Файл: Теоретические аспекты воспитания младших школьников в процессе игровой деятельности 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оглавление





ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания младших школьников в процессе игровой деятельности 6

1.1.Особенности психического развития младших школьников 6

1.2.Роль игры в воспитании школьников 12

1.2. Понятие «кейс-технологии» и их значение в обучении 15

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 23

2.1 Планирование исследования. Связи использования игры с организацией проблемно-ориентированной развивающей среды для обучения школьников 23

2.2.Используемые кейс-стади в процессе освоения форм речевого этикета 26

2.3.Анализ эффективности применения игры для создания проблемно-ориентированной развивающей среды при обучении речевому этикету 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Список использованной литературы 38


ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время основная сфера занятости человека – это работа, к которой мы готовим ребенка со школы. В современном мире профессии интеллектуального плана всё больше преобладают над ручным трудом. В первую очередь, это связано с ростом технологических инноваций и автоматизацией производства. Подобные преобразования повлияли также на выбор методов обучения в школьном учреждении.

Усложнение задач и содержания деятельности учителя диктует необходимость постоянного повышения эффективности процесса обучения школьников в контексте педагогической практики. С каждым годом технологии обучения совершенствуются и современному преподавателю необходимо идти в ногу со временем.

Наша страна, старающаяся интегрировать в мировое экономическое пространство, в настоящее время активно проводит ряд реформ и преобразований, которые касаются экономики России, права, всех сфер жизни социума и, соответственно, образования. Процессы, совершающиеся в образовательной политике Европы, формирование Болонского процесса во многом оказало положительное влияние на реформы отечественного образования, сроки, когда новые государственные образовательные стандарты (ГОС) третьего поколения должны будут реализоваться на практике, а также была определена структура, содержание в целом и методологические подходы в соответствие с ними.

Основная цель стандартов нового поколения – это
формирование инновационной образовательной среды, которая будет способствовать развитию конгломерата «универсальных учебных действий». Которые, в свою очередь, обеспечивают компетенцию «обучить учиться», обучить быть готовым к условиям стремительно развивающегося современного мира и всех его преобразований.

Нужда формирования навыка учиться в принципе модифицирует характер взаимоотношений между педагогом и учеником, разрешает по-новому посмотреть на оптимизацию процесса обучения, переосмыслить имеющиеся методы обучения.

Эффективность системы современного школьного образования очень важна, так как с каждым годом происходят изменения в детских садах, начальной и средней школах, в вузах, что связано с общим увеличением темпа жизни, с жесткой конкуренцией на рынке труда. Поэтому строить воспитательно-образовательный процесс следует с использованием различных инноваций, включая игры, что активно способствует не только улучшению успеваемости каждого ребенка, но и помогает педагогу вывести школьников на уровень саморазвития и самообразования и, как следствие, хорошо подготовить учащихся к поступлению в школу.

Актуальность данного исследования: оптимальный способ донесения учебного материала до сознания учащихся. Мы выбрали данную тему, ввиду многочисленных методов преподавания, полагая, что в свете стремительных скачков в развитии общества, включая инновации в самых различных отраслях области науки, сфера образования в школьных учреждениях, использующая также инновационные технологии, в том числе, игры, также остро нуждается в глубоком исследовании. Как бы это глобально не звучало, оптимальные методы обучения в раннем детстве сказываются на дальнейшей судьбе каждого ребенка и формировании, таким образом, определенного общества в последующем, от чего зависит судьба человечества в принципе.

Изменение систем воспитания и обучения детей, вызванная требованиями настоящего общества, ставит перед современными педагогами задачу углубленного изучения законов обучения детей школьного возраста

, его структуры, этапов формирования. Наиболее остро проблемы методов обучения разработаны в исследованиях М.Г. Голубчиковой, М.А. Дружининой, Т.С. Панина, Е.С. Полат, С.А. Харченко, Е.Н. Шимутиной и др.

