Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (Теоретические аспекты развития коммерческой деятельности компании).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты развития коммерческой деятельности компании
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2. Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия
2. Анализ коммерческой деятельности ООО «Золотой лев»
2.1 Общая характеристика ООО «Золотой лев»
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Золотой лев»
2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «Золотой лев»
3. Разработка рекомендаций по развитию коммерческой деятельности ООО «Золотой лев»
3.1 Направления развития коммерческой деятельности ООО «Золотой лев»
При оценке эффективности договорной работы оптовой торговой организации принимается во внимание не только количество заключенных договоров с поставщиками и покупателями, но и их качество, т.е. оценивается, насколько выгодны для организации условия договора, изучается степень и методы контроля исполнения договорных обязательств, как партнерами, так и самой организацией.
Выгодными условиями считаются те, которые способны сократить затраты фирмы по совершению сделки, выиграть время в случае финансовых затруднений, снизить риск, связанный с неоплатой товара и т.д. Поэтому специалист по коммерческой деятельности должен стремиться заключить договор на максимально выгодных условиях, что позволит достичь более высоких результатов [5, c. 48].
Однако что выгодно для одной стороны, чаще всего не совсем выгодно для другой. Договор – это всегда компромисс, одна сторона идет на уступку другой стороне, соглашаясь на ее условия в части договора, взамен на возможность диктовать свои условия в другой части договора. Поэтому для оценки эффективности договорной работы необходимо соотнести прибыль от сделки с затратами на ее совершение, определить насколько обоснованы затраты, предусмотренные условиями договора [14, c. 89].
В случае неисполнения обязательств по договору, фирма может понести значительные убытки вследствие недополучения денежных средств за товар, выплаты штрафов, пени, потери деловой репутации и т.д. Оперативный контроль исполнения договоров поможет избежать данных последствий. Степень контроля исполнения своих договорных обязательств можно оценить, отследив количество и характер неисполненных организацией обязательств; затраты, понесенные в связи с нарушением условий договора – уплаченные штрафы, пени, неустойки [16, с.73].
Основным показателем при анализе закупочной деятельности является объем закупок. Поэтому для оценки эффективности деятельности торговой организации в данном направлении, в первую очередь, необходимо проанализировать динамику общего объема закупок и его структуры. Структура объема закупок должна быть представлена как в разрезе товарного ассортимента, так и по каждому из поставщиков.
Во многом эффективность закупочной деятельности зависит от выбора поставщиков. Оценить, насколько этот выбор правильный, можно с помощью следующих показателей:
- частота и характер неисполнения (ненадлежащего исполнения) поставщиком договорных обязательств;
- количество и удельный вес поставок некачественного товара;
- нарушение установленных сроков поставок по вине поставщика;
- количество и удельный вес поставок товаров в ненадлежащем количестве и ассортименте;
- устойчивость условий договора – наличие внесения изменений в договор по наиболее значимым пунктам (цена, ассортимент, сроки и количество);
- доходность сделки с данным поставщиком (определить сумму валового дохода от продажи товаров данного поставщика, удельный вес в общей сумме валового дохода, долю затрат на совершение сделки в сумме валового дохода от сделки).
Расчет данных показателей необходимо проводить по каждому поставщику отдельно, что позволит при сравнении результатов выявить наиболее надежных и выгодных партнеров [9, c. 65].
Одним из основных направлений закупочной деятельности является формирование ассортимента. Эффективность данной работы определяется в первую очередь таким показателем, как рентабельность ассортимента. Под рентабельным ассортиментом понимают такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим субъектом запланированного размера прибыли [11 c.103].
Состояние товарного ассортимента торговой организации характеризуют следующие показатели:
Широта ассортимента – количество групп и подгрупп товаров, включенных в торговый ассортимент [4, c.55].
Глубина ассортимента – количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте предприятия.
Структура ассортимента – это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте.
Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия товаров установленному ассортиментному перечню.
Устойчивость (стабильность) ассортимента – это бесперебойное наличие товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне.
Обновление ассортимента – пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия [15 c. 178].
Важнейшей составляющей коммерческой деятельности торговой организации по закупкам товаров является управление товарными запасами. От того, насколько грамотно и рационально осуществляется управление товарными запасами, зависит эффективность всей деятельности фирмы.
Главным критерием оценки эффективности управления товарными запасами является оборачиваемость товарных запасов. Этот показатель отражает скорость реализации запасов. Чем он ниже – тем меньше средств вложено в наименее ликвидную часть текущих активов [8, c. 71].
Основными составляющими деятельности по управлению запасами являются: определение оптимального размера товарных запасов и заказываемой партии товаров, а также частоты завоза товаров, которые зависят, в первую очередь, от объема спроса (оборота).
В торговле при расчете оптимального размера товарных запасов и заказываемой партии целесообразно исходить из объема реализации за определенный период, например, за месяц. Необходимо также учитывать предполагаемый объем заказов от покупателей, площадь склада, расходы на транспортировку и хранение [8, c. 76].
В качестве критерия оптимальности выбирают минимум суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение. И те, и другие зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа разный: транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа, очевидно, уменьшаются, так как закупки и перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже; расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа [10, с.51].
Для оценки эффективности коммерческой работы в данном направлении нужно определить, насколько затраты при осуществлении закупок обоснованы. Для этого необходимо соотнести прибыль, полученную в результате реализации закупленных товаров, с затратами, т.е. определить рентабельность затрат.
