Файл: Программа исследования 13.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 2

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме психокоррекционной работы с дошкольниками 4

1.1Роль психокоррекционной работы с дошкольниками 4

1.2Возрастные особенности детей дошкольного возраста 5

1.3 Анализ особенностей проявления агрессивности и тревожности в дошкольном возрасте 8

Выводы по первой главе 11

Глава 2. Исследование влияния психокоррекционных занятий на агрессивность и тревожность детей дошкольного возраста 13

2.1 Программа исследования 13

2.2. Диагностика уровня тревожности детей дошкольного возраста 14

2.2 Проведение психокоррекционной программы 18

2.3. Повторная диагностика тревожности и агрессивности детей дошкольного возраста 22

2.4 Разработка рекомендаций для родителей детей с псих эмоциональной возбудимостью 24

Выводы по второй главе 26

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Приложение 3 32

Приложение 4 33

Приложение 5 34

Приложение 6 35

Приложение 7 36

Приложение 8 37


Введение


В настоящее время увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому такая проблема на сегодняшний день является весьма актуальной.

Особенно психо-эмоциональной возбудимости подвержены дети дошкольного возраста, которые только начинают формировать своё мироощущение и эмоциональную сферу. Одним из наиболее распространенных психо-эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста является агрессивность и тревожность. Наблюдая за поведением своего ребенка, родители могут заметить ряд признаков таких как эмоциональные проблемы детей, например, крикливость, беспокойство, неразбериха в поведении, негативные реакции на окружающих. В таких случаях необходима психокоррекция эмоциональных состояний ребенка с помощью обучения ему правильному преодолению стрессов и управлению своими эмоциональными реакциями.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап работы с этими детьми - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.


В мировой психологии существует два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. Главная задача коррекции в рамках психодинамического подхода – это создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта.

Коррекция в рамках игровой терапии помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения.

Цель: исследовать особенности влияния психокоррекционной работы на эмоциональных состояний детей дошкольного возраста – тревожности и агрессивности.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности развития детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать развитие эмоций в дошкольном возрасте.

3. Роль психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Объект исследования: Эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: Психокоррекция эмоционального состояния детей дошкольного возраста.

Гипотеза - психокоррекционные занятия с детьми дошкольного возраста способствуют снижению детской агрессивности и тревожности

Методы исследования:

теоретические – анализ научной и научно-методологической литературы посвященной проблематике исследования;

практические – психолого-педагогическое исследование:

1) Для выявления тревожности тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. «Выбери нужное лицо»

2) Для выявления эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения методика «Несуществующее животное»;

3) Для выявления уровня агрессивности был использована методика Рене Жиля.

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме психокоррекционной работы с дошкольниками

    1. Роль психокоррекционной работы с дошкольниками


Психокоррекционная работа в дошкольном возрасте является очень важным моментом в развитии ребенка. Она направлена на корректировку психологических проблем, которые могут возникнуть у детей в данном возрасте, и играет ключевую роль в процессе формирования личности ребенка.

Психокоррекционная работа может быть такая как, профессиональная консультация психологов, арт-терапия, психологическое консультирование для родителей, развитие коммуникативных навыков, коррекция поведения и обучение самопомощи.

В первую очередь, психокоррекционная работа направлена на помощь ребенку в преодолении психологических препятствий, которые могут возникнуть на его пути. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и он может столкнуться с различными типами проблем, такими как агрессия, тревожность, депрессия, низкая самооценка и другими. Поэтому психокоррекционные методы должны быть гибкими и адаптированными под конкретного ребенка. Психокоррекционная работа считается эффективной, если ребенок начал понимать и уметь управлять своими эмоциями, научился находить позитивные решения в трудных жизненных ситуациях, улучшил свое поведение и обратил внимание на свои проблемные проявления. Психокоррекционная работа с дошкольниками полезна, так как она помогает создать благоприятную образовательную среду. Корректирование психологических проблем помогает ребенку более эффективно учиться, а воспитателям легче организовать образовательный процесс. Ребенок, который научился управлять своими эмоциями и поведением, сможет эффективнее общаться с окружающими, легче адаптируется к новой среде и здорово вырабатывает качества, необходимые для успешной жизни в будущем.


    1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста


Дошкольный возраст является одним из самых важных и интересных периодов в развитии ребенка. На этом этапе активно развиваются все аспекты личности ребенка: интеллектуальные способности, эмоциональная сфера, моторика и многое другое. Дошкольный возраст включает детей в возрасте от 3 до 6 лет, при этом в своей работе мы будем работать с детьми 5-6 лет. В этом возрасте ребенок находится на пике развития и активно усваивает новые знания и навыки. Основным заданием воспитателей и родителей на этом этапе является создание благоприятных условий для развития ребенка и максимальной поддержки его потребностей. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные особенности, поэтому необходимо индивидуальное подход к каждому ребенку. Одной из главных задач в дошкольном возрасте является развитие речи. На этом этапе ребенок активно учится коммуникации с окружающими людьми и восприятию новой информации. По этой причине очень важно проводить занятия по развитию речи и общения. Также не менее важно заботиться о развитии моторики ребенка.

Важным уроком в дошкольном возрасте является развитие креативности и воображения. Ребенок на этом этапе воспринимает мир вокруг себя еще очень творчески и хорошо воспринимает, игры и различные мастер-классы.

В 5-6 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся Волка, Бабы Яги, Бармалея, Карабас-Барабаса и прочих нелицеприятных личностей. Перечисленные персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке любви, жалости и сочувствия.

Интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.


На шестом году жизни у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности. Продолжает развиваться дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика тендерного поведения).

Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью. Замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и других видах деятельности.

В этом возрасте в поведении происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. Развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника. К этому периоду жизни накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, старший дошкольник может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. умение последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).


В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести: любопытство; любознательность; чувство юмора; удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести: чувство прекрасного; чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести: чувство гордости; чувство стыда; чувство дружбы.

1.3 Анализ особенностей проявления агрессивности и тревожности в дошкольном возрасте



Хотя агрессия и тревога изучались отдельно как два разных свойства, исследователи начали подозревать, что тревога может быть одной из ключевых эмоциональных основ детской агрессии, и их связь не является однонаправленной. В нескольких исследованиях сообщалось о связи между тревогой и агрессией в детстве. Было выявлено, что реактивно агрессивные дети в возрасте шести лет были значительно более тревожными, чем их неагрессивные сверстники [8]. Кроме того, у учащихся начальной школы в качестве наиболее сильных предикторов тревоги были предложены отношения и физическая агрессия [9]; кроме того, исследование американских учащихся 2, 3 и 4 классов продемонстрировало взаимосвязь между исходными симптомами тревоги и более высокими уровнями агрессии в отношениях в течение 1 года [10]. Кроме того, в исследовании, включавшем детей с синдромом дефицита внимания / гиперактивности, сообщалось, что разрушительные расстройства поведения были связаны с реактивно-проактивной агрессией и чувствительностью к тревоге [11].

Детская агрессия является одним из расстройств, которые вызывают больше проблем на данном этапе роста и влияют как на родителей, учителей, так и на ближайшее окружение ребенка. Хотя вспышки гнева часто проявляются в детстве, у этих детей они гораздо более частые и серьезные, и они не могут контролировать свой характер ни при каких обстоятельствах или ситуации.