Файл: Экономические ресурсы Торговли организации в эффективность использования.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты сущности экономических ресурсов торгового предприятия
1.1 Понятие и значение розничного товарооборота
1.2. Экономические ресурсы торгового предприятия
2. Анализ эффективности использования ресурсов на примере торгового предприятия
2.1 Характеристика предприятия и анализ показателей оценки эффективности коммерческой деятельности
2.2 Анализ эффективности использования товарных ресурсов в ООО «Ани»
3. Пути улучшения эффективности использования товарных ресурсов в ООО «Ани»
Таблица 2.6
Рентабельность деятельности ТД «Ани»
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Рентабельность деятельности (по прибыли от продаж), % |
31,640 |
25,790 |
32,900 |
Рентабельность деятельности (по чистой прибыли), % |
11,400 |
21,160 |
27,960 |
Рис.2.3 Изменение рентабельности деятельности ТД «Ани»
Таким образом, рентабельность увеличивается, что характеризует положительно использование финансовых ресурсов торговой организации.
2.2 Анализ эффективности использования товарных ресурсов в ООО «Ани»
Каждый магазин сети производит еженедельные отчеты о продажах и заказах. Они передаются в головной офис ТД «Ани», где осуществляется планирование продаж и управление запасами. На основе торговых запросов (рисунок 2.4) отправляется общий заказ, который отправляется через Интернет в Москву в производственную компанию «Ани» (рис. 2.5).
Рис.2.4 Формирование заявок в ТД «Ани» с использованием программы 1С: Склад
Управление закупочной деятельностью в ООО ТД «Ани» ведется отделом поставок. Процедура закупок не является односторонней, она обусловливается взаимовыгодными условиями как поставщика, так и торгового дома (табл.2.7).
Таблица 2.7
Взаимовыгодные условия между поставщиком и торговым домом
Позиции производителя «Ани» |
Позиции торгового дома |
Обеспеченность торговым ассортиментом исходя из потребностей заказчиков |
Расширение ассортимента, увеличение товарооборота |
Гарантированный объем поставки продукции |
Ориентация на качество и конкурентоспособность продукции |
Качество продукции, обусловленное технологией производства |
Удовлетворение запросов покупателей |
Престижность и устойчивость марки предприятия |
Привлечение потенциальных покупателей |
Договорная цена, регулируемая рынком |
Приемлемость цены товара, получение прибыли и выручки |
Коммерческие сделки и товарно-денежный обмен с учетом заинтересованности сторон |
Надежность поставщика и вероятность поставки |
Взаиморасчеты на основе договора |
Обеспеченность и устойчивость финансирования |
Проанализируем, насколько равномерны поставки в коммерческой деятельности ООО ТД «Ани».
Равномерность поставки товаров характеризуется коэффициентом равномерности. Его расчет состоит из следующих операций.
Определение среднеквадратического отклонения фактического объема поставки:
,
где Х – фактический объем поставки товаров за квартал;
Хср – среднее значение объема поставки товаров за квартал;
n – количество кварталов.
Расчет коэффициента вариации поставки:
.
Вычисление коэффициента равномерности поступления товаров (Кравн):
.
Определим Кравн для оценки равномерности поставок ТД «Ани».
Таблица 2.8
Расчет коэффициента равномерности поставок для ТД «Ани»
Квартал |
Х |
Хср |
(Х-Хср)2 |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
|
I |
12673,060 |
25650,0 |
17125,750 |
28125,0 |
19826493,0 |
6125625,0 |
II |
14111,620 |
27675,0 |
9084992,0 |
202500,0 |
||
III |
18701,320 |
32850,0 |
2482418,0 |
22325625,0 |
||
IV |
23017,010 |
26325,0 |
34706921,0 |
3240000,0 |
||
- |
- |
- |
- |
66100823,0 |
31893750,0 |
|
σ |
- |
- |
- |
- |
4065,1210 |
2823,7280 |
- |
- |
- |
- |
23,740 |
10,04 |
|
Кравн |
- |
- |
- |
- |
76,26 |
89,96 |
Чем ближе значение коэффициента равномерности к 100%, тем более равномерно организовано поступление товаров, тем меньше размер упущенной выгоды от возможных перебоев в продаже отдельных товаров.
Как видим из таблицы, коэффициент равномерности поставок в деятельности ТД «Ани» имеет высокое значение. При этом за 2016-2017гг. равномерность поставок возросла на 13,7%.
В целом следует отметить, что закупочная деятельность в компании заслуживает положительной оценки.
Учет контрактов на поставку осуществляется в отделе бухгалтерского учета и снабжения с использованием специальных компьютерных программ. На основании сопроводительных документов регистрируется информация о фактическом транспортировке и получении товара, а также раскрыты случаи нарушения договора поставщиком. Информация о процессе доставки позволяет компании принимать своевременные меры, чтобы влиять на поставщика.
