Файл: Список таблиц 8 Список рисунков 9 Резюме 10 Введение 12 Концепция проекта 13.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Бизнес-планТеплица по выращиванию овощей (помидоры, огурцы) Содержание Список таблиц 8Список рисунков 9Резюме 10Введение 121. Концепция проекта 132. Описание продукта (услуги) 143. Программа производств 154. Маркетинговый план 164.1 Описание рынка продукции (услуг) 16 18 3 нояб 4 нояб 7 нояб 8 нояб 9 нояб 3 нояб 4 нояб 7 нояб 8 нояб 9 нояб 18 18 Источник: Информационно – логистический центр РК 18Диаграммы показывают, что в среднем в ноябре завозится 1 тонна огурцов по цене 225 – 450 тг./кг. 18Сезонный фактор сильно влияет на ценовую динамику овощной продукции в течение года. Рост цен на овощи в осенний период объясняется закладкой на зимнее хранение основной части урожая и связанным с этим уменьшением объема предложения продукции на рынке. Также на рост цен в зимний период влияние оказывают издержки на хранение. 19Учитывая деградацию большинства построенных в советские годы теплиц и слабую техническую оснащенность имеющихся теплиц, отмечается низкая обеспеченность населения ранними овощами в период межсезонья (21%). 19Потребность в ранних овощах по национальным нормам потребления составляет 87,4 тыс. тонн в год. С учетом имеющихся сооружений закрытого грунта (184,1 га) дополнительно необходимо введение 165,5 га площадей закрытого грунта. 19Проблема обеспеченности овощной продукцией в период межсезонья в последние годы решается путем расширения площадей закрытого грунта, в том числе за счет государственных инвестиций, и увеличения валового сбора ранних овощей. 19По данным Агентства по статистике, на сегодняшний день в республике теплицы функционируют на площади 184,1 га. В основном они специализируются на производстве томатов, огурцов и зелени. 19За период 2009-2010 годы введены в эксплуатацию 27,7 га площадей закрытого грунта, из них за счет собственных средств сельхозтоваропроизводителей построено 15,7 га площадей закрытого грунта, средств АО «НУХ «КазАгро» 9,6 га площадей закрытого грунта, средств местных исполнительных органов 1,3 га площадей закрытого грунта, средств других финансовых институтов (СПК, фонды и др.) 1,07 га площадей закрытого грунта. 19В целом потребление огурцов и томатов растет вместе с ростом всего потребительского рынка. Спрос на овощи растет в среднем на 10% в год, чему способствует увеличение реальных доходов населения. 19На основе показателей среднедушевого потребления потребление овощей на 1 человека составляет: томатов 25—32 кг, огурцов 10—13 кг. 19Объем потребления огурца составляет около 6 600 тонн в год. Примерно 30% от общего потребления, по данным экспертных опросов и показателям министерства сельского хозяйства, это овощи, выращенные в летний сезон на собственных участках. Остальные 70%, а это около 4 620 тонн – покупные огурцы. 19По томатам потенциальный рынок потребления составляет 15 000 тонн. Из них примерно 20% удовлетворяется за счет собственных садовых участков. В итоге на оптовом рынке должно быть порядка 12 000 тонн томатов. 20Среди всех овощей огурцы и томаты лидируют во вкусовых предпочтениях, как наиболее вкусные и любимые потребителями овощи. Огурцы и томаты оцениваются в зимний период как относительно дорогие овощи, их потребление смещено в сторону высокодоходных групп. Несмотря на лидерство по вкусовым предпочтениям, огурцы и томаты по потреблению находятся далеко позади недорогих овощей - картофеля, моркови, лука и капусты. Это обусловлено тем, что более население сформировало вкусовые предпочтения в то время, когда томат в зимнее время был сравнительно недоступным продуктом, равно как огурцы. Увеличение посевных площадей этих овощей, будет влиять на потребление, с учетом стабильной цены. 20По объемам реализации рынки стоят на втором месте, так как имеют наибольшее число торговых мест и, наравне с магазинами, являются наиболее посещаемыми населением. Как показало анкетирование, в магазинах плодоовощную продукцию приобретают 49% населения, на рынке – 47% и в супермаркетах – 4% (рисунок 6). 