Таким образом, эффективность коммерческой деятельности по управлению товарными запасами зависит не только от скорости оборачиваемости товарных запасов, но и от рентабельности затрат, связанных с осуществлением закупок [5, c. 84].
Главным показателем эффективности не только коммерческой работы по продаже товаров, но и коммерческой деятельности организации в целом, является оптовый товарооборот. Анализ его структуры в разрезе ассортимента позволяет выявить неходовые, убыточные товары. Полученная информация поможет организации оптимизировать торговый ассортимент, разработать мероприятия по стимулированию продаж данных товаров. Однако данный показатель в большей степени характеризует спрос на реализуемый товар, нежели экономический эффект. Поэтому для оценки эффективности сбытовой деятельности применяются относительные показатели: рентабельность продаж и рентабельность затрат на реализацию, а также скорость обращения товаров [13, c. 69].
Также при оценке эффективности коммерческой деятельности по продаже товаров проводится анализ работы с покупателями по количеству заключенных договоров, структуре товарооборота по каждому из покупателей, анализируется дебиторская задолженность, а также степень удовлетворения покупателей.
Эффективность сбытовой деятельности зависит также от реализуемой фирмой ценовой политики. При оценке эффективности ценовой политики фирмы изучают динамику и уровень цен реализации, а также определяют следующие показатели: [12, c. 62]
- валовой доход фирмы за период;
- средний уровень торговой надбавки, принятой в организации;
- уровень торговой надбавки в цене по товарным группам;
- сумма прибыли и ее удельный вес в торговой надбавке;
- сумма издержек на реализацию и их доля в сумме валового дохода.
Если в ценовой политике организации предусмотрено предоставление скидок, то необходимо оценить эффективность их применения, при этом нужно исходить из целей организации. Основной целью применения скидок является увеличение объема продаж, так как в большинстве случаев прибыль, получаемая из торговой надбавки, слишком мала, и торговые организации могут получать больше прибыли только за счет оборота товаров – чем выше товарооборот, тем больше прибыль [14, c. 89]. Поэтому для оценки эффективности применения скидок необходимо определить прирост объема продаж, а также соотнести прибыль, полученную от продажи дополнительных единиц товара с применением скидок, с прибылью, которую фирма получила бы без предоставления скидок.
2. Анализ коммерческой деятельности ООО «Золотой лев»
2.1 Общая характеристика ООО «Золотой лев»
ООО «Золотой лев» - современна компания, действующая на российском мебельном рынке. Полное наименование предприятия – общество с ограниченной ответственностью «Золотой лев». Юридический и фактический адрес предприятия – г. Санкт-Петербург, ул. Матросова 30, стр. 5.
ООО «Золотой лев» создано в 2012 г. При образовании ООО «Золотой лев» создан уставный фонд, который составил на 2018 год 200 000 руб. Участие в нем распределяется между участниками общества равными долями.
Являясь юридическим лицом, ООО «Золотой лев» имеет расчетный счет в банке, самостоятельный баланс, фирменный бланк, штампы с фирменным наименованием и круглую печать. В своей деятельности ООО «Золотой лев» руководствуется текущим законодательством РФ и внутренними нормативно-правовыми документами.
Основные средства ООО «Золотой лев» включают в себя офисную технику, офисную мебель, оборудование производственное, складское и торговое.
Филиалы, дочерние и зависимые общества у рассматриваемого предприятия отсутствуют.
Налогообложение ООО «Золотой лев» осуществляется на основании общей системы налогообложения.
Основные направления деятельности компании:
- производство корпусной мебели;
- производство мягкой мебели;
- реализация корпусной и мягкой мебели.
В таблице 1 представлены критерии отнесения предприятий к микро предприятиям и малым предприятиям.
Таблица 1
Критерии отнесения предприятий к малым и микропредприятиям в 2018 г
Критерий |
Микро-предприятие |
Малое предприятие |
ООО «Золотой лев» |
Суммарная доля участия в уставном капитале ООО РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов |
Максимум 25 % |
Максимум 25 % |
0 % |
Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций |
Максимум 49 % |
Максимум 49 % |
0 % |
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год |
Максимум 15 человек |
Максимум 100 человек |
17 |
Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год |
Максимум 120 млн. руб. |
Максимум 800 млн. руб. |
23,2 |
Мы видим, что по критерию среднесписочной численности персонала ООО «Золотой лев» относится к малым предприятиям, тогда как по критерию дохода от предпринимательской деятельности ООО «Золотой лев» можно считать микропредприятием. Учитывая, что компания ведет всю бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями к малым предприятиям, отнесем ООО «Золотой лев» к малым предприятиям.
На сегодняшний день ООО «Золотой лев» находится на второй стадии жизненного цикла, которая называется развитие. Организационная структура компании формализована, подразделения сформированы на основе функционального разделения обязанностей. В компании развиваются методы принятия решений. Объем оказания компанией услуг возрастает, при этом возрастает объем выручки.
Организационная структура управления ООО «Золотой лев» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Золотой лев»
Стратегическое и оперативное управление предприятием осуществляет генеральный директор. Генеральный директор представляет интересы общества, осуществляет руководство в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности предприятия. К компетенции Генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью. Делегирование полномочий осуществляется директором напрямую линейным руководителям подразделений.