Файл: Примерная рабочая программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к резуль татам освоения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных функций предмета «Химия» традиционно от- носят формирование знаний основ химической науки как обла-
6
сти современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. Зада- ча предмета состоит в формировании системы химических зна- ний — важнейших фактов, понятий, законов и теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого харак- тера, языка науки, знаний о научных методах изучения ве- ществ и химических реакций, а также в формировании и разви- тии умений и способов деятельности, связанных с планирова- нием, наблюдением и проведением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами в по- вседневной жизни.
Наряду с этим цели изучения предмета в программе уточне- ны и скорректированы с учётом новых приоритетов в системе основного общего образования. Сегодня в образовании особо значимой признаётся направленность обучения на развитие и саморазвитие личности, формирование её интеллекта и общей культуры. Обучение умению учиться и продолжать своё образо- вание самостоятельно становится одной из важнейших функ- ций учебных предметов.
В связи с этим при изучении предмета в основной школе до- минирующее значение приобрели такие цели, как:
6 формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному при- нятию решений, способной адаптироваться к быстро меняю-
щимся условиям жизни;
6 направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания, формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
6 обеспечение условий, способствующих приобретению обуча- ющимися опыта разнообразной деятельности, познания и са- мопознания, ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов дея- тельности;
6 формирование умений объяснять и оценивать явления окру- жающего мира на основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;
6 формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности химических знаний для выработки эко- логически целесообразного поведения в быту и трудовой дея- тельности в целях сохранения своего здоровья и окружаю- щей природной среды;
7
6 развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтро- лю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному выбору профиля и на- правленности дальнейшего обучения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «Химия» признана обязатель- ным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Естественно-научные предметы».
Учебным планом на её изучение отведено 136 учебных ча- сов — по 2 ч в неделю в 8 и 9 классах соответственно.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образователь- ного процесса в целях формирования вариативной составляю- щей содержания конкретной рабочей программы. При этом
обязательная (инвариантная) часть содержания предмета, уста- новленная примерной рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью.
В структуре примерной рабочей программы наряду с поясни- тельной запиской выделены следующие разделы:
6 планируемые результаты освоения учебного предмета «Хи- мия» — личностные, метапредметные, предметные;
6 содержание учебного предмета «Химия» по годам обучения;
6 примерное тематическое планирование, в котором детализи- ровано содержание каждой конкретной темы, указаны коли- чество часов, отводимых на её изучение, и основные виды учебной деятельности ученика, формируемые при изучении темы, приведён перечень демонстраций, выполняемых учи- телем, и перечень рекомендуемых лабораторных опытов и практических работ, выполняемых учащимися.
8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и веще- ства. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние ве- ществ. Понятие о методах познания в химии. Химия в системе наук. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы хими- ческих элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-моле- кулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических эле- ментов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с правилами работы в лаборатории и приёмами обращения с ла- бораторным оборудованием; изучение и описание физических свойств образцов неорганических веществ; наблюдение физиче- ских (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, про- каливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химиче- ских реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кис- лоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди(II) при на- гревании, взаимодействие
железа с раствором соли меди(II)); из- учение способов разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография), проведение очистки поваренной соли; наблюдение и описание ре- зультатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохране- ния массы; создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе, физиче- ские и химические свойства (реакции горения). Оксиды. При- менение кислорода. Способы получения кислорода в лаборато-
9
рии и промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон — аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение водоро- да в природе, физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро.
Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Раство- ры. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимостьвеществвводе.1 Массовая доля вещества в растворе. Химиче- ские свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение при- родных вод. Охрана и очистка природных