Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере ООО «Веха-Регион»)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений формирование товарного ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы коммерческого предприятия. Стратегия формирования товарного ассортимента охватывает все основные сферы производственно-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия – сбыт, финансы, производство, закупки, которые тесно взаимосвязаны.

В современных условиях конкуренции рынок определяет ассортимент товаров. При этом основной задачей коммерческого предприятия является удовлетворение спроса потребителей лучше и эффективнее конкурентов. При неоптимальной структуре ассортимента происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, наблюдается снижение экономической устойчивости коммерческого предприятия.

Оптимальный товарный ассортимент прямо воздействует на сбытовую деятельность коммерческого предприятия, что важно для получения максимальных значений прибыли. Поэтому на сегодняшний день разработка и реализация стратегии формирования товарного ассортимента, способствующие получению желаемой прибыли на длительный период времени, крайне актуальная задача для коммерческих предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными.

Целью работы является изучение формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли;

- провести анализ формирования ассортимента товаров на торговом предприятии ООО «Веха-Регион»;

- провести разработку рекомендаций по совершенствованию стратегии формирования товарного ассортимента предприятия ООО «Веха-Регион».

Предметом работы является ассортиментная политика торгового предприятия.

Объектом работы является торговое предприятие ООО «Веха-Регион».

При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные Интернет-ресурсов. Применены такие методы и приемы исследования как анализ, синтез, сравнение.


1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли

1.1. Понятие, классификация и характеристики ассортимента

Ассортимент является одной из важнейших характеристик деятельности торгового предприятия. Ассортиментом называется определенная совокупность (набор), перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (назначению, цвету, сырью, способу производства и т.п.). Понятие ассортимента применяется для характеристики состава товарной массы [7, с. 229].

С экономической точки зрения ассортимент – это, прежде всего, отражение межотраслевой и отраслевой пропорции в составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности отраслей и предприятий, производящих товары, т.е. это один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий [2, с. 85]. Но ассортимент представляет собой и логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня. Благодаря этому ассортимент позволяет ориентироваться на отдельные виды товаров и их группы, которым присущи общие признаки, создает условия для изучения, планирования, прогнозирования, учета и потребительского спроса.

Товарный ассортимент имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависит полнота удовлетворения покупательского спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка [5, с. 117].

В табл. 1 систематизированы точки зрения различных авторов на определение категории «товарный ассортимент»

Таблица 1

Дефиниции категории «товарный ассортимент»

Автор

Определение

Достоинства

Недостатки

Ф.Г.

Панкратов

[13, с. 249]

Товарный ассортимент

– номенклатура товаров, реализуемых в магазинах

Определение

рассматривается как

совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям

Не учитываются

признаки, на основании которых совокупность товаров образует ассортимент

ГОСТ 51303-99

[1]

Товарный ассортимент - набор товаров, объединённых по какому-либо одному или совокупности признаков.

Определение рассматривается с позиции признаков, объединяющих товары в ассортимент

Отсутствует акцент на необходимость оценки потребительских предпочтений

Г.А.

Васильев

[4, с. 105]

Товарный ассортимент - виды товаров, перечень видов товаров, представленных в магазине, на рынке, в торговой сети

Определение рассматривается с точки зрения совокупности товарных групп, реализуемых в различных местах продаж

Не учитываются признаки, на основании которых совокупность товаров образует ассортимент

Н.И.

Лыгина

[12, с. 63]

Товарный ассортимент - группа однородных товаров, предназначенных для определенного круга покупателей, удовлетворяющих сходные потребности.

Определение рассматривается с точки зрения направленности на удовлетворение определенных покупательских потребностей

Определение не учитывает другие признаки объединения совокупности товаров в ассортимент

А.П.

Симонова

[18, с. 147]

Товарный ассортимент - группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же клиентам, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен

Определение рассматривается с различных позиций взаимосвязи товаров

Не акцентируется внимание на важности и необходимости анализа потребительских предпочтений


Ассортимент товаров подлежит множественной классификации по различным основаниям (рисунок 1).

Классификация ассортимента товаров

Местонахождение товаров

Промышленный

Торговый

Широта охвата товаров

Простой

Сложный

Групповой

Развернутый

Сопутствующий

Смешанный

Глубина охвата товаров

Укрупненный

Видовой

Марочный

Степень удовлетворения потребителей

Рациональный

Оптимальный

Характер потребностей

Реальный

Прогнозируемый

Рисунок 1 - Общая классификация товарного ассортимента [7, с. 231]

Товарный ассортимент подлежит разделению на группы по признаку местонахождения, на подгруппы – по глубине и широте охвата, на виды в зависимости от степени удовлетворения потребностей, на разновидности в зависимости от характера потребностей [9, с. 145].

По критерию местонахождения товаров ассортимент товаров делят на торговый и промышленный. Торговый ассортимент представлен набором товаров, сгруппированных торговой организацией на основе потребительского спроса, ее специализации и материально-технической базы. Под промышленным ассортиментом понимается набор товаров, которые выпускаются товаропроизводителем исходя из возможностей производства, которыми он обладает [7, с. 233].

