Файл: Методика изучения темы Величины и их измерение в начальном математическом образовании.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Методика изучения темы «Величины и их измерение» в начальном математическом образовании
Ученики, оканчивающие начальную школу (по любой программе) должны:
Этапы работы над каждой величиной:
Методика изучения темы «Длина. Измерение длины»
Методика формирования представлений о периметре
После введения действия умножения учащиеся формулируют правило нахождения периметра!!!
Методика изучения темы «Масса. Измерение массы»
Методика изучения темы «Объем. Измерение объема»
Методика изучения темы «Объем прямоугольного параллелепипеда»
Методика изучения темы «Площадь прямоугольника»
Методика изучения темы «Температура. Измерение температуры» в начальном математическом образовании
Учащиеся заполняют коробки предметами-мерками и сравнивают их количество в каждой коробке
IV этап
Учитель сообщает, что для измерения объемов принято использовать в качестве мерки куб с ребром, равным единице длины – 1 см, 1 дм, 1 м, показывает изображение этих кубов в натуральную величину и знакомит с обозначением единиц объема – 1 см3,1 дм3, 1 м3.
V этап
Для точного определения численного значения объема кубики нужно уложить в ряды, пока не будет покрыт первый слой (основание), затем второй и так далее, пока коробка не заполнится доверху. После того, как коробка заполнена, нужно сосчитать количество единичных кубов.
Если прямоугольный параллелепипед большого размера этот способ определения объема неприемлем, поскольку, во-первых, нет такого количества кубиков-мерок, во-вторых, способ пересчета неэкономичен во времени.
Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений – длины, ширины и высоты, поскольку сначала кубики выкладываются на основании фигуры – их количество равно произведению длины на ширину (по формуле площади прямоугольника), затем определяется количество таких слоев – оно равно численному значению высоты фигуры.
(а · b) · с = а · (b · с)
Методика изучения темы «Площадь фигуры. Измерение площади» Формирование представлений о площади плоской фигуры
Площадь - свойство предметов (как правило, геометрических фигур) занимать место на плоскости (поверхности).
I этап
+ и чистый лист бумаги среднего размера – больше, чем треугольник, но меньше, чем круг
Учащимся предлагается обвести по контуру треугольник на листе и закрасить внутреннюю область. Это же самое нужно сделать с кругом на другой стороне этого листа на листе не хватает места, круг занимает больше места, чем треугольник свойство фигуры «занимать место» называется площадью
Возможны ассоциации с употреблением этого термина в жизни: в городе это место, ограниченное чем-нибудь, домами, например, или свободное пространство в городе, из которого берут начало улицы.
Для понимания учащимся смысла понятия площадь целесообразно выполнить такие задания.
Задание 45. Выпиши номера фигур, у которых есть площадь.
1 2 3 4 5 6 7
Задание 46. Начертите пять различных многоугольников. Раскрасьте их цветными карандашами так, чтобы у фигур с четным количеством углов был выделен периметр, а у фигур с нечетным количеством углов – площадь
Задание 47. Обведите фигуры по шаблонам и цветными карандашами выделите границу и площадь.
Задание 48. Нарисуйте 2 фигуры, имеющие площадь и 3 фигуры, у которых нет площадей.
Задание 49. Какие линии могут быть границей фигур, имеющих площадь?
1 2 3 4 5 6
II этап
- Каких фигур больше по количеству – больших или маленьких? (Одинаково.)
- Какие фигуры занимают больше места на поверхности доски? (Большие.)
Докажите, что площадь любой фигуры из левого столбика меньше площади любой фигуры из правого столбика. (Надо снять 2 фигуры и наложить одну на другую.)
А есть ли фигуры, равные по площади? (Да, треугольники в правом столбике.) Докажите. (Если фигуры при наложении совпадают, то их площади равны.)
Для закрепления у учащихся умения сравнивать фигуры по площади непосредственным способом можно предложить задания.
Задание 51. Назови фигуры в порядке возрастания площади
Задание 52. Продолжи закономерность
Задание 53. Рассмотри рисунки. В каком случае фигуры А и В можно сравнить по площади, а в каком – нет?
