Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Формирование оптимальной формы налога на доходы физических лиц в России должно учитывать все имеющиеся возможности этого вида налога, международный опыт, а также соответствовать сложившейся социально-экономической ситуации в стране, согласовываться с макроэкономической финансовой политикой, социальной политикой, стратегией социально-ориентированного экономического роста.
Доля налога на доходы физических лиц в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.
От его собираемости зависит не только федеральные, но и региональные и местные бюджеты.
Целью данной работы является изучение налога на доходы физических лиц: изменение принципов и механизма взимания в условиях рыночной экономике. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть сущность налога на доходы с физических лиц, его элементы;
- изучить порядок определения налоговой базы, налоговые ставки, порядок уплаты и подачи налоговой декларации;
- обозначить направления совершенствования механизма исчисления и уплаты НДФЛ;
- сформулировать соответствующие выводы.
Предметом исследования являются социальные, экономические факторы, определяющие потенциал налога на доходы физических лиц в России.
Информационной базой исследования послужили: нормативно-правовая, монографическая, учебная литература, периодические источники, а также данные официальных интернет сайтов по теме.
ХАРАКТЕРИСТИКА НДФЛ
Налог с физических лиц - самый значительный налог, уплачиваемый физическими лицами. Он введен в действие с января 1992 года на основании Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.91. В настоящее время порядок применения налога регулируется гл. 23 НК РФ (в ред. от 08.12.2003 № 163-ФЗ).[1]
Налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает третье место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и является основным налогом с населения
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Резидент - это физическое лицо, имеющее постоянную регистрацию страны, а также постоянно проживающее в данной стране, применительно Российского законодательства, в течение 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев.
Нерезиденты – это физические и юридические лица, не имеющие постоянного местопребывания в данной стране в целях налогового, валютного или иного законодательства.[1]
Стандартный налоговый вычет в размере 3 тыс. рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на категории налогоплательщиков, определенные ст. 218 НК РФ. К ним относятся:
- лица, заболевшие, получившие инвалидность, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом категории данных лиц, периоды их участия и условия Предоставления налоговых льгот определены пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ.
- Граждане, призванные на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 гг. в работах по объекту "Укрытие"; ставшие инвалидами, получившими заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из числа лиц, принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии;[1]
- лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года;
- лица, участвовавшие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
- лица, участвовавшие в ликвидации аварий, происшедших на ядерных установках кораблей и на других военных объектах и зарегистрированных Министерством обороны РФ;
- лица, участвовавшие в работах по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года; а также в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
- инвалиды Великой Отечественной войны;
- инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II, III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих.[1]
Стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков (которые определены пп. 2 п. 1. ст. 218 НК РФ):
- Героев Советского Союза и Героев РФ, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;
- лиц вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
- участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан;
- лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады; бывших узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных в период Второй мировой войны;
- инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп; лиц, заболевших в связи с радиационной нагрузкой, последствиями радиационных аварий на атомных объектах, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок;
- медицинский персонал, врачей и других работников лечебных учреждений, получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года, а также лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений;
- лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей; рабочих и служащих (в т. ч. бывших) органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, получивших профессиональные заболевания в связи с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;
- лиц, принимавших в 1957 - 1958 гг. участие в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк", а также занятых при этом на работах вдоль реки Теча в 1949 - 1956 гг.;
- лиц, эвакуированных и выехавших из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; а также в 1986 на Чернобыльской АЭС;
- родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов (при отсутствии повторного брака) государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
- граждан, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
- участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР и бывших партизан;
Стандартный налоговый вычет в размере 400рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены выше. Данный вычет действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 тыс. рублей.[1]
Стандартный налоговый вычет в размере 300 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка (в возрасте до 18 лет, учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта - до 24 лет) у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 тыс. рублей. Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.[2]
Социальные налоговые вычеты определены ст. 219 НК РФ. К ним относятся:
- доходы, перечисляемые на благотворительные цели организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям, религиозным организациям (не более 25 % суммы дохода);
- сумма, уплаченная за обучение в образовательных учреждениях (не более 38000 рублей);
- сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, за медикаменты (не более 38000 рублей);
- в сумме, израсходованной на новое строительство, приобретение на территории России дома или квартиры (до 1000000 рублей).[1]
Профессиональные налоговые вычеты указаны в ст. 221 НК РФ:
для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность - это фактически произведенные ими и документально подтвержденные расходы, связанные с извлечением доходов (при невозможности подтверждения - 20% доходов);
для получающих доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера - сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов;
для получающих авторские вознаграждения - сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (при невозможности этого сумма вычета колеблется от 20 до 40%).
Право на получение социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов может быть реализовано путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей декларации по окончании налогового периода.
СУЩНОСТЬ НАЛОГА И ГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА
Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.
В нашей стране подоходный налог (как он назывался раньше) занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%.
В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.[2]
Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.
Налог на доходы, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Одновременно с этим, именно в налоге на доходы физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы как всеобщность и равномерность налогового бремени.
Налог на доходы связан с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его.
Главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения. Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.[3]