Файл: Учебное пособие мтуси, 2018 предисловие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15.3.Варианты построения сетей сотовой подвижной связи стандарта GSM в России



В соответствии с предлагаемой структурой федеральной сети GSM ниже приводятся варианты построения сетей GSM операторов.

На рисунках 15.1, 15.2 и 15.3 показаны схемы построения сетей GSM для операторов, осуществляющих деятельность в одном субъекте Российской Федерации. На рисунке 15.1 показана схема построения сети GSM при установке одного центра коммутации (ЦК СПС) в субъекте Российской Федерации. На рисунке 15.2 показана схема построения сети GSM при установке нескольких ЦК СПС, наличии опорного ЦК СПС. На рисунке 15.3 показана схема построения сети GSM при установке нескольких ЦК СПС и наличии локальной центра коммутации (ЛЦК) СПС. На рисунках 15.4 и 15.5 показаны схемы построения сетей GSM для операторов, осуществляющих деятельность в нескольких субъектах Российской Федерации. На рисунке 15.4 показана схема построения сети GSM при установке одного ЦК СПС в субъекте Российской Федерации. При этом в одном из субъектов Российской Федерации устанавливаются только подсистемы базовых станции. На рисунке 15.5 показана схема построения сети GSM при установке нескольких ЦК СПС в нескольких субъектах Российской Федерации.


ХРисунок 15.1. Вариант 1 - при установке одного ЦК СПС (MSC)



Рисунок 15.2. Вариант 2 - при установке нескольких ЦК СПС (MSC)



Рисунок 15.3. Вариант 3 - при установке нескольких ЦК СПС (MSC)

и наличии ЛЦК СПС

Рисунок 15.4. Вариант 1 для оператора, осуществляющего деятельность в нескольких субъектах Российской Федерации:

при установке одного ЦК СПС (MSC) в одном из субъектов Российской Федерации

Х



Рисунок 15.5. Вариант 2 для оператора, осуществляющего деятельность в нескольких субъектах Российской Федерации: при установке нескольких ЦК СПС (MSC) в нескольких субъектах Российской Федерации

16. Анализ услуг для пользователей

сети мобильной связи GSM
16.1. Службы сотовой связи
Помимо обычной двухсторонней радиотелефонной связи с мобильными абонентами сотовой сети и абонентами стационарной телефонной сети, включая междугородную и международную телефонную связь, системы сотовой связи могут предложить абонентам ряд услуг, в том числе передачу факсимильных сообщений и компьютерных данных, переадресацию вызова и автодозвон, автоматическую регистрацию продолжительности телефонных разговоров, голосовую почту и многое другое. Стандарт GSM содержит два класса служб: основные службы (службы передачи – bearer services) и телеслужбы (teleservices).

Службы передачи предоставляют следующие услуги:

асинхронный обмен данными с коммутируемыми ТФОП со скоростями 300, 600, 1200, 2400, 4800, 9600 бит/с;

  • синхронный обмен данными с коммутируемыми ТФОП, коммутируемыми сетями передачи данных общего пользования и ISDN со скоростями 1200, 2400, 4800, 9600 бит/с;

  • асинхронный пакетный обмен данными с сетями передачи данных общего пользования с персональным компьютером (доступ через ассемблер/дисассемблер) со скоростями 300-9600 бит/с;

  • синхронный пакетный обмен данными с сетями передачи данных общего пользования с персональным компьютером со скоростями 2400…9600 бит/с.

Функции передачи могут быть прозрачными и непрозрачными. В первых защита от ошибок обеспечивается только за счет текущей коррекции ошибок (коррекция ошибок на проходе – forward error correction). Во вторых предусматривается дополнительная защита в виде автоматического перезапроса (Automatic Repeat Request - ARQ).

Телеслужбы предоставляют следующие услуги:

  • передача информации речи и тональной сигнализации в полосе речи;

  • передача коротких сообщений (буквенно-цифровые сообщения – до 180 символов – в сторону подвижного абонента);

  • доступ к системе обработки сообщений (например, передача сообщения от сети подвижной связи на подвижные станции сотовой связи);

  • передача факсимильных сообщений.

