущества, продажи товаров и пр.; подлежит государственной регистрации, кроме установленных законом исключений.[34]

В 2017 году стартовало действие Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. [35]

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства можно отметить стабильный постепенный рост субъектов малого и среднего предпринимательства за первое полугодие 2017 года (рис. 1). Однако, в третьем квартале 2017 года произошел резкий спад и закрылось 622 371 малое предприятие.[36]

Данные изменения могут быть результатом многочисленных нововведений в законодательстве, принятых 01.07.2017 года, к примеру таких как:

-  С 1 июля допускается использование только контрольно-кассовой техники, способной передавать информацию о наличных расчетах в налоговые органы в онлайн-режиме.

- С 1 июля плата, взимаемая с большегрузов через систему «Платон», подлежит ежегодной индексации исходя из фактического изменения с 15 ноября 2015 года индекса потребительских цен. [37]

Рис. 1. Количество субъектов МСП за период  10.10.2016-10.10.2017


Малые и средние предприятия создают рабочие места для 19 млн граждан. Фактически каждый четвертый работник занят в сфере МСП.[38]

Существуют отрасли, где роль малых и средних предприятий выражена в наибольшей степени (более 60% составляют компании малого и среднего бизнеса), например, строительство, сельское хозяйство, информационные технологии, бытовые услуги. [39]

Малые предприятия специализируются в основном на торговле и предоставлении услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью – обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.

В 2016-2017 гг. зафиксированы положительные тенденции развития МСП.

Объем оборота малых и средних предприятий вырос в 2016 году по сравнению с 2014 годом на 37% и с учетом инфляции рост составил 15,5%.

При этом более 80% общего оборота сферы малых и средних предприятий составляет оборот микро и малых предприятий, а доля оборота средних предприятий в общем обороте составляет менее 20%. Вклад сектора МСП в ВВП с 2011 года увеличился на 0,5 п.п и составляет 19,9%. Наибольший вклад в общий оборот вносят регионы Центрального (29,9%) и Приволжского федеральных округов (19,6%).[40]

В структуре коммерческих организаций субъектов РФ преобладали на 01.01.2017 г. хозяйственные общества (49,6%), общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (47,7%), незначительный удельный вес приходится на хозяйственные товарищества, акционерные общества, артели.[41]

По данным Федеральной налоговой службы, по итогам 2016 года число действующих предпринимателей выросло с 3,64 млн человек до 3,73 млн человек, в то время как численность бизнесменов прекративших работу, выросло более чем на 600 тысяч человек – с 8,05 млн до 8,66 млн человек. [42]

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России на февраль 2017 года зарегистрировано 5 млн 925 тыс. 282 субъекта МСП, из которых 5 млн 636 тыс. 789 единиц составили микропредприятия (95%), 267 тыс. 558 единиц – малые предприятия (4,5%), 20 тыс. 935 единиц – средние предприятия (0,4%).

При этом индивидуальными предпринимателями являются 3 млн 74 тыс. 668 субъектов малого и среднего предпринимательства (52%), юридическими лицами – 2 млн 850 тыс. 614 субъектов малого и среднего предпринимательства (48%).

С 1 августа 2016 года по 10 февраля 2017 года наблюдалось увеличение числа субъектов МСП на 401 тыс. 517 хозяйствующих субъектов(7,3%). Эта динамика связана в том числе с принятыми в 2016 году мерами. [43]