Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
- биологического — задатков;
- - выражения его в потребностей;
- умений и , закрепление которых уже от социальной жизни.
сердцевина потребностей как от , мощи соответствующих и интересов, так и их осознания и . Признак способностей - четко выраженного ; таланта — поглощенность, им; гения - множества снедающих со всепоглощенностью (двумя, тремя) них, размах только силы, и диапазона потребностей.
того, великий - это и великий . Глубоко отметил А.С. : «Самое важное, мы привыкли в человеке, - это и красота. И то и определяется в человеке по типу отношения к перспективе. шире коллектив, которого являются человека перспективами , - тем такой красивее и выше».
как первоэлемент систем о жизни почему-то привыкли замечать. еще Гегель , что «исторически должно быть первым». Часто, , говорят об инстинкта в жизни . Но он переживается организмом его потребность. В случаях характеристику склонны начинать с как «самой психической формы». при этом учитывается, от зависят характер, ощущения. Оно определяется природой , свойственных организму. на основе получает свою восприятие окружающего , где ощущения друг друга.
воспитания и самовоспитания — в очередь проблема и самовоспитания потребностей прямое обращение к , где они , — подсознанию.
Мы на роль потребностей в качестве силы социального . Поэтому важно роль и значимость из них, соотношение.
В основании потребностей лежит потребность, или человека в собственной . Она вырастает основе более нравственной потребности, затем через становится основой поведения и отношения ко всему. Прочие уровни духовных потребностей выводят человека на все более широкий круг явлений, но при этом он всегда соотносит свое самовыражение с чувством соответствующей самооценки, т. е. со своей моральной потребностью.
В ряду духовных потребностей надо подчеркнуть одну особо важную - потребность веры. Ее нельзя отождествлять с религиозной, ибо люди живут верой не только в Бога, но и в иные идеалы — Родину, вождя, идеологию и т. д. Можно назвать такую потребность (и соответствующее ей чувство) вероносной. Именно вероносное чувство, через моральное, имеет самую большую силу над человеком, определяет его жизненный курс и поведение. Вместе с тем оно живет только на основе иной потребности, доминирующей в жизни человека, — религиозной, социальной, нравственной, эстетической, философской и т. д.
В современной психологии до недавней поры упоминались лишь три разновидности духовных чувств — нравственные, интеллектуальные и эстетические. Религиозные чувства даже не упоминались в специальных учебниках, их специфика отрицалась. Поскольку потребностям отвечают свои чувства, то можно обратить внимание, что нами их диапазон заметно раздвинут. По-своему разнящиеся нравственные и моральные чувства - разделение морального и нравственного факторов имело в теории прецеденты.
В зависимости от уровня развития у людей можно выделить мировоззренческие чувства. Они зримо проявляют себя в раздумьях о Вселенной, реальности-иллюзорности бытия, потусторонней жизни и т. д.
Тем более несомненно наличие в разной мере у людей социальных чувств как форм выражения положительной и отрицательной общественной солидарности.
Потребности и соответствующие им чувства образуют прочный психологический фундамент, связующий их с отдельными сторонами бытия. Осознание этих сторон, идейная «достройка» приводят к образованию определенных форм общественного сознания.
Традиционно известны в этом плане политика и право, наука и философия, нравственное, эстетическое и религиозное сознание.
Разделяя их на основе потребностей, необходимо расширить формы сознания. Надо выделить и те потребности, которые менее «засвечены».
Когда речь идет о «духовных областях», или формах общественного сознания, в первую очередь выделяются те из них, за которыми, пусть и неосознанно, стоят духовные потребности. Поэтому дискуссионным оставался вопрос об экономической форме сознания, покоящейся на материальных потребностях. Однако если идти до конца, то следует констатировать и наличие двух форм сознания на основе биологических потребностей: первая обращена к телу, вторая - к внешней среде; это соответственно гигиеническая и экологическая формы сознания.
В иерархии потребностей высшее место за мировоззренческой. Результат ее проявления - творческая философская мысль.
Аналогично в социальной жизни высшие назначения за законотворчеством. В любом случае критерий творчества отделяет реальную ценность законодательства от показной. Закон для общества не должен противоречить законам самой жизни. Вот почему истинный политик не может не быть философом. На это указывали еще мудрецы древности, начиная от Пифагора и Платона.
Именно эта связь главных и решающих сфер общественной жизни подтверждается другим показательным образом. Налицо закономерный системный переход потребностей от физических (биологических) для сферы быта к:
- материальным (обмен, производство),
- моральным (образование, воспитание),
- интеллектуальным (сфера творчества),
- социальным (законотворчество и правовое обеспечение),
- мировоззренческим (философия, философское творчество).
Сформулируем лаконичный ответ на вопрос практиков: «Чего же ждут сегодня потребители?»:
Потребители хотят спокойствия и безопасности. Буквально во всем.
Потребители очень благодарны тому, кто может позаботиться об их жизненных проблемах, с которыми им самим трудно справиться.
Многие компании растут и преуспевают благодаря тому, что являются более удобными для своих потребителей.
Потребители хотят персонального внимания и общения.
Потребители хотят качества. И это естественно.
Иногда потребители хотят быть вашими партнерами.
Потребители хотят иметь возможность вернуть вещи, которые их не вполне устраивают.
Потребители хотят и ожидают, что им будет всегда предоставлен прямой доступ на предприятие, с которым они имеют дело, и к продуктам этого предприятия без посредников[10].
Заключение
Подведем краткий итог вышесказанному
В соответствии с теорией иерархии потребностей А. Маслоу люди испытывают определенный набор четко выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы, расположенные иерархически. Это потребности: физиологические; безопасности; принадлежности и причастности; признания и уважения; самовыражения. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены хотя бы частично потребности низшего уровня.
К. Альдерфер в своей теории ERG исходит из того, что потребности человека можно объединить в три группы, расположенные иерархически: существования; связи; роста. Различие теорий К. Альдерфера и А. Маслоу состоит в том, что, по А. Маслоу, движение от одной потребности к другой происходит только снизу вверх. К. Альдерфер считает, что движение происходит в обе стороны: вверх, если не удовлетворена потребность низшего уровня, и вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня.
Автор теории приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланд считает, что на мотивацию и поведение людей существенно влияют три потребности, приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения:
- в достижении (люди с выраженной потребностью в достижении выбирают персональные, умеренно ложные задачи и цели, несущие в себе элементы вызова и гарантирующие немедленный ощутимый результат);
- в соучастии, проявляющаяся в стремлении к дружеским отношениям с окружающими;
- во власти, проявляющаяся в стремлении контролировать ресурсы и происходящие вокруг процессы.
Согласно теории двух факторов Ф. Герцберга, на удовлетворенность человека работой влияют две группы факторов: