Файл: Понятие и виды государственных пенсий(Общие положения о государственной пенсии в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Законодательство о государственных пенсиях в Российской Федерации
1.3 Категории граждан, имеющих право на государственную пенсию
Глава 2. Виды государственных пенсий
2.3. Пенсия по случаю потери кормильца
Глава3. Порядок назначения государственных пенсии 3.1 Правила обращения за государственной пенсией
Глава3. Порядок назначения государственных пенсии
3.1 Правила обращения за государственной пенсией
В данном разделе. основными нормативными актами, которые регулируют вопросы обращения за назначением пенсии, являются Федеральные Законы «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 18,19), «О государственном обеспечении в РФ» (ст.22) и Правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденные постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ 27.02.2002 г. N 17/19па. В Правилах подробно урегулирована как процедура обращения за пенсией, так и процедура рассмотрения этих обращений соответствующими органами.
Особый порядок подачи заявления о назначении пенсии установлен для граждан РФ, выехавших на постоянное жительство за пределы России и не имеющих в России регистрацию до месту жительства или пребывания. Они должны подавать заявление о назначении пенсии не в территориальный (районный, окружной) орган ПФР, а в Пенсионный фонд России.
Заявление о назначении пенсии может подаваться в любое время после приобретения права на пенсию. При этом заявлении о назначении пенсии по старости может быть принято и до наступления у гражданина пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию. Если гражданин, приобретает право на пенсию в период нахождения в местах лишения свободы, то он может подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию учреждения, в котором он отбывает наказание.
Если право на пенсию приобретает несовершеннолетний ребенок или недееспособное лицо (пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности, социальная пенсия), то заявление о назначении пенсии подается по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). А если законным представителем является соответствующее учреждение, в котором он пребывает (например, дом-интернат для умственно-отсталых детей), то заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения этого учреждения.
Что касается пенсий, предусмотренных Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2002 г., то при их назначении к заявлению прилагаются документы в зависимости от вида пенсии и категории пенсионера. Так, например, к заявлению граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, прилагаются следующие документы:
- удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
-об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
-о признании инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- о признании инвалидом в результате других радиационных и техногенных катастроф.
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы:
- о нетрудоспособных членах семьи;
- подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;
- о месте пребывания или фактического проживания;
- подтверждающие место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ.
3.2 Сроки назначения (перерасчета) государственной пенсии
Для назначения пенсии граждане подают заявление и необходимые для назначения пенсии документы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором это заявление рассматривается в течение 10 дней.
Если все необходимые документы в порядке, то назначение трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) производится со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. За исключением:
Случаи установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет
А также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.
Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается на следующий срок:
1) пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленных к трудовой пенсии по инвалидности) - бессрочно;
2) пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсия за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленные к страховой пенсии по инвалидности, - на срок, на который установлена страховая пенсия по инвалидности;
3) пенсия по старости - бессрочно;
4) пенсия по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно;
5) пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно;
6) социальная пенсия - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.
Заключение
Итак можно подвести итоги, что государственные пенсии являются основным источником существования для определённых категорий граждан. Для другого круга граждан они являются не основным, но существенным доходом бюджета семьи. Поэтому, пенсионное обеспечение на территории нашей страны должно быть всегда устойчивым и стабильным. За годы перестройки и реформ в России много сделано для строительства правового государства. И, в первую очередь, это нашло отражение в изменении механизма самого пенсионного обеспечения граждан. Но все, же имеются некоторые отклонения, которые со временем, возможно, исправить без особых затрат.
Основной проблемой пенсионного обеспечения остаётся и размер пенсий, который, не смотря на своё постепенное возрастание, не совершенен. Такое несовершенство связано с нерациональным использованием бюджетных средств. При составлении бюджета на очередной финансовый период государству необходимо сбалансировать пенсионные поступления и выделять больше денежных средств на выплату пенсий. В связи с тем, что по мере постепенного возрастания размера пенсий или же, в другой ситуации, заработной платы, возрастают цены на продукты питания и другие необходимые товары, в обществе появляется нестабильность.
Ряд других, небольших проблем, относится к обязательному пенсионному страхованию на территории РФ. Необходимо пересмотреть статью 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, в которой излагается, что к лицам, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, относятся члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Это является неправомерным, так как для таких граждан занятие данными видами деятельности является основным источником существования и получения дохода.
