Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (Коммерческая деятельность в розничных предприятиях).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческая деятельность в розничных предприятиях
1.1. Понятие коммерческой деятельности и ее содержание в розничной торговле
1.2. Особенности коммерческой работы на розничном рынке
1.3. Задачи коммерческой деятельности в розничных предприятиях на современном этапе
2. Состояние коммерческой деятельности в ООО «Мираж»
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Коммерческая работа в ООО «Мираж»
2.3. Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия
Введение
Коммерческая деятельность – одна из основополагающих составляющих современного бизнеса. Коммерция охватывает не только сферу купли-продажи, она представляет собой намного более сложный процесс, включающий расчетные, хозяйственно-финансовые операции, правовые аспекты заключения сделок, поиск и анализ эффективных решений в области ценовой и товарной политики предприятий, работу с поставщиками и потребителями, организацию коммерческих контактов субъектов рынка таких как: аренда, лизинг, концессия, комиссия, факторинг, контрактация и другие. Важнейшими составляющими коммерческой деятельности являются выбор оптимальных каналов распределения продукции, создание вертикальных и горизонтальных маркетинговых систем.
Актуальность темы обусловлена тем, что значение коммерческой деятельности в настоящее время возрастает. Это связано с большой степенью риска при принятии коммерческих решений, особенно для предприятий, осуществляющих внешнеторговые операции.
Цель данной работы – рассмотреть коммерческую деятельность розничного торгового предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие коммерческой деятельности и ее содержание в розничной торговле;
- Выявить особенности коммерческой работы на розничном рынке;
- Рассмотреть задачи коммерческой деятельности в розничных предприятиях на современном этапе;
- Проанализировать состояние коммерческой деятельности в ООО «Мираж»;
- Определить пути улучшения коммерческой деятельности в ООО «Мираж».
Объект исследования – торговое предприятие ООО «Мираж».
Предмет исследования – коммерческая деятельность розничного торгового предприятия.
Информационная основа курсовой работы – практические материалы торгового предприятия «Мираж», а также учебная и научная литература, публикации в экономических периодических изданиях по теме исследования.
1. Коммерческая деятельность в розничных предприятиях
1.1. Понятие коммерческой деятельности и ее содержание в розничной торговле
Коммерция – слово латинского происхождения: «коммерциум» – торговля.
Однако надо иметь в виду, что термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную
отрасль народного хозяйства – торговлю, в другом торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Традиционно коммерческая деятельность связана со вторым значением коммерции.
Термины «торг», «торговые обороты» означают коммерцию с позиции выгодности купли и продажи, сопровождаемых коммерческой сделкой, обменом и продвижением товаров. В этом случае всеобщим средством обмена являются деньги, а местом обмена товаров на деньги – рынок. Производитель
изготавливает товар и продает его коммерческо-посредническому предприятию по определенной цене. В свою очередь коммерческо-посредническое предприятие продает этот товар покупателю по цене, регулируемой рынком.
Вхождение в рынок – сложный и многофакторный процесс, охватывающий все стороны коммерческой деятельности предприятий. С этих позиций профессоры Московского института предпринимательства и права Ю.А. Аванесов и Е.В. Васькин дают следующую трактовку коммерческой
деятельности: «Цель коммерческой деятельности – максимизация выгоды дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации
этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей на рынке товаров и услуг» [1, c. 26].
Таким образом, авторы выделяют три компонента коммерческой деятельности: производство продукции, коммерция (торговля), коммерческое посредничество.
В период перехода к рынку, когда возрастает роль коммерческой деятельности в торговле, требуется более полное раскрытие ее сущности и содержания. Ф.Г. Панкратова и Т.К. Серегина рассматривают
коммерцию следующим образом: «Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы выявления и изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками,
включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств» [11, c. 32].
Более широкое толкование сущности коммерческой деятельности дал профессор Б.А. Райзберг: «Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности». Далее автор конкретизирует, что коммерческое предпринимательство включает поиск, закупку конкретного товара, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту продажи, продажу и послепродажное обслуживание. Процесс торговли предполагает, по мнению Б.А. Райзберга, и документальное оформление сделок. Таким образом, коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность и разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, перепродажей товаров и предоставлением услуг [14, c. 143].
Разные толкования коммерции определяются ее многоаспектностью. Но несмотря на отмеченные различия, многие исследователи сходятся во мнении, что предметом коммерции служат купля-продажа товаров в сфере товарного обращения с учетом удовлетворения запросов потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия для последующей реализации.