По широте охвата товарный ассортимент может быть простым, сложным, групповым, развернутым, сопутствующим или смешанным. Простой товарный ассортимент представлен набором товаров, состоящих из небольшого количества групп, наименований и видов, нацеленных на удовлетворение ограниченного числа потребителей. Сложный ассортимент представлен существенным количеством видов, групп, разновидностей и наименований товаров, удовлетворяющих различные потребности. Под групповым ассортиментом понимается набор товаров однородного типа, которые объединены некой общностью признаков и удовлетворяют аналогичные потребности. Ассортимент развернутого типа представлен набором товаров, состоящих из большого количества разновидностей, видов, подгрупп и наименований, которые хоть и относятся к группе однородных, но все же не отличаются наличием индивидуальных признаков. Сопутствующий товарный ассортимент состоит из товаров, выполняющих вспомогательные функции и не относящихся к категории основных для данного предприятия. Товарный ассортимент смешанного типа сформирован за счет товаров различных видов, групп и наименований, отличных по своему функциональному назначению.


В зависимости от глубины охвата товаров выделяется укрупненный товарный ассортимент, подразделяющийся на два типа:

- видовой ассортимент (товары различного вида и наименования, предполагающие удовлетворение аналогичных потребностей);

- марочный ассортимент (товары одного вида или одной торговой марки).

В зависимости от степени удовлетворения потребностей товарный ассортимент подразделяется на оптимальный и рациональный. Первый призван удовлетворять реальные потребности с максимальным эффектом для потребителей при минимальных затратах, а второй – наиболее полно удовлетворяет потребности, которые реально обоснованы, то есть посредством удовлетворения которых обеспечивается максимально высокое качество жизни в условиях определенного технологического развития.

Наконец, по характеру потребностей различают реальный и прогнозируемый товарный ассортимент.

Анализ ассортимента проводится по следующим показателям [19, с. 98]:

Полнота ассортимента - отношение фактического числа разновидностей товара (находящегося в продаже) к базовому числу товаров. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что полнота ассортимента позволяет оценить «насыщенность» товаров, имеющихся в продаже.

Следующий показатель - широта ассортимента. Характеризуется количеством наименований товаров, товарных групп.

Количество торговых марок товаров одного вида, их модификаций или торговых артикулов представляет собой показатель глубины ассортимента. Прежде всего, глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров каждого наименования. Коэффициент глубины рассчитывается как отношение действительной глубины к базовой. Чем выше значение данного показателя, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара.

При этом необходимо отметить, что существуют такие разновидности глубины ассортимента как:

  • действительная глубина, характеризующаяся количеством торговых марок или модификаций товаров, имеющихся в наличии.
  • базовая глубина, определяемая количеством торговых марок или модификаций товаров, предлагаемых на рынке или потенциально возможных для производства и принятых в качестве основы для сравнения [9, с. 112].

Важным показателем ассортимента предприятия является также его устойчивость. Устойчивость ассортимента представляет собой способность набора товаров предприятия удовлетворять потребности покупателей на товары повседневного спроса. Данный показатель характеризует постоянное наличие в продаже товаров соответствующих видов.


Для оценки этого показателя рассчитывается коэффициент устойчивости – отношение количества товарных видов, разновидностей и наименований, на которые существует устойчивый спрос потребителей, к общему количеству товарных видов, разновидностей и наименований тех же однородных групп.

Как правило, коэффициент устойчивости ассортимента рассчитывается за конкретный период (месяц, квартал, год). Считается, что оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента для универмагов составляет 0,80; для специализированных магазинов - 0,75.

Несмотря на то, что производители и продавцы стремятся увеличивать количество товаров, на которые существует устойчивый спрос, необходимо иметь в виду, что вкусы и привычки покупателей склонны к изменениям, а значит, устойчивость ассортимента должна быть рациональной.

Далее рассмотрим такой показатель ассортимента как его обновляемость. Обновляемость ассортимента характеризует его способность к замене входящих в его структуру товаров на товары с более высокими показателями потребительских свойств.

Таким образом, обновление (новизна) ассортимента, определяется как его способность, за счет новых товаров, удовлетворять изменившиеся предпочтения потребителей.

Коэффициент новизны позволяет оценить степень обновления ассортимента, появление новых изделий в его структуре.

При этом постоянное и повышенное обновление ассортимента для производителя и продавца предполагает осуществление определенных затрат, а также наличие риска, что затраты могут не оправдаться. В связи с этим обновление ассортимента также должно быть продуманным, рациональным и экономически обоснованным.

Кроме перечисленных показателей для характеристики ассортимента применяются следующие показатели [6, с. 55]:

Совместимость - позволяет оценить уровень взаимодополняемости и сочетаемости отдельных ассортиментных групп.

Высота ассортимента представляет собой среднюю цену ассортиментной группы.

Подвижность ассортимента оценивает его способность к изменениям согласно потребностям и предпочтениям потребителей.

Стабильность ассортимента - определяется как способность предприятия сохранять ассортиментную матрицу, включающую наиболее востребованные и доходные ассортиментные позиции.

И, наконец, важным показателем является актуальность ассортимента, определяемая как наличие постоянной востребованности потребителями представленных предприятием ассортиментных позиций.