Файл: «Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование»(Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности в розничной торговле).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности в розничной торговле
1.1 Понятие, цели, задачи, принципы организации коммерческой деятельности
1.2. Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности
1.3. Направления совершенствования организации коммерческой деятельности
2. Исследование организации коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Massimo Dutti»
2.1. Общая характеристика ООО «Massimo Dutti»
2.2. Оценка системы организации и управления коммерческой деятельностью
ВВЕДЕНИЕ
Для того, чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать эффективность коммерческой деятельности, как своего предприятия, так и его существующих и потенциальных контрагентов.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что рыночная экономика тесно связана с необходимостью повышения эффективности производства, конкурентоспособности товаров и услуг на основе систематического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Он дает возможность вырабатывать необходимую стратегию, а также тактику развития организации, на основании которых формируется производственная программа, выявляются резервы повышения эффективности производства и т.д.
Анализ эффективности деятельности предприятия позволяет дать объективную оценку, выявить закономерности, тенденции развития, решить стоящие перед ним задачи, вскрыть резервы производства и недостатки в его работе, определить пути повышения эффективности деятельности.
Так как на сегодняшний день всячески повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, экономическая и юридическая ответственность за результаты финансово- хозяйственной деятельности. Повышается значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Это ведет к увеличению роли финансового анализа в оценке производственной и коммерческой деятельности, также в размещении, наличии и использовании капитала и доходов. Результаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам, инвесторам, налоговым службам, поставщикам, менеджерам и руководителям фирм.
Целью работы является изучение коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и ее совершенствование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты организации коммерческой деятельности в розничной торговле;
- провести исследование организации коммерческой деятельности торгового предприятия ООО «Massimo Dutti»;
- разработать мероприятия по совершенствованию организации коммерческой деятельности ООО «Massimo Dutti».
Объектом работы является ООО «Massimo Dutti».
Предметом работы является коммерческая деятельность ООО «Massimo Dutti».
Изучению проблем, связанных с управлением коммерческой деятельностью предприятия, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, на трудах которых базируется выполненное исследование. Ими исследованы и решены многие теоретические и прикладные задачи, обусловленные содержанием работ по управлению коммерческой деятельностью предприятия.
В процессе выполнения работы были использованы труды таких авторов как Ковалев В.В., Савицкая Г.В., Иванов Г. Г. и др.
Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения современной экономики. Ключевыми методами исследования послужили системный анализ и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Использовались такие методологические приемы как сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция. При проведении анализа доходов и расходов применяются основные методы анализа: вертикальный, горизонтальный, факторный анализ и метод коэффициентов.
1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности в розничной торговле
1.1 Понятие, цели, задачи, принципы организации коммерческой деятельности
Любая коммерческая деятельность, целью которой всегда являлось получение прибыли, имеет определенную хозяйственную направленность и осуществляется для достижения целей, которые ставит перед собой руководство компании. Данные цели называются целями функционирования и определяют действия всего предприятия. Грамотное ведение коммерческой деятельности является основой стабильного существования предприятия на рынке, сама же коммерческая деятельность формируется на принципах рынка и всячески изменяется и развивается [9, с. 19]. Продавец и покупатель взаимодействуют на рынке, осуществляя сделки купли-продаж товаров, иными словами ведут коммерческая деятельность. Однако коммерческая деятельность в сфере торговли – имеет более широкие возможности и охватывает не только непосредственно операции по купле-продаже товара [7, с. 45].
Для того, чтобы покупатель приобрел товар и заплатил за него деньги, прежде торговому предприятию необходимо совершить ряд организационных и хозяйственных операций, в том числе изучить интересующий рынка сбыта товаров и спрос местного населения, осуществить поиск поставщиков и покупателей товаров, систематизировать и ввести контроль хозяйственных связей между участниками торговой сделки, организовать транспортировку товаров до покупателей, регулярно проводить рекламно-информационную работу по сбыту товаров, осуществлять торгового обслуживания и т.д. [8, с. 93]
В современном деловом мире понятие коммерческой деятельности связывают с несколькими значениями, основным из которых является, направленная деятельность на получение прибыли. Такое трактование понятия коммерции приближает его к понятию предпринимательства, бизнеса. В узком смысле коммерческую деятельность связывают исключительно с деятельностью организаций торговли.
Существуют различные понятия коммерческой деятельности, описанные в современной экономической литературе, при этом все они между собой перекликаются и непременно связаны с процессом торговли.
Толковый словарь Ушакова Д.Н. дает определение понятию коммерция и трактует его как торговлю, торговые дела [15, с. 429]. «Большой экономический словарь» Борисова А.Б. толкует понятие «коммерция» как предпринимательскую деятельность, осуществляемую в области торговли и торгово-посреднической среде, предполагающей участие в процессе продаже товаров и услуг и содействие увеличения уровня продаже [2, с. 273]. Толковый словарь Даля В.И. говорит, что коммерция – это купеческий промысел, торг, торговые обороты [5, с. 247].
Также коммерческая деятельность трактуется как взаимоотношения между юридическими лицами и между физических лицами, заключающиеся в проведении операций по осуществлению купли-продажи товаров и услуг в целях удовлетворения спроса одних и получения прибыли другими; вид деятельности, который неразрывно связан с продажей товаров, и от которой зависят итоговые финансовые результаты деятельности торгового предприятия; оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций товарно-материального обмена ценностей в целях удовлетворения потребностей клиентов и получения прибыли.