Итак, в процессе обучения ребенка активную роль играют методы обучения, применяемые педагогом. В данной работе, мы исследуем и проанализируем основы внедрения в педагогическую практику игр для создания проблемно-ориентированной развивающей среды в школьном образовании.

Объект исследования: проблемно-ориентированная развивающая среда в школьном образовании.

Предмет исследования: эффективность использования игр с организацией проблемно-ориентированной развивающей среды для обучения школьников начальных классов.

Цель исследования: показать значение различных игр на уроках в начальной школе для быстрого и понятного усвоения материала, формирования определенных навыков, знаний.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать педагогическую литературу;

  2. Дать общую характеристику понятию «проблемно-ориентированная развивающая среда»;

  3. Изучить и проанализировать методы преподавания в школьных учреждениях путем использования игр;

  4. Рассмотреть особенности данной методики обучения;

  5. Выявить актуальность и эффективность применения игры на занятиях в школьном образовательном учреждении;

  6. Определить связи использования игры с организацией проблемно-ориентированной развивающей среды для обучения школьников;

  7. Анализ и описание результатов.

Проблема. Организация развивающей среды для школьников на сегодняшний день остается одной из актуальных психолого-педагогических проблем, несмотря на то, что исследуется различными авторами. Период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для формирования познавательно-исследовательской деятельности и эффективного развития ребенка.

Гипотеза исследования. Применение при обучении игры способствует эффективному овладению и усвоению информации школьниками, включая активизацию их познавательно-исследовательской деятельности.

Использовались следующие методы исследования
:

        1. Теоретический: анализ педагогической, методической литературы.

  1. Эмпирический.

  2. Интерпретационный: количественный и качественный анализ данных.

База исследования: учащиеся 3 «б» класса Правдинской средней общеобразовательной школы № 1 Пушкинского муниципального района.

Методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы, наблюдение, тестирование, диагностика, обработка полученных данных.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследований могут быть использованы педагогами и специалистами при работе с детьми школьного возраста.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического описания.

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания младших школьников в процессе игровой деятельности





    1. Особенности психического развития младших школьников


Младший школьный возраст является очень ответственным и важным периодом развития личности ребенка. В этот период особенно аккуратно следует относиться к ребенку, его чувствам, переживаниям, поскольку ребенок в это время очень чувствителен и раним. Приходится школьный младший возраст на период с 6 до 11 лет. [ Маклаков Анатолий Геннадьевич, Сидорова Александра Александровна Особенности психического развития старших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №4 С.33-44.]

На это время приходится обучение ребенка в начальных классах. Как правило, ребенок переходит из детского сада в школу, при этом происходит смена коллектива, изменяются требования и ожидания по отношению к ребенку.

На каждой возрастной стадии происходит смена ведущей деятельности. Это необходимо учитывать при планировании школьной программы, отдельных занятий, выборе основных предметов, их целей, задач и технологий преподавания. Широко известны работы А.Н. Леонтьева, который в своих исследованиях отмечает, что различные возрастные категории имеют ведущий тип деятельности. [Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении // Начальная школа. – 2002. №11. – С. 3 –6.]

В младшем школьном возрасте формируются также новые виды деятельности, новые формы взаимоотношений в коллективе, именно эти их и рекомендуется использовать в качестве базы, на основе которой будет происходить дальнейшее развитие универсальных учебных действий. [Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990]

Преподаватель должен помнить о том, что в младшем школьном возрасте у детей изменяются и перестраиваются психические процессы. Именно от психических процессов зависят изменения личности ребенка. Не стоит забывать о том, что младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов жизни.

На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции. Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. [ Прохоренко Леся Ивановна Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития // JSRP. 2014. №1 (5) С.76-85.] У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности. С возрастом эмоциональность и впечатлительность изменяются. Неизменным при этом остается непроизвольное внимание, которое достаточно интенсивно развито у детей еще с школьного возраста.[