20 20 Источник: исследования ТОО «МСБ консалтинг» 20Около 36% (70 чел) при покупке овощей в первую очередь обращают внимание на товарный вид продукции, 7 % (14 чел) – на упаковку, 55% (107 чел) – на свежесть, 2 % (4 чел) – на стоимость товара (рисунок 7). 20 21 Источник: исследования ТОО «МСБ консалтинг» 21При покупке и потреблении тепличной продукции у потребителей накапливается некий опыт, то есть потребитель знает, где, какие по вкусу и по какой цене приобрести томаты и огурцы. Обычно потребитель покупает подходящий ему товар в одном и том же месте, у одного и того же продавца. 214.2 Основные и потенциальные конкуренты 21Предполагаемая урожайность теплицы в 12 килограмм на квадратный метр позволяет делать прогноз о дополнительном производстве за счет реализации данной программы плодоовощной продукции для в период межсезонья в объемах 1-1,5 тысяч тонн в год, а также создать дополнительно до 400 рабочих мест на селе. 224.4 Стратегия маркетинга 235. Техническое планирование 245.1 Технологический процесс 24Ведение двух культур в несколько оборотов требует изолированного рассадного отделения для обеспечения независимого от основных культур процесса выращивания рассады. Поэтому в проект теплицы включено рассадное отделение, оснащенное стеллажными гидропонными установками с поливом рассады методом прилив-отлив. 24Рассадное отделение, как самостоятельная технологическая единица с независимым поддержанием микроклимата и независимой системой ирригации позволит наладить конвейерное выращивание рассады разных культурооборотов, а также, при необходимости, выращивать зелень в безрассадный период. 24В агротехнике выращивания томата и огурца за основу взята малообъемная технология на минераловатном субстрате с применением капельного полива. В настоящее время минеральная вата является идеальным субстратом для малообъемки, благодаря химической инертности волокон субстрата и отличной влагоудерживающей способности. Минеральная вата спрессована в маты стандартных размеров и упакована в светонепроницаемую пленку – черную изнутри и белую, светоотражающую снаружи. Маты укладываются на подвесных однорядных металлических желобах, защищенных от коррозии полимерным покрытием. Желоба располагаются по 5 на 8-метровый пролет, с расстоянием между осями желобов – 1,6 метра. Уклон желобов от дорожки к торцам теплицы обеспечивает отвод дренажа в дренажный коллектор. 24Технология выращивания томата в защищенном грунте 24Для выращивания томатов грунт должен отвечать определенным требованиям: обладать высокой пористостью (65-75%), наименьшей влагоемкостью 45-50%, воздухоемкостью 20-25%, плотностью - 0,4-0,6 г/см2. Поэтому в состав грунта вводят компоненты, обладающие повышенной пористостью и водопроницаемостью. 24Как правило, применяют следующее соотношение компонентов в тепличном грунте: 24- легкие песчаные или супесчаные почвы - 20...30 % объема 24- торф - 50...60 % объема 24- навозный компост - 20...30 % объема. 24Перед началом выращивания проводят защитные мероприятия - обеззараживание теплицы и посевного материала. Для обеззараживания от бактерий и грибов семена обрабатывают биологическим препаратом Фитолавином (предпосевное замачивание в 0,2% растворе в течение 2 ч). 25Пикировку томата проводят в фазе первого настоящего листа (третьего после двух семядолей). При пикировке корень укорачивают на треть, что стимулирует образование мочковатой системы. 25При пикировке сеянцы пересаживают в горшочки или торфяные кубики. 25Через 18-20 дней после пикировки проводят расстановку рассады. Дело в том, что если рассада стоит плотно и свет попадает только сверху, то наблюдается преобладание верхушечного роста, рассада вытягивается и становится слабой. При освещении растения не только сверху, но и сбоку, в тканях разлагаются гормоны, вызывающие удлинение стебля и рассада будет невысокой и крепкой. Поэтому нужна расстановка. Размещают 20-28 растений на 1 м2 . 25Высаживают рассаду на постоянное место вертикально, не засыпая стебля. 25Технология выращивания огурца в защищенном грунте 25На 1 га теплицы требуется от 15-16 тыс.