Файл: Примерная рабочая программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к резуль татам освоения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


21

ществ и химических реакций; выявлять общие закономерно- сти, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выби- рать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько ва- риантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом са- мостоятельно выделенных критериев);
Базовыми исследовательскими действиями

  1. умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для форми- рования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;

  2. приобретение опыта по планированию, организации и про- ведению ученических экспериментов: умение наблюдать за хо- дом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведён- ного опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной ра- боте;


Работой с информацией

  1. умением выбирать, анализировать и интерпретировать ин- формацию различных видов и форм представления, получае- мую из разных источников (научно-популярная литература хи- мического содержания, справочные пособия, ресурсы Интерне- та); критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;

  2. умением применять различные методы и запросы при по- иске и отборе информации и соответствующих данных, необхо- димых для выполнения учебных и познавательных задач опре- делённого типа; приобретение опыта в области использования информационно-коммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых си- стем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представ- ления информации и иллюстрировать решаемые задачи не- сложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;

  3. умением использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии про- мышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды;



22

Универсальными коммуникативными действиями

  1. умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискус- сии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои пред- ложения относительно выполнения предложенной задачи;

  2. приобретение опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лаборатор- ной работы по исследованию свойств веществ, учебного проек- та);

  3. заинтересованность в совместной со сверстниками позна- вательной и исследовательской деятельности при решении воз- никающих проблем на основе учёта общих интересов и согла- сования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и др.);


Универсальными регулятивными действиями

  1. умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходи- мости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных за- дач, самостоятельно составлять или корректировать предло- женный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах веществах и реакциях; оценивать соответствие полученного результата за- явленной цели;

  2. умением использовать и анализировать контексты, пред- лагаемые в условии заданий.




Предметные результаты


В составе предметных результатов по освоению обязательно- го содержания, установленного данной примерной рабочей про- граммой, выделяют: освоенные обучающимися научные зна- ния, умения и способы действий, специфические для предмет- ной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.

Предметные результаты представлены по годам обучения и отражают сформированность у обучающихся следующих уме- ний:
23

8 КЛАСС


  1. раскрыватьсмыслосновных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное ве- щество, смесь (однородная и неоднородная), валентность, от- носительная атомная и молекулярная масса, количество веще- ства, моль, молярная масса, массовая доля химического эле- мента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции соеди- нения, реакции разложения, реакции замещения, реакции об- мена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой эффект реак- ции; ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная кова- лентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, мас- совая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;

  2. иллюстрировать взаимосвязь основных химических по- нятий (см. п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;

  3. использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;

  4. определятьвалентность атомов элементов в бинарных сое- динениях; степень окисления элементов в бинарных соединени- ях; принадлежность веществ к определённому классу соедине- ний по формулам; вид химической связи (ковалентная и ион- ная) в неорганических соединениях;

  5. раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделе- ева: демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в Периодиче- ской системе; законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закона Авогадро; опи-сывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», ма- лые и большие периоды; соотноситьобозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических эле- ментов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками стро- ения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям);

  6. классифицироватьхимические элементы; неорганиче- ские вещества; химические реакции (по числу и составу уча- ствующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);



24 характеризовать (описывать) общие химические свой- ства веществ различных классов, подтверждая описание приме- рами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;

  1. прогнозировать свойства веществ в зависимости от их ка- чественного состава; возможности протекания химических пре- вращений в различных условиях;

  2. вычислятьотносительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по фор- муле соединения; массовую долю вещества в растворе; прово- дить расчёты по уравнению химической реакции;

  3. применять основные операции мыслительной деятельно- сти — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций; есте- ственно-научные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);

  4. следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого веще- ства; планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индика- торов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).




9 КЛАСС


  1. раскрывать смысл основных химических понятий: хими- ческий элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицатель- ность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, рас- твор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссо- циация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислитель- но-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность, хими- ческая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристал- лическая решётка, коррозия металлов, сплавы; скорость хими- ческой реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества;

25

  1. иллюстрировать взаимосвязь основных химических по- нятий (см. п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;

  2. использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;

  3. определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава; принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в не- органических соединениях; заряд иона по химической форму- ле; характер среды в водных растворах неорганических соеди- нений, тип кристаллической решётки конкретного вещества;

  4. раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделе- ева и демонстрировать его понимание: описывать и характе-ризовать табличную форму Периодической системы химиче- ских элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и боль- шие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в пе- риодической таблице, с числовыми характеристиками строе- ния атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям); объяснять общие закономерности в изменении свойств элемен- тов и их соединений в пределах малых периодов и главных под- групп с учётом строения их атомов;

  5. классифицироватьхимические элементы; неорганиче- ские вещества; химические реакции (по числу и составу уча- ствующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изме- нению степеней окисления химических элементов);

  6. характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ, подтверж- дая описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;

  7. составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; полные и сокращённые уравнения ре- акций ионного обмена; уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи между веществами различ- ных классов;

  8. раскрыватьсущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций;

  9. прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности протекания химических превращений в различных условиях;