Файл: Теоретические аспекты воспитания младших школьников в процессе игровой деятельности 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку школьниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. [Золина О. «Кейс-технологии в школьном образовании» Режим доступа: Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. Дата обращения: 27.03.2017]

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. [Золина О. «Кейс-технологии в школьном образовании» Режим доступа: Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. Дата обращения: 27.03.2017] А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить заинтересованность школьников к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Вывод: применение кейс-технологии для создания проблемно-ориентированной развивающей среды в школьном образовании способствует успешному формированию познавательной активности школьников. Предложенный способ построения занятий способствует овладению обучаемыми универсальными способами действий и оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка.





















ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ




2.1 Планирование исследования. Связи использования игры с организацией проблемно-ориентированной развивающей среды для обучения школьников



Стоит напомнить, что речевой этикет – это ряд правил речевого поведения, которые определяются взаимоотношениями говорящих, исходя из обстановки общения. Он включает в себя: обращение, приветствие, знакомство, привлечение внимания, просьбу, приглашение, отказ, согласие, жалобу, извинение, сочувствие, поздравление, неодобрение, благодарность, прощение, прочее.

Формирование его навыков выступает неотъемлемой частью общей работы в отношении развития детской речи. Главное направление деятельности – обогащение речи словами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении. Внедрение в речь школьников ряда этикетных слов и обогащает активный словарь, повышает грамотность и воспитывает внимательность в употреблении данных форм, выражений, помогает подбирать уместные языковые средства в конкретной ситуации.

Игры в школьном образовании позволяют сформировать все 3 главных компонента речевого этикета: Овладение различными вариантами формул. Более подробное их «развертывание». Сопровождение формул доброжелательной интонацией, приветливой мимикой. Кейс-ситуация – кейс, в рамках которого описана конкретная ситуация, сформулирована проблема, предложено найти путь ее решения. Школьники после ознакомления с проблемой самостоятельно проводят анализ ситуации, затем диагностируют проблему, озвучивают идеи, решения в ходе общения со сверстниками.

Итак, во время экспериментальной деятельности мы применили кейс-технологию для создания такой проблемно-ориентированной развивающей среды, как коммуникация в обществе, а именно, «речевой этикет».



Цель: исследование актуальности применения игры в школьном образовании.

Гипотеза исследования. с помощью различных игр на уроках в начальной школе быстрее и понятнее ребенку можно усвоить материал, добыть и сформировать определенные навыки, знания.

Независимая переменная:проблемно-ориентированная развивающая среда в школьном образовании. Зависимая переменная: эффективность игры на занятиях в школе. Контролируемые переменные: возраст детей (9-10 лет), стаж и квалификация педагога.

Задачи:

  1. Подобрать методы диагностики на выявления уровня развития речевого этикета детей 9-10-го года жизни.

  2. Выявить первоначальный уровень развития речевого этикета детей 9-10-го года жизни.

3. Организовать обучение детей экспериментальной группы с использованием игры.

4. Определить эффективность педагогических условий по развитию развития речевого этикета детей 9-10-го года жизни средствами применения игры для создания проблемно-ориентированной развивающей среды.

Исследование проводилось на школы. Исследование было проведено с помощью специально подобранного пакета методик. Работа проводилась в одной возрастной группе: группа школьников дети девяти-десяти лет. Исследование было проведено на выборке из 20 человек: 10 детей – экспериментальная группа (обучение средствами игры) и 10 детей ‑ контрольная группа (обучение по классической системе). Весь этап исследования в целом проходил с 01 декабря 2016 г. по 25 марта 2017 г.

Для реализации цели исследования работа проводилась в три этапа:

  1. Констатирующий этап. Цель – выявление уровня развития речевого этикета детей младшего школьного возраста.

  2. Формирующий этап. Цель – проведение обучения детей экспериментальной группы с использованием игры для создания проблемно-ориентированной среды.

В ходе данного этапа решались следующие задачи:

а) подбор комплекса заданий в соответствие с требованиями по использованию игры в преподавании для организации проблемно-ориентированной развивающей среды.

б) организация обучения с учетом уровня сложности заданий в зависимости от уровня развития ребенка и его возможностей.

  1. Контрольный этап. Цель – выявление уровня развития речевого этикета детей 9-10-го года жизни путем повторной диагностики. Повторное тестирование и сравнительный анализ результатов с данными первичной диагностики.


Протоколы. Определение уровня знаний речевого этикета в экспериментальной и контрольной группе до начала эксперимента:

Результаты констатирующего эксперимента, экспериментальная группа.

Таблица 1 – Результаты констатирующего эксперимента – экспериментальной и контрольной группы

Показатели уровня знаний речевого этикета

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Н

2

20%

6

60%

С

6

60%

3

30%

В

2

20%

1

10%





Гистограмма 1 – Гистограмма уровней знаний речевого этикета детей школьного возраста в % в экспериментальной группе и констатирующей группе



    1. Используемые кейс-стади в процессе освоения форм речевого этикета


Кейс-стади представляет из себя кейс, где описана ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Школьники, познакомившись с её описанием, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Цель – совместными усилиями анализировать ситуацию, найти пути решения. (Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми.)

Кейс № 1 «Знакомство».

Цель.

‒ Формировать культуру общения.

‒ Способствовать приобретению этикетного поведения.

‒ Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.

Катя и Лиза прыгают на скакалке. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется поиграть, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоём
.

? Вопросы.

‒ Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

‒ Что они должны были сделать?

‒ Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

‒ Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс № 2 «Благодарность», «Прощание».

Цель.

‒ Формировать культуру общения.

‒ Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.

Бабушка гостила у Даши и её родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей всё делали вместе. Вместе они ходили в зоопарк, вместе пекли пирожки, вместе мастерили поделки. И вот, пришло время, уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату забежала Даша:

Бабушка, уезжаешь? Ну ладно, пока!

Она махнула рукой и убежала в свою комнату.

? Вопросы.

‒ Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

‒ Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?

‒ Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

‒ Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс № 3 «Разговор по телефону».

Цель.

‒ Закреплять знание правил и норм речевого этикета.

‒ Продолжать формирование культуры общения.

‒ Воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

Аня звонит Маше по телефону.

Маш, привет.

Это не Маша. Это её мама.

А мне Маша нужна.

Сейчас я её позову.

Маш, это ты? Привет. Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

Хорошо.

Ну ладно, пока!

? Вопросы.

1. Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

2. Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

3. О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

4. Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

Кейс № 4 «Вежливый отказ».

Цель.

‒ Продолжать формирование культуры общения.

‒ Упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.

‒ Способствовать приобретению опыта этикетного поведения.

‒ Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарём. Мальчик радостно побежал домой, чтобы переодеться и взять мяч. Дверь ему открыла мама.