Еще один способ непосредственного сравнения площадей связан с разрезанием одной фигуры с последующим наложением полученных частей на другую фигуру.
Задание 54. Найди равные по площади фигуры
III этап
4 · 4 3 · 4
Площади фигур нужно измерить и сравнить полученные числа-результаты
Визуальный способ не работает, а наложение не приводит к нужному результату
Площадь квадрата больше площади прямоугольника
IV этап
Задание 55. Соедини фигуру с подходящей меркой
Площадь круга при помощи мерки-круга измерить не удалось, так как не вся поверхность фигуры покрыта мерками, остались свободные пространства
Задание 56. Посчитай, сколько клеток в данных фигурах. Сравни площади данных фигур. Найди фигуры, имеющие равную площадь. Запиши, какая из фигур имеет наибольшую, а какая наименьшую площадь.
Задание 57. Заданы мерки (рис. 103).
е1 е2 е3
Постройте фигуры: а = 6е1, в = 6е2, с = 6е3. Чем фигуры похожи? Чем отличаются? Равны ли фигуры по площади?
Сравнивать фигуры по площади можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками
.
Перед введением стандартной единицы площади полезно провести практическую работу по измерению площади одной фигуры различными мерками:
6 см е1 е2 е3 е4
е2 = ½ е1, е3 = ½ е1, е4 = 2е1
Учащиеся укладывают в прямоугольник различные мерки и подсчитывают их число.
F = 12е1 F = 24е2 F = 24е3
F = 6е4
Необходима общепринятая мерка – единица площади 1 см2 (квадрат со стороной 1 см).
1см 1 см2
Методика изучения темы «Площадь прямоугольника»
Урок, посвященный «открытию» формулы площади прямоугольника, следует начать с актуализации знаний учащихся:
об общепринятых обозначениях длины и ширины прямоугольника буквами латинского алфавита: а – длина; b – ширина;
о смысле действия умножения: а · 3 = а + а + а (по а взяли 3 раза);
- о свойствах прямоугольника (особое внимание уделив свойству о равенстве противолежащих сторон).
Задание. Расположить фигуры в порядке возрастания площади. Вычислите площадь каждого прямоугольника.
F1 F3
F4
F5
F2
Площадь прямоугольника равна произведению его длины и ширины.
Квадрат – это тоже прямоугольник, но особенный: у него все стороны равны, то есть длина равна ширине Sк = а · а.
Зная значение площади прямоугольника и длины одной из его сторон, можно найти длину другой стороны.
S = а · b
S b а = S : b
b = S : а
а
S а
а
Для тренировки учащихся в использовании формул выполняются задания разной степени сложности и прикладной направленности.
Задание 66. Чему равна площадь цветочной клумбы шириной 70 дм и длиной 2 м?
Задание 67. Площадь веранды 12 м2. Вычислите ширину, если длина веранды 4 м.
Задание 68. Найти площадь закрашенной фигуры:
Задание 69. Сторону прямоугольника увеличили в 2 раза. Как изменилась его площадь?
Задание 70. Сторону квадрата увеличили в 2 раз. Как изменилась его площадь?
Для предупреждения или коррекции смешения понятий площадь и периметр полезны такие задания.
Задание 71. Начерти прямоугольник, длина которого 5 см, а ширина – на 2 см меньше. Заштрихуй площадь прямоугольника и вычисли ее значение. Обведи периметр и найди его значение.
Задание 72. Сумма длин сторон квадрата 12 м. Найди его площадь.
Задание 73. Площадь прямоугольника 48 см2. Какой может быть длина сторон этого прямоугольника? А периметр?
Задание 74. Площадь прямоугольного участка земли 24 м2. Какова длина забора, ограждающего данный участок?
а | в | P |
24 | 1 | (24+1)∙2=50 |
12 | 2 | (12+2)∙2=28 |
8 | 3 | (8+3)∙2=22 |
6 | 4 | (6+4)∙2=20 |
Измерение площади прямоугольного треугольника
Этап актуализации опорных знаний, где повторяются:
а) элементы прямоугольника – длина, ширина, их обозначения, свойство диагонали прямоугольника (делит фигуру на два равных треугольника);
б) элементы прямоугольного треугольника – катеты, гипотенуза, их обозначение буквами латинского алфавита;
в) отношения между целым и частью (целое равно сумме частей).
