Файл: Теоретические аспекты воспитания младших школьников в процессе игровой деятельности 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если ребёнок пассивный и предельно спокойный, для него в основном необходимы интеллектуальные игры, или игры на мелкую моторику рук (мозаика, пазлы, кубики, конструктор), но чрезмерная пассивность также является тревожным показателем склонности к аутизму. [Тузова B.Л. Первый класс – день за днем. Организация жизнедеятельности коллектива младших школьников. Материалы для специалистов начальной школы. - СПб: КАРО,

2001. – 272 с.]

В любом случае эмоции и их проявление являются индикатором психологического здоровья школьника.

Большое количество специальных игр сейчас разрабатывается педагогами и психологами для детей с ограниченными возможностями и проблемами в развитии.

Однако наиболее актуально, на наш взгляд, в соответствии с уровнем интеллекта учащихся, использовать в начальной школе такую форму игры, как кейс-технологии.
1.2. Понятие «кейс-технологии» и их значение в обучении
Под «кейс-технологией» понимается такой способ обучения, при котором обучающиеся рассматривают одну или несколько конкретных ситуаций или задач с целью усвоения теоретической информации и овладения навыками профессиональной деятельности. [ Голубчикова М.Г., Харченко С.А. Кейс-технологии в профессиональной подготовке педагога: Учебное пособие/ М.Г. Голубчикова, С.А. Харченко. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО». 2012. С. 7]

В настоящий момент варианты применения кейс-технологии стали настолько разнообразны, что есть смысл говорить не об одной технологии, а о группе разнообразных способов обучения, в основе которых лежит кейс, или конкретная ситуация.

Кейс-технологии первоначально наиболее широко использовались в обучении экономике и бизнес наукам за рубежом. В переводе с латинского означает «casus» - запутанный, необычный случай; с английского «case» - портфель, чемоданчик. Данный метод обучения ведет свои корни из Гарвардской школы бизнеса в начале 20-го века. В 1920 г. После издания сборника кейсов, был осуществлен перевод всей системы обучения менеджменту в Гарвардской школе. К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, большинство авторов относят следующие:

- анализ конкретных ситуаций (АКС), включающий метод ситуационного анализа и метод ситуационных упражнений (СУ). Особенно актуально использования на занятиях проблемных ситуаций, благодаря которым «обеспечивается запоминание главного на занятиях, возбуждается интерес к изучаемой дисциплине и вырабатывается потребность к самостоятельному приобретению знаний».
[Аминов И.Б., Номозов Ф.Ш., Бахриддинов Г. Научная статья: «Эффективность организации преподавания на основе инновационных технологий». Педагогика: Молодой ученый. Выпуск №1 (105). Январь 2016. С. 678]

- метод кейсов;

- метод «инцидента»;

- «метод разбора деловой корреспонденции;

- игровое проектирование;

- метод ситуационно-ролевых игр;

- метод дискуссии.

Из всех вышеперечисленных вариантов три последние относятся, в основном, к интеграции кейс-технологий в другие методы, в которых кейс способен играть роль способа организации динамичного взаимодействия в форме деловой игры, дискуссий либо при проектном обучении, включая создание проблемно-ориентированной развивающей среды. Стоит подметить, что, как правило, наилучший эффект можно достичь именно благодаря сочетанию методов. Непосредственно разделение процесса обучения на какие-либо отдельные составляющие, приемы, методы, технологии происходит не всегда чётко, так как большинство этих компонентов обучения включены друг в друга.

Что позволяет подвести следующий итог: кейс-технологии включают в себя разбор ситуаций или конкретных случаев, деловые игры. «Универсальность данной технологии состоит в том, что на занятиях используются описания конкретных ситуаций или случая, которые обучающиеся должны проанализировать, разобраться в сути проблемы, предложить возможные пути решения и выбрать лучшие из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале либо максимально приближены к реальной ситуации». [ Золина О. «Кейс-технологии в школьном образовании» Режим доступа: Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. Дата обращения: 27.03.2017]

Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.

В современном российском образовании также начался процесс «деятельностного обучения»: к субъект-субъектному взаимодействию педагога и обучаемых в образовательном процессе. Современный рынок труда требует от образовательной системы существенных перемен, а именно, адаптировать образование, чтобы оно соответствовало темпу жизни и стремительному развитию инновационных технологий, а также, в последующем, требованиям работодателя к потенциальным сотрудникам - стремительная динамика в образовании, в свою очередь, озабочена поиском и разработками новых эффективных технологий.

Важно то, что инновационные педагогические технологии, отвечающие современным требованиям, изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее школьника. Именно по этой причине, на наш взгляд, приобретает популярность использование кейс-технологий в начальной школе, внедрение которых позволяет на практике реализовать компетентностный подход.