Однако коммерческая деятельность предприятия не заключается только лишь в выполнении коммерческих функций закупки и продажи, а предполагает выполнение более широкого набора функций различного хозяйственного характера и содержания. На первых этапах необходимо изучить и сформировать спрос на продукцию; осуществить поиск, выбор и заключение сделок с партнерами до момента организации доставки продукции непосредственно покупателю и осуществить управление как всей коммерческой деятельностью компании в целом, так и отдельными коммерческими процессами, связанными с продажей и доставкой товара [9, с. 21].
Основной целью коммерческой деятельности является максимизация выгоды от предпринимательской деятельности, предполагающая увеличение текущего дохода и оптимизации расходов компании. Весь процесс коммерческой деятельности должен быть направлен на достижение этой цели. Для гарантии исполнения эти цели должны содержаться в учетной политике предприятия, и осуществляться по средствам изучения рынка товаров и услуг, процессов и условий его формирования, выбора и обоснования направлений действий коммерческой деятельности в соответствии с потребностями клиентов и возможностями компании, доведения товаров до целевых потребителей и организации самого процесса потребления, а также коммерческого посредничества и установления договорных связей на рынке товаров и услуг [7, с. 47].
Особая роль принадлежит той области коммерческой деятельности, которая связана с выполнением определенного комплекса мер по доведению продукции и товаров от производителя до конечного покупателя (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Цели коммерческой деятельности [4, с. 45]
По мере дальнейшего развития рыночных отношений, составляющие элементы коммерческой деятельности компаний будут подвергаться качественным изменениям. Будет усиливаться потребность торговых специалистов в новых знаниях и опыте в области теории и практики управления коммерческой деятельности [9, с. 23].
Решение основных задач коммерческой деятельности заключается в выполнение следующих действий:
- закупка технических ресурсов и сырья предприятиями, осуществляющими производство и закупка товаров оптовыми посредническими предприятиями и др. предприятиями торговли;
- эффективном планировании ассортимента и процесса сбыта продукции на предприятии;
- организация процесса сбыта продукции торговыми компаниями и предприятиями-изготовителями;
- выбор наилучшего партнера и наиболее выгодных договорных условий в процессах коммерческой деятельности;
- организация оптовой продажи товаров и коммерческое посредничество в сделках купли-продажи товаров;
- розничная торговля в форме коммерческо-посреднической деятельности.
Коммерческая деятельность является основой торгового бизнеса, а коммерсант – ключевой фигурой в торговом процессе [4, с. 45].
Коммерческая деятельность является той сферой всей хозяйственной деятельности предприятий производства и торговли, которая занимается поиском, привлечением и удержанием клиентов. При этом сфера обращения коммерческой деятельности не охватывает сферу непосредственно производства товаров и услуг [7, с. 48].
В соответствии с законодательством любая организация и любой человек, предлагающие на рынок продукты труда своей деятельности или своих работников, а, значит, участвующие в процессе обмена товара на деньги, может быть определен к категории субъектов продажи. При этом важно понимать, что, если данный субъект предполагает получение дохода от своей деятельности и от продажи товаров или оказания услуг, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую [7, с. 75].
Налогообложение и налоговое законодательство нашей страны четко регламентирует и определяет понятия и функциональные особенности коммерческой деятельности в целях учета и налогообложения [4, с. 47].
Законодательство Российской Федерации определяет различные категории налогоплательщиков и формы налогообложения, основываясь на уставной цели предприятия, осуществляемой для получения прибыли. При этом форма собственности субъекта хозяйствования значения не имеет. С позиций налогообложения основной задачей является четкое определение вида деятельности по конкретному предприятию: либо это производство, либо продажа каких-либо товаров (материалов или сырья), оказание производственных или непроизводственных услуг, торгово-посреднические операции и т.п. От этого будет зависеть ставка налогов на прибыль [8, с. 35].
1.2. Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности
На сегодняшний день основополагающими методами оценки коммерческой деятельности предприятия являются:
1. Горизонтальный анализ (временной). Как правило, данный вид анализа применяется при изучении баланса, и представляет собой сравнение тех или иных позиций во времени. Недостаток данного метода заключается в том, что в условиях инфляции показатели могут быть не сопоставимы, что вынуждает делать перерасчет. Результатом анализа является расчет абсолютных и относительных показателей (темпы роста или снижения).
2. Вертикальный анализ. Представляет собой расчет доли статей баланса в общем итоге, который принимается за сто процентов. Таким образом, вертикальный анализ даёт оценку структурных изменений статей баланса в динамике.
3. Трендовый анализ. Суть анализа заключается в сравнении показателей за несколько периодов времени. Результатом анализа является построение линии тренда, на основе которого можно спрогнозировать значение показателя в будущем.
4. Метод финансовых коэффициентов. Суть анализа заключается в расчёте относительных показателей (коэффициентов), которые позволяют объективно оценить финансовое положение организации, выявить слабые места, резервы развития предприятия, тенденции развития и т.д.
5. Сравнительный анализ. В ходе анализа проводится сравнение показателей предприятия с показателями конкурирующих организаций, показателями дочерних фирм, структурных подразделений и т.д.
6. Факторный анализ. Представляет собой анализ влияния отдельных факторов на величину результирующего показателя.