Файл: Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создаются многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг для бизнеса (МФЦ для бизнеса, функционируют в 39 регионах) и центры оказания услуг на базе банков, которые обеспечивают предоставление полного спектра услуг субъектам МСП – не только государственных и муниципальных, но и услуг организаций инфраструктуры поддержки МСП, услуг АО «Корпорация «МСП», финансово-кредитных, страховых организаций, услуг органов и организаций, обеспечивающих подключение к сетям водо-, газо-, тепло- и электроснабжения. В пилотном режиме такие центры заработали в 10 субъектах Российской Федерации, к концу 2018 года они будут созданы не менее чем в 80 регионах.[71]

На 2018 – 2020 гг. разработан и утвержден Национальный план развития конкуренции в России.  В нем содержатся следующие важные положения: 

1. В любой отрасли должны функционировать не меньше трех субъектов хозяйствования, из которых как минимум один субъект должен представлять малый бизнес (за исключением сфер естественных монополий и оборонно-промышленного комплекса); 

2. Не менее чем вдвое по сравнению с 2017 г. должно к 2020 г. снизиться число нарушений антимонопольного характера со стороны органов власти; 

3. К 2020 г. в два раза должен повыситься удельный вес государственных закупок у малых предприятий и СОНО и на 18% - закупок государственных компаний у МСП. [72]

Деятельность по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства переводится на принципы проектного управления. Реализуется приоритетный проект по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в регионах внедряется целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства». [73]

Для развития взаимодействия всех уровней власти органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации формируются региональные проекты по развитию МСП, которые синхронизируются с основными показателями, определенными федеральными стратегическими документами. В указанную проектную работу также вовлечены органы местного самоуправления. [74]

Таким образом, управление предпринимательской деятельностью на современном этапе связано с активным участием государства, которое выступает и в роли регулятора, и в роли собственника в рыночной экономике.


3. Проблемы и перспективы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Предпринимательская деятельность в России сталкивается с немалым количеством сложностей и разногласий.

Среди них можно выделить основные проблемы:

- нестабильность в политической и экономической сфере развития государства;

- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы;

- неразвитая финансово-кредитная система поддержки предпринимательства;

- система налогообложения, нуждающаяся в доработках;

- бюрократический беспредел;

- правовая неподготовленность предпринимателей и персонала, работающих в структурах, поддерживающих предпринимательство.[75]

За минувшие десятилетия бизнес в России регулярно сталкивается с большим количеством проблем, которые вынуждают зачастую действовать за рамками правового или финансового поля, обходя законы и налоги с помощью хитроумных схем. [76]

Если говорить о роли государства, то очень важно, чтобы государственная политика был направлена на поддержку, а не на торможение развития предпринимательства. [77]

Одной из острых проблем, замедляющей развитие бизнеса, многие предприниматели считают неразвитую финансово-кредитную систему. Для владельцев малого и среднего бизнеса кредиты являются не очень привлекательными в связи с высокими процентными ставками и краткосрочными займами. [78]

Рентабельность предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики составляет от 5 до 15 %, а процентная ставка по кредиту - около 14-15 %. [79]

Пути развития взаимодействия кредитора и предпринимателя могут проявляться в снижении кредитных ресурсов, попытке сделать кредитование более доступным и в умении работать с заемщиком в кризисной ситуации.

Огромное значение для эффективной предпринимательской деятельности имеет ее правовое регулирование. Основной проблемой в регулировании предпринимательской деятельности является то, что сферы предпринимательства регулярно развиваются, и для того, чтобы лучше их контролировать, нужно своевременно и оптимально вносить изменения в законодательную и нормативно-правовую базу. Отсутствие актуальных правовых норм может привести к их отрицанию или вести деятельность в «обход закона».


Отсутствие единого перечня контрольно-надзорных функций, четкости их распределения и нередко избыток полномочий органов власти ведут к ухудшению взаимоотношений между государством и бизнесом. [80]

Стоит обратить внимание на несколько эффективных направлений правового регулирования предпринимательства:

- соблюдение прав предпринимателей в процессе осуществления государственного контроля;

- исполнение законодательства о развитии прав среднего и малого предпринимательства;

- антимонопольное регулирование деятельности предпринимательства, направленное на соблюдение прав предпринимателей.[81]

Требует совершенствования система налогообложения в России. Налоговая система имеет достаточно сложную структуру. Нередко это приводит к неправильному исчислению и уплате налогов, что влечет за собой пени и штрафы. Уплатив в бюджет все налоги, некоторые предприниматели остаются без средств для дальнейшего развития бизнеса. Особенно это ощущается в начале года. Недоработки в системе налогообложения толкают предпринимателей на уклонение от выплаты налогов и заставляют искать пути для перевода доходов предприятия к необлагаемым.[82]

На сегодняшний день система налогообложения совершенствуется. Но также необходимы и дальнейшие реформы в этой сфере.