шт. рассады (для длинноплодных сортов) до 18-20 тыс. (для короткоплодных сортов). Семян требуется, соответственно, от 600 до 850 г. 25Глубина посева 2-3 см. Рассада огурца выращивается в горшочках 8х8 см, без пикировки. 25При появлении всходов включают систему электродосвечивания: 25- всходы - 240 Вт/м2, 2-3 дня - 24 ч/сутки, затем 10-12 дней - 16 ч/сутки, 25- после расстановки рассады - 120 Вт/м2, 10-12 дней - 14 ч/сутки, затем 10-12 дней - 12 ч/сутки. 25Температурный режим: 25- до всходов +27 °С, 25- при появлении всходов +21…23 °С в солнечный день, +19…20 °С в пасмурный день и +18…19 °С ночью. 25Относительная влажность воздуха должна составлять 70-75%. 25Поливают рассаду через систему дождевания теплой водой (+25…28 °С), доводя влажность горшочков до 75-80 %НВ. 26Через 12-14 дней после появления всходов, до начала смыкания рядков растений, проводят расстановку рассады (по 20...28 растений на м2). 26Высаживают рассаду на постоянное место в возрасте 30 дней, после этого рассада начинает сильно вытягиваться и ее качество снижается. Рассада к высадке должна иметь 5-6 листьев, хорошо развитую корневую систему, высоту 25-30 см, сырую массу надземной части 35-40 г. 265.2 Здания и сооружения 26Планируется, что земельный участок для теплицы будет взят в безвозмездную аренду у государства согласно «Закона РК об инвестициях». 26На земельном участке планируется разместить теплицу пролетом 8х4,5м с высотой колонн 4,5 м. 26Собранная продукция будет сразу реализовываться оптовым продавцам продукции, поэтому потребность в овощехранилище отсутствует. 265.3 Оборудование и инвентарь (техника) 26Перечень необходимой техники: 28- ГАЗ 3302 "Газель-Бизнес"; 285.4 Коммуникационная инфраструктура 286. Организация, управление и персонал 287. Реализация проекта 307.1 План реализации 307.2 Затраты на реализацию проекта 30Теплица пролетом 8х4,5м с высотой колонн 4,5 м 30в т.ч. холодный домик (без стекла) 3062 975 3025 190 3037 785 30Стекло (мерное толщ. 4 мм) 3013 306 305 322 307 983 30Проектные работы 3013 284 305 313 307 970 3016 874 306 750 3010 124 3051 497 3020 599 3030 898 3014 030 305 612 308 418 308. Эксплуатационные расходы 319. Общие и административные расходы 3210. Потребность в финансировании 3311. Эффективность проекта 3411.1 Проекция Cash-flow 3411.2 Расчет прибыли и убытков 3411.3 Проекция баланса 3411.4 Финансовые индикаторы 3412. Социально-экономическое и экологическое воздействие 3612.1 Социально-экономическое значение проекта 36Данный регион располагает достаточными трудовыми ресурсами для реализации данного проекта, в связи с чем деятельность Компании будет обеспечена кадрами из местных рабочих. 36Специфичность и уникальность технологического процесса предполагает наличие квалифицированных специалистов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению образовательного уровня персонала Компании. 36Помимо этого, реализация данного проекта позволит освоить современные технологии выращивания и хранения овощей, а также перспективные системы практического управления сбытом и продвижением товаров на рынке. 36Данный проект полностью соответствует потребностям развития экономики страны, т.к. его реализация будет соответствовать развитию деятельности тепличных хозяйств, отвечающих мировым стандартам, тем самым способствуя вытеснению импорта овощной продукции. Представленный проект является на сегодняшний день достаточно актуальным. 36Данный проект будет способствовать: 36- Увеличению товарооборота в регионе; 36- В перспективе вытеснению импорта на данном сегменте рынка; 36- Создание здоровой конкурентной среды среди оптовых и розничных реализаторов овощей на столичном рынке (в период непогоды - недоступностью товара для ввоза); 36- Создание новых рабочих мест (31); 36- Создание налогооблагаемой базы. 36Организация современного тепличного хозяйства позволит обеспечить потребителей данного региона качественной сельскохозяйственной продукцией в любое время года, тем самым значительно улучшив качество и уровень жизни потенциальных потребителей. 3612.2 Воздействие на окружающую среду 36Приложения 38   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Список таблиц