Воспроизводящая активность, путем применения на занятиях кейс-технологий, по мнению специалистов, нацелена на восприятие, понимание и сохранение в памяти знаний и практическое применение умений. Творческая активность связана с задачами и проблемными ситуациями, требующими их исследования и решения. [Родак, И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе / И.И. Родак // СПб.: Питер; Мир книг, 2012] И воспроизводящая, и творческая активность взаимно дополняют друг друга, находясь в единстве: «Знания, умения и навыки, приобретаемые школьниками в процессе усвоения программного материала, питают его творческую активность; в то же время творческая деятельность способствует более вдумчивому, сознательному и глубокому усвоению учебного материала».

Задачи школьного образования состоят в создании соответствующих условий для наиболее полного раскрытия возрастного потенциала и способностей каждого ребёнка. Данная установка регламентирована Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования (Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009 г. № 665). [Приказ Министерства образования и науки РФ № 655. от 23.11.2009. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования»]

Новые образовательные стандарты школьного общего образования нацеливают деятельность педагога на формирование у школьника основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В современных условиях педагогам становится все труднее поддерживать интерес ребёнка к обучению в принципе. Мотивация к активной познавательной позиции ослаблена несколькими причинами. Во-первых, относительно у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, однако, вынуждены они все обучаться в одной группе. Во-вторых, маленьким детям в настоящее время требуется запоминать достаточно большой объем информации. В-третьих, передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной, занимательной, и доступной форме привлекают детей в большей степени, чем современные учебники.


Поэтому перед педагогом в школьном учреждении стоит предельно трудная и ответственная задача: заинтересовать детей в учебной деятельности и сформировать у них познавательную активность, чтобы в последующем каждый ребенок проявлял большой интерес к учебе в школе, институте и пр. В противном случае учащийся может раз и навсегда приобрести нелюбовь к учебному процессу, который будет гораздо сложнее скорректировать и направить в позитивное русло в школе. На помощь воспитателям приходят кейсы как педагогические технологии.

Одним из достижений в сфере образования последних лет является активное внедрение и развитие интерактивного обучения, основанного на организации взаимодействия обучающихся друг с другом, в процессе которого происходит не только совместное решение поставленных учебных задач, но и динамичный обмен знаниями и личным опытом.

Так, Б. Синклейр подчеркивает, что интерактивное обучение способствует развитию у обучающихся самостоятельности, независимости, уверенности в собственной компетентности. [Sinclair B. The Teacher as Learner: Developing Autonomy in an Interactive Learning Environment // In Maintaining Control: Autonomy and Language Learning / eds. Richard Pemberton, Sarah Toogood and Andy. Hong Kong University Press, 2012.]

С.Б. Ступина указывает, что интерактивное обучение позволяет повысить интенсивность процесса запоминания, усвоения и творческого применения знаний; повысить мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем; обеспечить раскрытие новых возможностей у обучающихся; изменять окружающую действительность. [Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2011]

С. Брукфилд и П. Штефен полагают, что интерактивное обучение позволяет развить у обучающихся интеллектуальную гибкость. [Brookfield S.D., Stephen P. Discussion as a way of Teaching: Tools and Techniques for University Teachers. Buckingham: SRHE and Open University Press, 2012]

При обучении в школьных учреждениях в качестве интерактивной технологии выступает кейс-технология, как правило, «для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленной не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучаемых новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их пути решения, а также умение работать с полученной информацией» [ Золина О. «Кейс-технологии в школьном образовании» Режим доступа: Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. Дата обращения: 27.03.2017], анализировать ее и оценивать.


К кейс-технологиям, которые наиболее полно способствуют активизации образовательного процесса, специалисты относят:

- «метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций,

- ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс-иллюстрации);

- метод инцидента;

- метод ситуационно-ролевых игр;

- метод разбора деловой корреспонденции;

- игровое проектирование;

- метод дискуссии». [Золина О. «Кейс-технологии в школьном образовании» Режим доступа: Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. Дата обращения: 27.03.2017]

Кейс, подчеркнем – это, прежде всего, технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке потенциального специалиста, начиная с школьного образования. По сравнению с традиционным обучением, при применении кейс-технологий на занятиях меняется и взаимодействие с ведущим, его роль уступает место инициативности учащихся, задачей педагога остается создать условия для активизации у школьников действий предприимчивого характера. В таком обучении полноправными участниками процесса являются именно дети, так как их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который, в свою очередь, не дает просто шаблонных знаний, а побуждает к самостоятельному поиску решений.

Педагог, как правило, выступает в трех основных позициях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью учебной среды.

1) с позиции лектора-эксперта учитель излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы участников (учащихся) и т.д.

2) с позиции организатора он налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения заданий, подготовка мини-презентаций и т.д.

3) с позиции консультанта – фасилитатора учитель обращается к личному опыту участников (учащихся), побуждает их к самостоятельному решению проблем, к сбору новых данных и т.д.

Принципы интерактивного обучения:

1) Опора на опыт обучаемых (преобразование имеющегося опыта).

2) Активность обучаемых (взаимосвязь трех видов активности: физической, социальной, познавательной).

3) Позиция ведущего: консультант – фасилитатор.

В практике школьного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.