Был разработан ряд процедур для успешного осуществления контроля в организации, в том числе:
▪ порядок и форма передачи условий договора всем отделам;
▪ анализ содержания контракта;
▪ планирование с учетом принятых договорных обязательств;
▪ анализ документов, содержащих данные о выполнении договорных условий, сроках их реализации и порядке их передачи бухгалтерией (отделом снабжения и учета);
▪ порядок определения соответствующих нарушений договорных условий и применения экономических, организационных и правовых мер.
Следует отметить, что в контексте «торговой организации - поставщика» поставщик несет основную ответственность за контроль, и остается только функция контроля за различными параметрами товаров, переданных хозяйственной организации.
Нарушение условий положения касается, в частности, условий и их объемов. Скорее, часть сроков поставок канцелярских товаров и их объема.
Завоз товаров на склад ООО ТД «Ани» осуществляется по централизованной форме товароснабжения (непосредственно с производственного предприятия).
При определении частоты и оптимальных размеров завозимых партий в ООО ТД «Ани» учитываются сроки хранения, предельные сроки реализации товаров, среднедневной объем продажи.
Централизованная доставка товаров с оптового склада в магазины осуществляется по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки до доставки обуви в магазины. В них также указываются номера маршрутов, дни завоза, вид транспорта, часы доставки.
В целом, можно сделать вывод о том, что организационная схема товароснабжения торгового дома «Ани» удовлетворительна. Она хорошо продуманна и рациональна, однако требует совершенствования.
Формирование ассортимента товаров в магазине должно производиться на основании следующих принципов [3, с.98]:
- обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и труднозаменяемых в потреблении и спросе;
- обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного профиля магазина;
- установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности магазина;
- учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности.
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной.
Широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товара, включенных в номенклатуру.
Глубина определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
Одним из принципов формирования товарного ассортимента на предприятии является обеспечение его устойчивости, что особенно важно, когда речь идет о товарах повседневного спроса. Устойчивый ассортимент позволяет обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение [4, с.119]. Для оценки устойчивости ассортимента рассчитывают коэффициент устойчивости:
Ку = 1 – (О1 + О2 + … + Оn)/ n a
где О1, О2, …, Оn – количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже (на период проверок) из предусмотренных ассортиментным перечнем;
n – количество проверок.
Коэффициент устойчивости ассортимента выражается следующими значениями:
- для универмагов и гастрономов – 0,90;
- для универмагов – 0,80;
- для магазинов обуви и одежды – 0,75;
- для магазинов по продаже культтоваров, галантерейных, спортивных, хозяйственных товаров – 0,85.
И, наконец, одним из важных принципов рационального формирования ассортимента товаров является обеспечение условий его рентабельной деятельности, что особенно важно в условиях рыночной экономики.
Формирование товарного ассортимента – это установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли.
Процесс формирования ассортимента товаров в фирменной сети магазинов ООО ТД «Ани» происходит в три этапа:
Определение группового ассортимента товаров (определение ассортиментного профиля магазина)
Определение структуры группового ассортимента
Определение внутригруппового ассортимента
Рис.2.6 Этапы формирования ассортимента в магазине
Ассортимент товаров ООО ТД «Ани» представлен одной торговой маркой, которые реализуются через сеть фирменных магазинов (салонов обуви).
Оценим полноту и устойчивость ассортимента товаров в ТД «Ани» за 2017 год.
Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле:
Кп = Qф/ Qп,
где Qф – фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки);
Qп – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
В процессе проведения ряда проверок фактического наличия товаров в магазинах «Ани» были получены следующие данные.
Таблица 2.9
Определение коэффициента полноты ассортимента для ТД «Ани» по кварталам 2017 г. (в среднем по салонам обуви)
Показатель |
Значение показателя по кварталам |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
Фактическое количество разновидностей товаров |
189,0 |
224,0 |
180,0 |
175,0 |
Количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем |
315,0 |
320,0 |
300,0 |
320,0 |
Коэффициент полноты ассортимента |
0,60 |
0,70 |
0,60 |
0,550 |
Динамику коэффициента полноты ассортимента можно хорошо видеть на рис.2.6. Видим, что наиболее полным ассортимент был во втором квартале (апрель, май, июнь) 2017 года.
Рис.2.7. Изменение коэффициента полноты ассортимента в ТД «Ани» по кварталам 2017 г.
На рис. 2.8 представлен график изменения коэффициента устойчивости, по которому также наиболее стабильным ассортимент является в первом и втором квартале.
Рис.2.8. Изменение стабильности (устойчивости) ассортимента в ТД «Ани» по кварталам
Как уже отмечалось, для фирменного магазина обуви коэффициент устойчивости ассортимента должен быть не менее 0,75. Такой степени устойчивости торговый дом «Ани» достигал только во втором квартале. В остальное время необходимо отметить недостаточную полноту и устойчивость ассортимента в фирменных магазинах «Ани». Теперь проанализируем, насколько данный ассортимент соответствовал структуре потребностей в данных товарах. Коэффициент соответствия ассортимента продукции структуре потребности в ней (Кс) рассчитывается по формуле:
, при m n,
где Тi – количество (объем) реализованной продукции i-го вида;
Таi – емкость рынка i-го вида продукции;
n – количество видов товаров, составляющих ассортимент продаж;