Список рисунков

Резюме

Введение

1. Концепция проекта

2. Описание продукта (услуги)

3. Программа производств

4. Маркетинговый план

4.1 Описание рынка продукции (услуг)

4.2 Основные и потенциальные конкуренты

4.4 Стратегия маркетинга

5. Техническое планирование

5.1 Технологический процесс

Технология выращивания томата в защищенном грунте

Как правило, применяют следующее соотношение компонентов в тепличном грунте:

- легкие песчаные или супесчаные почвы - 20...30 % объема

- торф - 50...60 % объема

- навозный компост - 20...30 % объема.

Пикировку томата проводят в фазе первого настоящего листа (третьего после двух семядолей). При пикировке корень укорачивают на треть, что стимулирует образование мочковатой системы.

При пикировке сеянцы пересаживают в горшочки или торфяные кубики.

Высаживают рассаду на постоянное место вертикально, не засыпая стебля.

Технология выращивания огурца в защищенном грунте

На 1 га теплицы требуется от 15-16 тыс.шт. рассады (для длинноплодных сортов) до 18-20 тыс. (для короткоплодных сортов). Семян требуется, соответственно, от 600 до 850 г.

Глубина посева 2-3 см. Рассада огурца выращивается в горшочках 8х8 см, без пикировки.

При появлении всходов включают систему электродосвечивания: - всходы - 240 Вт/м2, 2-3 дня - 24 ч/сутки, затем 10-12 дней - 16 ч/сутки, - после расстановки рассады - 120 Вт/м2, 10-12 дней - 14 ч/сутки, затем 10-12 дней - 12 ч/сутки. Температурный режим: - до всходов +27 °С, - при появлении всходов +21…23 °С в солнечный день, +19…20 °С в пасмурный день и +18…19 °С ночью. Относительная влажность воздуха должна составлять 70-75%. Поливают рассаду через систему дождевания теплой водой (+25…28 °С), доводя влажность горшочков до 75-80 %НВ. Через 12-14 дней после появления всходов, до начала смыкания рядков растений, проводят расстановку рассады (по 20...28 растений на м2). Высаживают рассаду на постоянное место в возрасте 30 дней, после этого рассада начинает сильно вытягиваться и ее качество снижается. Рассада к высадке должна иметь 5-6 листьев, хорошо развитую корневую систему, высоту 25-30 см, сырую массу надземной части 35-40 г.

5.2 Здания и сооружения

Планируется, что земельный участок для теплицы будет взят в безвозмездную аренду у государства согласно «Закона РК об инвестициях».

На земельном участке планируется разместить теплицу пролетом 8х4,5м с высотой колонн 4,5 м.

Собранная продукция будет сразу реализовываться оптовым продавцам продукции, поэтому потребность в овощехранилище отсутствует.

5.3 Оборудование и инвентарь (техника)

Перечень необходимой техники:

- ГАЗ 3302 "Газель-Бизнес";

5.4 Коммуникационная инфраструктура

6. Организация, управление и персонал

7. Реализация проекта

7.1 План реализации

7.2 Затраты на реализацию проекта

8. Эксплуатационные расходы

9. Общие и административные расходы

10. Потребность в финансировании

11. Эффективность проекта

11.1 Проекция Cash-flow

11.2 Расчет прибыли и убытков

11.3 Проекция баланса

11.4 Финансовые индикаторы

12. Социально-экономическое и экологическое воздействие

12.1 Социально-экономическое значение проекта

Данный регион располагает достаточными трудовыми ресурсами для реализации данного проекта, в связи с чем деятельность Компании будет обеспечена кадрами из местных рабочих.

Данный проект будет способствовать:

- Увеличению товарооборота в регионе;

- В перспективе вытеснению импорта на данном сегменте рынка;

- Создание здоровой конкурентной среды среди оптовых и розничных реализаторов овощей на столичном рынке (в период непогоды - недоступностью товара для ввоза);

- Создание новых рабочих мест (31);

- Создание налогооблагаемой базы.

12.2 Воздействие на окружающую среду

Приложения





3 нояб 4 нояб 7 нояб 8 нояб 9 нояб 3 нояб 4 нояб 7 нояб 8 нояб 9 нояб

Источник: Информационно – логистический центр РК

Диаграммы показывают, что в среднем в ноябре завозится 1 тонна огурцов по цене 225 – 450 тг./кг.