Итак, коммерческая деятельность – неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей-продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли. При закупке и поставке товаров изучается рынок, устанавливаются хозяйственные связи с поставщиками, осуществляются коммерческие операции, направленные на коммерческие сделки, заключение контрактов и товарно-денежный обмен. Коммерческая работа должна сопровождаться коммерческими действиями и решениями исходя из условий внешней среды и конъюнктуры рынка. При выполнении коммерческих функций следует основываться на экономических законах рынка, финансовой политике и коммерческом праве.
Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности.
Основой успешного осуществления коммерческой деятельности является ее информационное обеспечение. Сюда следует отнести информацию:
- о спросе и конъюнктуре рынка;
- об объемах и структуре производства товаров (его потребительских свойствах, качестве и т.п.);
- о численности и составе обслуживаемого населения, его покупательной способности;
- о потенциальных возможностях конкурентов.
Опираясь на анализ имеющейся информации, можно приступать к следующему этапу коммерческой деятельности — определению потребностей в товарах. При этом определяется емкость рынка и его сегментов, обосновывается ассортимент необходимых товаров.
Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которыми должны быть установлены хозяйственные связи. Этому предшествует работа по изучению возможных поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объем предлагаемых
товаров, условия поставок, цена и т.д.).
На следующем этапе коммерческой деятельности решается вопрос об установлении договорных отношений с поставщиками товаров. Должны быть согласованы все моменты, связанные с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой деятельности
должен быть подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого необходимо наладить четкий контроль.
На этом заканчиваются коммерческие операции, связанные с оптовыми закупками товаров. Далее следует комплекс технологических операций, связанных:
- с поступлением товаров;
- разгрузкой транспортных средств;
- приемкой товаров по количеству и качеству;
- хранением товаров;
- перемещением товаров и т.д.
Затем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям - на предприятиях оптовой и розничной торговли [3, c. 79].
На предприятиях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что особенно касается операций, следующих за оптовыми закупками товаров. Здесь также приходится иметь дело с управлением товарными запасами и управлением ассортиментом товаров. Однако эти
операции, в отличие от операций, выполняемых в оптовых звеньях, имеют свою специфику, которая определяется совершенно другими размерами и структурой товарных запасов, сроками нахождения товаров на предприятиях розничной торговли и иными подходами к формированию ассортимента товаров в розничной торговой сети.
Свою специфику имеет и рекламно-информационная деятельность предприятий розничной торговли, и оказываемые ими услуги, т.к. рассчитаны они на непосредственных потребителей товаров - население.
Поскольку в розничной торговле завершается процесс доведения товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной продажей товаров, является наиболее ответственной, т.к. на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребителем товара. Поэтому
очень важно не только предложить розничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при этом современные, удобные для покупателя методы продажи, прогрессивные системы расчета за покупки.
Коммерческая деятельность предприятий в условиях рыночных отношений должна осуществляться на основе маркетинговых исследований. При этом необходимо ориентироваться на успешный коммерческий результат. Одновременно следует учитывать, что на коммерческую деятельность
оказывают прямое и косвенное влияние многие факторы, основными из которых являются:
- Уровень квалификации коммерческих работников.
- Правовая база коммерческой деятельности.
- Состояние материально-технической базы предприятий.
- Ассортимент товаров и перечень оказываемых услуг.
- Уровень конкуренции на рынке.
- Финансовое состояние предприятия.
- Наличие развитых информационных систем и т.д.
Предприятия должны учитывать степень влияния этих факторов в своей коммерческой деятельности, без чего невозможно обеспечить высокую эффективность их функционирования.
1.2. Особенности коммерческой работы на розничном рынке
Коммерческая деятельность на предприятиях розничной торговли имеет свою специфику, которая проявляется на всех ее этапах. Это связано с тем, что розничный рынок – это потребительский рынок, где покупатели приобретают товары и услуги для личного потребления. Здесь представлено огромное количество отличающихся друг от друга по уровню доходов и потребления, социальному положению, образованию и другим признакам покупателей.
Естественно, что эти обстоятельства должны учитывать
работники розничных торговых предприятий в своей коммерческой деятельности, т.к. именно в магазинах осуществляется признание или непризнание товара, или услуги конечным потребителем. Успех коммерческой деятельности в розничной торговле во многом зависит оттого, насколько квалифицированно и своевременно работники смогут разобраться в требованиях покупателей и удовлетворить их, от применяемых методов продажи, состояния и размещения розничной торговой сети и других факторов.
Для того чтобы обеспечить успешную реализацию товаров конечным потребителям, на розничных торговых предприятиях должна проводиться повседневная работа по изучению и прогнозированию покупательского спроса населения. С этой целью в магазинах должен быть организован учет продажи и запасов товаров в ассортиментном разрезе, а также регистрация неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству товаров. Учитывая, что эта работа достаточно трудоемкая, учет движения товаров широкого ассортимента возможен лишь на основе использования современной компьютерной техники (кассовых терминалов и т.д.).