В завершении следует сказать, что государственные пенсии на территории нашей страны урегулированы нормами права, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. Пенсионная система функционирует стабильно и рационально. Но для более эффективной пенсионной деятельности необходимо внести некоторые изменения в нормативную базу, что приведёт к существенным улучшениям. А что касается негосударственных пенсионных фондов, то с выходом «Программы пенсионной реформы в РФ» благополучие НПФ попало в зависимость от того, удастся ли фонду стать уполномоченным по обслуживанию обязательного накопительного уровня государственной пенсии. Поскольку Пенсионный фонд с трудом справляется с существующими выплатами государственных пенсий, ему в помощь потребуются новые институты.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ
3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ
4. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1
5. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1
6. Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ
7. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
8. Азарова Е.Г. Пенсия по случаю потери кормильца: изменения в законодательстве//Справочник кадровика. 2002. № 5
9. Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика, 2007
10. Белоглазова В.Г. Правоприменительная практика: вопросы и ответы//Пенсия. 2003. №9.
11. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2005
12. Володин Д. С. Все о новой пенсионной системе. Законы, разъяснения, примеры. - М.: Известия, 2002
13. Ерусланова Р.И., Емельянова Ф.Н., Кондратьева Р.А. Пенсионное обеспечение в России. – М.: Дашков и К, 2008
14. Мачулькая Е. Е. Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2004
15. Назаров А.С. Экономика и право. – М.: Правда, 2008
16. Назаров А.С. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей//Пенсия, 2002
17. Петров А.Н. Государственные пенсии в Российской Федерации. – М.: Гросс-Медиа, 2007
18. Право социального обеспечения: Учебник. Под ред. Гусева К. Н. - 2-е изд - М.: Проспект, 2005
19. Собрание законодательства РФ.2002. № 2
20. Собрание законодательства РФ.2003.№ 10
21. Собрание законодательства РФ. 1998. № 13
22. Собрание законодательства РФ.1995. № 31
23. Соловьев А.К. Актуальные расчеты в пенсионном страховании. – М.: Финансы и статистика, 2006
24. Ткач Ю.А. Социальные пенсии. – М., №4, 2003
25. Федоров Л.В. Пенсионный Фонд Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2008
26. Филимонова Г.К. Принцип начисления пенсий рассчитан на молодых. – М.: Пенсия. № 4, 2002
27. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Логос, 2005
-
ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, ст. 2 ↑
-
ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, ст.2 ↑
-
Федоров Л.В. Пенсионный Фонд Российской Федерации. /Л.В.Федоров. – М.: Дашков и К, 2008,
-С. 55. ↑
-
Володин Д. С. Все о новой пенсионной системе. Законы, разъяснения, примеры. / Д.С.Володин. - М.:
Известия, 2002. – С.115. ↑
-
Назаров А.С. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в
результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей//Пенсия. /
А.С.Назаров.2002. - С.56. ↑
-
Собрание законодательства РФ.2002. № 2. -С.128. ↑
-
Назаров А.С. Указ. сочинений. / А.С.Назаров. - С.57. ↑
-
Право социального обеспечения: Учебник. Под ред. Гусева К. Н. - 2-е изд - М.: Проспект, 2005.
С.95. ↑
-
Назаров А.С. Указ. сочинений. / А.С.Назаров. -С.57-59. ↑
-
Белоглазова В.Г. Правоприменительная практика: вопросы и ответы//Пенсия. / В.Г.Белоглазова.
2003. №9. -С.24-25. ↑
-
Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. –С.1475. ↑
-
Собрание законодательства РФ.2003.№ 10. –С. 902. ↑
-
Ткач Ю.А. Социальные пенсии. / Ю.А.Ткач – М.: №4, 2003, -С.33. ↑
-
Назаров А.С. Указ. сочинений. / А.С.Назаров. -С.60. ↑
-
Назаров А.С. Указ. сочинений. / А.С.Назаров. -С.61 ↑
-
Азарова Е.Г. Пенсия по случаю потери кормильца: изменения в законодательстве//Справочник
кадровика. / Е.Г.Азарова. 2002. № 5. -С.88-90. ↑
-
Мачулькая Е. Е. Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. /
Е.Е.Мачулькая. Ж.А.Горбачева. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2004. –С.589. ↑
-
Собрание законодательства РФ.1995. № 31. –С.2990. ↑
-
Ткач Ю.А. Социальные пенсии//Пенсия. / Ю.А.Ткач.2003.№4. -С.33. ↑
-
Ткач Ю.А. Указ. сочинений. / Ю.А.Ткач. -С.34. ↑