Задание 75. Маша начертила прямоугольник со сторонами 3 см и 6 см, провела диагональ и закрасила один из получившихся треугольников. Чему равна площадь заштрихованной части?
Задание 76. Миша начертил фигуру F.
F
Известно, что площадь фигуры F равна 40 см2. Чему равна площадь каждой из ее частей?
Этаппостановки учебной задачи
Вариант 1.
4 дм F1 4 дм F2 4 дм F3
6 дм 5 дм 6 дм
- Чем похожи фигуры?
- Чем отличаются?
- Дайте имя каждой фигуре.
- Докажите, что площадь фигуры F1 больше площади фигуры F2
-Сравните по площади фигуры F2 и F3 (Проблема! Не умеют вычислять площадь треугольника).
Этап «открытия » новых знаний
4 дм F1
6 дм
4 дм F1
6 дм
F3
4 дм
6 дм
S(F3) = S(F1) : 2 = 6 · 4 : 2 = 12 (дм2)
Этаппостановки учебной задачи
Вариант 2.
3 дм
2 дм
1 дм
F1
F2
F3
2 дм
2 дм
4 дм
3 дм
4 дм
6 дм
- Чем похожи фигуры?
- Чем отличаются?
- Вычислите площадь каждой фигуры. (Нужно фигуры разделить на части – фигуры, площадь которых учащиеся умеют вычислять).
3 дм
2 дм
1 дм
F1
F2
F3
2 дм
2 дм
4 дм
3 дм
4 дм
6 дм
SF1 = 3 · 2 + 3 · 1 = 9 (дм2)
S F2 = 4 · 2 + 4 · 2 + 4 · 2 = 24 (дм2)
S F2 = 8 · 4 – 4 · 2 = 24 (дм2)
SF3 = 4 · 3 + S∆
Проблема!
Этап «открытия» новых знаний
F3
4 дм
3 дм
2 дм
Площадь прямоугольного треугольника равна половине площади достроенного прямоугольника с длинами сторон 3 дм и 2 дм S = 3 · 2 : 2 = 3 (дм2) и S F3 = 4 · 3 + 3 = 15 (дм2).
Впервые вычислять площадь прямоугольного треугольника научились египетские землемеры и рассуждали они примерно так: если в прямоугольнике провести прямую линию через две противоположные вершины, то получится два одинаковых прямоугольных треугольника. Значит, надо найти площадь прямоугольника и полученный результат разделить на 2.
Измерение площадей фигур при помощи палетки
Палетка – это лист полупрозрачной бумаги с нанесенной на ней сеткой из квадратных единиц – сантиметров, дециметров, миллиметров.
Задание 78. Сколько клеток содержит данная фигура?
Учащиеся замечают, что не все фигуры полностью состоят из целых клеточек и убеждаются в том, что определить их площадь – задача более сложная, трудоемкая.
Практическая работа:
1. Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольник со сторонами 6 см и 4 см. Разбей его на квадратные сантиметры. Каково значение его площади в квадратных сантиметрах и в клетках? (24 см2 или 96 клеток).
2. Нарисуй на вырезанном прямоугольнике замкнутую линию А. Раскрась цветным карандашом фигуру, ограниченную этой линией. Сравни площадь фигуры А с площадью прямоугольника. Сосчитай, сколько целых клеток уместилось в фигуре А.
А
Площадь фигуры А больше некоторого числа а, но меньше числа b
Учебник Л.Г. Петерсон
Задание 79. Найди, между какими числами заключены площади следующих фигур.
Вычисление площади фигуры с помощью палетки
Методика изучения темы
«Градусная мера угла. Угловой градус»
Угол - часть плоскости, ограниченная двумя лучами с общим началом.
Стороны угла – лучи, их можно неограниченно продолжить в сторону, противоположную вершине угла
Величина угла зависит не от «длины» его сторон, а от взаимного положения сторон относительно друг друга