Для передачи и приема факсимильных сообщений и компьютерных данных, кроме мобильного абонентского аппарата

, требуется использование мобильного факсимильного аппарата или персонального компьютера с соответствующими блоками сопряжения.

Услуга передачи и приема коротких сообщений (SMS) заключается в следующем. Короткое сообщение (обычно до 80-160 символов) может быть получено во время ведения разговора, в режиме ожидания или при выключенном абонентском аппарате. В последнем случае сообщение записывается в память вычислительных средств центра коммутации, и абонент извещается о получении сообщения сразу же после включения аппарата. Сообщение может быть прочитано сразу после получения или позднее; прочитанное сообщение может быть стерто или сохранено в памяти аппарата для повторного прочтения. Для чтения сообщение отображается на дисплее аппарата. Если нужно передать короткое сообщение, текст его набирается при помощи клавиш аппарата и отображается на дисплее. Затем сообщение либо отправляется по указанному отправителем номеру телефона, либо сохраняется в памяти для отправки в другое время. Таким образом, фактически обеспечивается совмещение сотового телефона с пейджером. Существует вариант этой услуги, как передача коротких сообщений в режиме вещания, то есть передача одновременно группе абонентов.

Также стандартизирован широкий спектр дополнительных услуг, таких как переадресация вызова, ожидание вызова, удержание вызова, конференцсвязь и другие. Дополнительные функции могут предоставляться только одновременно с основными.

Служба передачи ориентирована только на транспортировку информации между соответствующими стыками пользователь-сеть и задача совместимости протоколов связи оконечных устройств (терминальной аппаратуры) возлагается на пользователей этих устройств. Телеслужбы ориентированы на непосредственное соединение пользователь-пользователь и включают функцию связи оконечных устройств.

Возможны различные варианты подключения абонентов к сети. Например, возможно подключение без предоставления постоянного “городского” номера (то есть номера стационарной ТФОП). При этом абонент без ограничений пользуется связью в пределах сотовой сети и, возможно, всеми вариантами исходящей связи, а на входящую связь извне сотовой сети накладываются ограничения, зависящие от возможностей сети. Возможно предоставление двух “городских” номеров на один абонентский аппарат, причем каждый номер может иметь свой набор услуг, обслуживаться по своему тарифному плану
, и на каждый из номеров может выставляться отдельный счет.

16.2. Дополнительные услуги
К дополнительным услугам мобильной связи можно отнести следующие.

  1. Услуга переадресации вызова (call forwarding) позволяет абоненту направить вызов, поступающий на номер его телефона, на другой номер, заранее определенный самим абонентом. Переадресация может быть безусловной, когда переадресуются все поступающие вызовы, или условной, если номер абонента занят или абонент не отвечает (“не снимает трубку”) в течение определенного промежутка времени, или если абонент не доступен (его аппарат выключен или находится вне зоны действия сети). Рассматриваемая услуга, как и большая часть описанных ниже, реализуется центром коммутации. Входящий вызов может быть переадресован на любой номер телефона, например на домашний стационарный телефон абонента, или на “почтовый ящик” голосовой почты.

  2. Услуга удержания вызова (call hold) позволяет абоненту прервать текущий разговор, не разрывая линию связи. В паузе абонент может принять вновь поступивший (входящий) вызов или позвонить другому абоненту (исходящий вызов), а затем вернуться к прерванному разговору.

  1. Услуга ожидания вызова (call waiting) позволяет абоненту в ходе разговора по телефону получить сигнал о поступлении еще одного входящего вызова. В таком случае абоненту предоставляется три варианта действий: отказаться от второго вызова; закончить первый разговор, и перейти ко второму; прервать первый разговор, воспользовавшись услугой удержания вызова, ответить на второй вызов, а по его окончании вернуться к прерванному первому. В первом случае вызывающий абонент получает в ответ сигнал “занято”, а во втором и третьем его вызов ожидает, пока не получит соединения.

  2. Услуга конференцсвязи (conference call) позволяет вести разговор по телефону одновременно нескольким (от трех до шести) абонентам. При этом организатор конференцсвязи, т.е. абонент, который “собрал” группу собеседников, имеет возможность временно или окончательно отключить от общего разговора любого из участников, или закончить сеанс конференцсвязи в целом.