Приоритетными направлениями в политике стимулирования предпринимательской деятельности должны стать:

1) уменьшение налоговой нагрузки посредством снижения налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения;

2) разработка действенных инструментов для активизации предпринимательской, деятельности повышения ее восприимчивости к инновационным процессам технологического характера.

В процентном соотношении данный показатель равен 8,8%, тогда как в Германии – 69,7%, Ирландии – 56,7%, Бельгии – 59,6%, Эстонии – 55,1%), Чехии – 36,6%; [83]

3) укрепление финансовой устойчивости и самостоятельности предприятий посредством предоставления отсрочки по уплате основополагающих налогов предприятий производственной, сельскохозяйственной сфер, получивших государственный заказ, задействованных в научной и исследовательской сферах, а также компаний, выполняющих социально значимые программы и т.д.;

4) введение налоговых льгот в отношении уплаты штрафов и пени (а именно снижение штрафов или освобождение от уплаты пени), в том случае если нарушение налогового законодательства произошло в результате форс-мажорных обстоятельств, вызванных экономическим кризисом;


5) повышение налоговой культуры и усиление прозрачности в правовой сфере налоговых отношений.[84]

Есть некоторые предложения по совершенствованию налогового контроля, на которые стоит обратить внимание:

- создание Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам;

- изменения в налоговом контроле, связанные с уклонением от выплаты налогов и сборов;

- программы по мотивации взаимодействия предпринимателя и налогового органа.[85]

Что касается взаимоотношений власти и бизнеса, то бюрократия представляет проблему для 41 % предпринимателей в России. Но, что радует – это не самый высокий показатель в мире. В Греции на бюрократию жалуются 54 %, в Индии – 45 %, в Бразилии – 44 %.[86]

Для ограничения бюрократизма могут быть рекомендованы следующие меры:

- развитие институтов гражданского общества;

- формирование более развитой формы общения между государством и обществом;

- борьба с коррупцией в государственном аппарате;

- реформы в аттестации государственных служащих;

- повышение уровня правовой культуры предпринимателей.[87]

Таким образом, основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России связаны с непродолжительностью периода экономического развития страны в рыночных условиях, низким уровнем рыночного спроса, большими налоговыми отчислениями, многочисленными административными барьерами, недостатком финансовых средств, низкой эффективностью поддержки со стороны государства, недостаточной вовлеченностью МСП в кластерное строительство.[88]

Решению этих проблем будет способствовать модернизация мер государственного регулирования, включающая решение задач, поставленных Президентом России в Указе от 7 мая 2018 г. № 204: [89]

- упрощение налоговой отчетности для предпринимателей;

- создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку субъектов МСП;

- упрощение доступа к льготному финансированию; ускоренное развитие инфраструктуры и сервисов поддержки МСП;

- модернизация системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами МСП и увеличение доли таких экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта;

- создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;

- создание нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы РФ в автоматическом режиме.


Таким образом, в современной России проводится активная государственная политика, нацеленная на поддержку малого и среднего бизнеса, однако текущий уровень развития данного сектора экономики все еще остается недостаточным.

Требуются дополнительные усилия, чтобы создать благоприятный режим для развития предпринимательства в стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, необходимо сформулировать основные выводы.

На данный момент предпринимательство является особым видом деятельности, характерным специфичным сектором экономики, функционирующим в соответствии с присущими ему закономерностями.

Применение государством определенной совокупности методов, способов или механизмов, чтобы стимулировать предпринимателей на решение задач, актуальных для экономики страны, называется государственным регулированием предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности необходимо для развития и функционирования субъектов предпринимательства, а также для поддержки их конкурентоспособности. Особое влияние оказывают государственные законодательные и нормативные акты.

Предпринимательство в России находится лишь на стадии своего формирования. Становление и развитие рыночной экономики в России изменило социальную структуру общества, привело к появлению новых слоев и социально-структурных образований.

В настоящее время в России реализуются как финансовые, так и общесистемные меры поддержки МСБ: законодательное регулирование, включающее специальный режим налогообложения, расширение доступа к закупкам компаний с государственным участием, к недвижимому имуществу; снижение административных барьеров. Большое значение имеет информационная и консультационная поддержка МСП, программы обучения предпринимателей.

Для более уверенного утверждения в нише российской экономики необходима комплексная работа по созданию экономических, политических, правовых и социальных условий. На развитие малого бизнеса в России возлагаются большие надежды.

Именно предпринимательство должно стать главным импульсом экономического роста. Страны с развитой рыночной экономикой ведут активную политику поддержки предпринимателей. В формировании благоприятной предпринимательской среды большая роль отводится именно государству. Внутри государства должна быть система развития и поддержки предпринимательства.