По данным АО «Казагромаркетинг» средние розничные цены на помидоры и огурцы по г. Астане составили (таблица 3):
Таблица 3 - Розничные цены на помидоры и огурцы по г. Астане по состоянию на 1 ноября 2011 г., тенге/кг

Помидоры

326

Огурцы

254


Источник: Областные представительства АО «Казагромаркетинг»
Сезонный фактор сильно влияет на ценовую динамику овощной продукции в течение года. Рост цен на овощи в осенний период объясняется закладкой на зимнее хранение основной части урожая и связанным с этим уменьшением объема предложения продукции на рынке. Также на рост цен в зимний период влияние оказывают издержки на хранение.

Учитывая деградацию большинства построенных в советские годы теплиц и слабую техническую оснащенность имеющихся теплиц, отмечается низкая обеспеченность населения ранними овощами в период межсезонья (21%).

Потребность в ранних овощах по национальным нормам потребления составляет 87,4 тыс. тонн в год. С учетом имеющихся сооружений закрытого грунта (184,1 га) дополнительно необходимо введение 165,5 га площадей закрытого грунта.

Проблема обеспеченности овощной продукцией в период межсезонья в последние годы решается путем расширения площадей закрытого грунта, в том числе за счет государственных инвестиций, и увеличения валового сбора ранних овощей.

По данным Агентства по статистике, на сегодняшний день в республике теплицы функционируют на площади 184,1 га. В основном они специализируются на производстве томатов, огурцов и зелени.

За период 2009-2010 годы введены в эксплуатацию 27,7 га площадей закрытого грунта, из них за счет собственных средств сельхозтоваропроизводителей построено 15,7 га площадей закрытого грунта, средств АО «НУХ «КазАгро» 9,6 га площадей закрытого грунта, средств местных исполнительных органов 1,3 га площадей закрытого грунта, средств других финансовых институтов (СПК, фонды и др.) 1,07 га площадей закрытого грунта.


В целом потребление огурцов и томатов растет вместе с ростом всего потребительского рынка. Спрос на овощи растет в среднем на 10% в год, чему способствует увеличение реальных доходов населения.

На основе показателей среднедушевого потребления потребление овощей на 1 человека составляет: томатов 25—32 кг, огурцов 10—13 кг.

Объем потребления огурца составляет около 6 600 тонн в год. Примерно 30% от общего потребления, по данным экспертных опросов и показателям министерства сельского хозяйства, это овощи, выращенные в летний сезон на собственных участках. Остальные 70%, а это около 4 620 тонн – покупные огурцы.

По томатам потенциальный рынок потребления составляет 15 000 тонн. Из них примерно 20% удовлетворяется за счет собственных садовых участков. В итоге на оптовом рынке должно быть порядка 12 000 тонн томатов.

Среди всех овощей огурцы и томаты лидируют во вкусовых предпочтениях, как наиболее вкусные и любимые потребителями овощи. Огурцы и томаты оцениваются в зимний период как относительно дорогие овощи, их потребление смещено в сторону высокодоходных групп. Несмотря на лидерство по вкусовым предпочтениям, огурцы и томаты по потреблению находятся далеко позади недорогих овощей - картофеля, моркови, лука и капусты. Это обусловлено тем, что более население сформировало вкусовые предпочтения в то время, когда томат в зимнее время был сравнительно недоступным продуктом, равно как огурцы. Увеличение посевных площадей этих овощей, будет влиять на потребление, с учетом стабильной цены.

По объемам реализации рынки стоят на втором месте, так как имеют наибольшее число торговых мест и, наравне с магазинами, являются наиболее посещаемыми населением. Как показало анкетирование, в магазинах плодоовощную продукцию приобретают 49% населения, на рынке – 47% и в супермаркетах – 4% (рисунок 6).
Рисунок 6 - Места приобретения тепличной продукции населением г. Астана, в %



Источник: исследования ТОО «МСБ консалтинг»

Около 36% (70 чел) при покупке овощей в первую очередь обращают внимание на товарный вид продукции, 7 % (14 чел) – на упаковку, 55% (107 чел) – на свежесть, 2 % (4 чел) – на стоимость товара (рисунок 7).



