Файл: Теоретические аспекты воспитания младших школьников в процессе игровой деятельности 6.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Витя, а я тебя жду. Сходи, пожалуйста, в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка...
? Вопросы.
1. Как вы думаете, как поступит Витя?
2. Какой разговор возможен с мамой?
3. Что Витя скажет ребятам?
4. Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты.
- 1 2 3 4 5
Анализ эффективности применения игры для создания проблемно-ориентированной развивающей среды при обучении речевому этикету
Цель: сделать сравнительный анализ результатов исследования.
Задачи:
1. Выявить уровень развития речевого этикета детей после применения на занятиях кейс-стади в процессе освоения форм речевого этикета.
2. Определить эффективность применения игр для создания проблемно-ориентированной развивающей среды.
Работа проводилась с экспериментальной и контрольной группой, по той же диагностике.
Таблица 2 – Сравнительные результаты
Показатели уровня освоения форм речевого этикета | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Н | 2 | 17% | 2 | 20% |
С | 4 | 33% | 6 | 60% |
В | 6 | 50% | 2 | 20% |
Обработав все данные контрольного эксперимента по двум группам, мы подвели общий итог, результат которого представлен на гистограмме 2.
Гистограмма 2 - Данные контрольного эксперимента по двум группам,
Экспериментальная группа:
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента получились следующие:
-
у детей был выявлен высокий уровень владения формами речевого этикета: – 50%; -
не был выявлен достаточный уровень развития; -
средний уровень развития был выявлен у 3-х детей; -
не был выявлен удовлетворительный уровень развития; -
низкий уровень развития был выявлен у 17%;
Контрольная группа:
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента получились следующие:
-
у детей был выявлен высокий уровень владения формами речевого этикета: 2 ребенка– 20%; -
не был выявлен достаточный уровень развития; -
средний уровень развития у 33%; -
не был выявлен удовлетворительный уровень развития; -
низкий уровень развития у 25%;
Опыт работы показал, что у детей произошла положительная динамика по всем показателям.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования речевого этикета у детей школьного возраста необходимо систематически проводить непосредственно-образовательную деятельность с использованием игры.
Таблица 3 – Сравнительный анализ результатов конкретного в %
Уровень овладения формами речевого этикета | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Было | Стало | Измен. | Было | Стало | Измен. | |
В | 0% | 17% | >17% | 10% | 20% | >10% |
С | 20% | 33% | >7% | 40% | 60% | >20% |
Н | 60% | 50% | < 10% | 40% | 20% | <20% |
В экспериментальной группе изменились показатели высокого уровня с 0 до 17% на 17%.
Очевидно, что показатели остались в контрольной группе примерно такие же.
В соответствии с целью работы, согласно программе экспериментальной части, деятельность проводилась на протяжении двух месяцев, после чего был проведен повторный контроль, но с использованием другого материала, который позволил увидеть динамику в освоении и формировании представлений о формах речевого этикета путем применения на занятиях игры для создания проблемно-ориентированной развивающей среды в школьном учреждении.
Таблица 4 – Определение уровня представлений о формах речевого этикета
после экспериментальной работы
№ | И.Ф. ребенка | Задания | Общий уровень | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| Вероника Б. | В | С | НС | В | В | |
| Маша Г. | В | ВС | НС | В | В | |
| Стася Л. | С | НС | НС | С | С | |
| Глаша М. | В | В | НС | В | В | |
| Саша Ф. | В | В | В | В | В | |
| Марианна | В | С | НС | В | С | |
| Гоша | В | ВС | НС | С | С | |
| Виолетта П. | С | ВС | В | С | В | |
| Алена П. | В | ВС | НС | В | В | |
| Ваня К. | В | ВС | В | В | В |
Анализ выполненных заданий позволяет сделать вывод об эффективности применения игры в школьном учреждении, в сравнении с результатами констатирующего среза. Предполагаем, что одним из факторов, влияющих на повышение уровня развития речевого этикета и активизации познавательной деятельности обучаемых является применение на занятиях продуктивных методов обучения.
Наглядно данные представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Определение уровня сформированности представлений о речевом этикете у школьников после экспериментальной работы
Где 70% - высокий уровень сформированности представлений о речевом этикете, 30% - средний уровень.
Анализ проведенной нами экспериментальной работы позволяет сделать вывод о необходимости применения игры на занятиях в школьных учреждениях, тем более, что основной вид обучения в возрасте, в вплоть до шести-семи лет, является игра. Применение системы игр, опирающихся на реальные ситуации (соответственно, игры) позволяет активизировать все познавательные процессы ребёнка, создание ситуации заинтересованности позволяет школьникам более эффективно запоминать информацию, что позволяет успешно развивать чёткие представление каждого ребенка о правильных и актуальных под каждую ситуацию формах речевого этикета.
Используя в системе игры для создания проблемно-ориентированной развивающей среды на занятиях по перечисленным темам в п. 2.2 с постепенным усложнением позволит повысить качество обучения по этой дисциплине, тем самым способствуя активизации познавательной деятельности у детей школьного возраста и заложить основу для последующего формирования представлений об этикете в школе, в том числе, в старших классах и в жизни в принципе.
Выводы: С помощью различных игр на уроках в начальной школе быстрее и понятнее ребенку можно усвоить материал, добыть и сформировать определенные навыки, знания. В современной системе образования наличествуют разнообразные подходы в обучении детей школьного возраста с помощью различных игр: игровая система обучения метод «проблемно-ориентированный», применение проблемно-поисковой методики обучения, преподавание с помощью метода ситуационно-ролевых игр или метода дискуссии и т.д. Тем не менее, исследования учёных обнаруживают лишь немногие педагогические условия, в которых игры является самой эффективной методикой воспитания умственной деятельности и самостоятельности мышления у обучаемых. По этой причине надо выявить и другие педагогические условия, в которых применение игры и соответствующих упражнений у школьников будет способствовать более эффективному усвоению учебного материала.