  3. Услуга запрета (или ограничения) определенных категорий вызовов (call barring) позволяет абоненту исключить, например, все входящие вызовы, или все исходящие вызовы, или все исходящие международные вызовы. При этом для установки или снятия запрета используется индивидуальный пароль абонента, исключающий возможность несанкционированного управления запретом со стороны посторонних лиц.

  4. Услуга закрытой группы пользователей (closed user group) позволяет организовать корпоративную связь между членами определенной группы абонентов, причем члены закрытой группы могут общаться между собой без ограничений, а возможность общения с ‘’внешним миром” по входящей и/или исходящей связи предоставляется лишь отдельным членам группы.

  5. Услуга автоматического определения вызывающего номера, а также запрета определения номера. Запрет накладывается со стороны вызывающего абонента и имеет более высокий приоритет, чем определение номера. Возможность автоматического определения номера в сочетании с возможностью сохранения номера в памяти абонентского аппарата позволяет абоненту спустя некоторое время узнать, с каких номеров он получал вызовы, в том числе какие из них остались без ответа.

  6. Услуга голосовой почты позволяет оставить на персональном автоответчике абонента голосовое сообщение, если абонент не может принять его в момент передачи, например, если абонентский аппарат выключен или находится вне зоны действия сети или если абонент не отвечает. Адресат получает извещение о поступившем сообщении и прослушивает его в удобное для себя время. Полученное сообщение абонент может стереть или сохранить, чтобы иметь возможность прослушать его еще раз. Абоненту предоставляется возможность записать индивидуальное приветствие, которое звучит при подключении вызывающего абонента к персональному автоответчику.

  7. Оперативная информация о стоимости оказываемых или оказанных услуг (“совет об оплате”).

  8. Предоставление открытой линии связи сеть/пользователь для реализации функций, определяемых оператором и др.


Очень важна и удобна услуга роуминга, позволяющая пользоваться сотовой связью не только в “своей” сети, но и в других сетях, технически совместимых с “домашней”, при наличии соответствующих роуминговых соглашений.

В любой конкретной сети могут быть реализованы не все перечисленные услуги – это зависит от стандарта и варианта используемого аппаратурно-программного комплекса, равно как в некоторых сетях могут быть услуги, не попавшие в приведенный выше перечень.

Аспекты защищенности также являются составной частью предлагаемых услуг. Сеть стандарта GSM спроектирована так, чтобы обеспечить пользователям высокий уровень как защиты от несанкционированного доступа к услугам, так и секретности пользовательской информации.
16.3. Роуминг
Роуминг – это функция, или процедура предоставления услуг системы сотовой связи абоненту одного оператора в системе другого оператора. При перемещении абонента в другую сеть ее центр коммутации запрашивает информацию о первоначальной сети и при наличии подтверждения полномочий абонента регистрирует его. Данные о местоположении абонента постоянно обновляются в центре коммутации первоначальной сети, и все поступающие туда вызовы автоматически переадресовываются в ту сеть, где в данный момент находится абонент.

Для организации роуминга системы сотовой связи должны быть одного стандарта, а центры коммутации подвижной связи этого стандарта должны быть соединены специальными каналами связи для обмена данными о местонахождении абонента. Для обеспечения роуминга необходимо выполнение трех условий: наличие в требуемых регионах системы сотовой связи, совместимой со стандартом компании, у которой был приобретен радиотелефон; наличие соответствующих организационных и экономических соглашений о роуминговом обслуживании абонентов; наличие каналов связи между системами, обеспечивающих передачу звуковой и другой информации для роуминговых абонентов.

Различают три вида роуминга: автоматический; полуавтоматический, когда абоненту для пользования данной услугой в каком-либо регионе необходимо предварительно поставить об этом в известность своего оператора; ручной, т.е. обмен одного радиотелефона на другой, подключенный к системе сотовой связи другого оператора.

При автоматическом роуминге упрощенная схема его организации заключается в следующем. Абонент сотовой сети, оказавшийся на территории “чужой” системы, допускающей организацию роуминга, инициирует вызов обычным образом, как если бы он находился на территории ”своей” системы.