Рисунок 7 - Предпочтения потребителей г. Астана тепличной продукции, в %



Источник: исследования ТОО «МСБ консалтинг»
При покупке и потреблении тепличной продукции у потребителей накапливается некий опыт, то есть потребитель знает, где, какие по вкусу и по какой цене приобрести томаты и огурцы. Обычно потребитель покупает подходящий ему товар в одном и том же месте, у одного и того же продавца.

4.2 Основные и потенциальные конкуренты


Конкурентами нового тепличного хозяйства могут выступить имеющиеся тепличные хозяйства, которые завоевали определенных клиентов в области, привозная продукция из соседних областей и южных республик, а также новые тепличные хозяйства.

В 2010 году по стране введено 21 га закрытого грунта, в том числе за счет средств АО «Национальный холдинг «КазАгро» и его дочерних предприятий:

- 50 мини-теплиц в Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, ЮКО;

- 6 промышленных теплиц в:

- ЮКО (Сарыагашский р-н, Байдибекский, г. Шымкент);

- г. Атырау;

- г. Усть-Каменогорск;

- г. Караганда.

В Северно – Казахстанской области функционирует всего одно тепличное хозяйство, общей площадью 3,5 га.

Тепличные хозяйства Астаны

1. В собственности ГКП «Астана Орманы» имеется четыре теплицы общей площадью 1 550 м2.

2. Планируется, что в ближайшее время в Астане появится еще одно тепличное хозяйство. Выращиванием огурцов и помидоров по израильской технологии займется ТОО «Астана Эко Стандарт».

В ноябре 2011 года теплица, оборудованная системой капельного орошения израильского производства, будет сдана в эксплуатацию. 10 ноября будет посажена первая рассада, выращенная из семян, привезенных из Израиля. Теплица занимает площадь в 3 га. На 1,5 га будут посажены помидоры и на 1,5 га - огурцы. Ожидается, что производительность теплицы будет 1 000 тонн овощей в год.

Технология посадки и получения урожая будет охватывать несколько месяцев. В первый год будет высажен один сорт помидоров и огурцов, далее в зависимости от спроса ассортимент будет расширяться. Предприятие получило мощную государственную поддержку в сумме 1,700 млрд. тенге. Кроме того, в рамках программы «Дорожная карта» ему выделены средства на строительство наружных сетей.

Предприятие предоставит рабочие места 60 специалистам, в том числе будет трудоустроен 1 иностранец – агроном из Израиля.


4.3 Прогнозные оценки развития рынка, ожидаемые изменения


В целом, Казахстан обеспечивает себя овощами. Единственная проблема заключается в ранних овощах. Не хватает овощей, которые выращиваются в закрытом грунте, то есть в теплицах.

Поэтому государство сейчас стимулирует организацию теплиц. Только за последние два года количество теплиц у нас в десятки раз увеличилось. Чтобы достичь необходимого уровня обеспечения внутреннего рынка ранними овощами, необходимо дополнительно на 80% увеличить производство ранних овощей.

Для этого есть государственные стимулы, прежде всего это субсидирование.

В настоящее время на рассмотрении в сенате находится проект закона о продовольственной безопасности, где предусмотрена норма по субсидированию овощей закрытого грунта. После принятия закона данная норма "будет хорошим стимулом для развития тепличного хозяйства". Тепличная отрасль Казахстана, возможно, только начинает своё развитие и имеет перспективу в будущем, так как земли для построения данной отрасли предостаточно. АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" приступил к кредитованию мини тепличных хозяйств. По оценке специалистов холдинга, реализация этой программы позволит ввести в стране до 10 гектаров закрытого грунта.
Предполагаемая урожайность теплицы в 12 килограмм на квадратный метр позволяет делать прогноз о дополнительном производстве за счет реализации данной программы плодоовощной продукции для в период межсезонья в объемах 1-1,5 тысяч тонн в год, а также создать дополнительно до 400 рабочих мест на селе.
Таблица 4 - Прогноз обеспечения потребностей внутреннего рынка (в %)




2012 год

2013 год

2014 год




в маслосеменах

100

100

100




в сахарной свекле

15

16

17




в картофеле

100

100

100




в ранних овощах

73

86

100




в плодах, ягодах и винограде

87

90

93