Файл: Методика изучения темы Величины и их измерение в начальном математическом образовании.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Методика изучения темы «Величины и их измерение» в начальном математическом образовании

Цели:

Ученики, оканчивающие начальную школу (по любой программе) должны:

Величина -

Способы сравнения

Этапы работы над каждой величиной:

Методика изучения темы «Длина. Измерение длины»

I этап

II этап

III этап

IV этап

VI этап

Методика формирования представлений о периметре

После введения действия умножения учащиеся формулируют правило нахождения периметра!!!

Если геометрическая фигура ограничена не ломаной линией, а кривой, то говорят также о периметре фигуры или о длине ее границы.

Полезны следующие упражнения.

Методика изучения темы «Масса. Измерение массы»

I этап

2 ситуация:

II этап

III этап

IV этап

Задание 11.

VI этап

Новые единицы измерения массы

Закончи запись:

Специальный урок следует посвятить взвешиванию сыпучих и жидких веществ (они хранятся в таре, поэтому взвешивать их приходится в таре). Приемы взвешивания:

Методика изучения темы «Объем. Измерение объема»

I этап

II этап

III этап

IV этап

Методика изучения темы «Объем прямоугольного параллелепипеда»

II этап

III этап

IV этап

Методика изучения темы «Площадь фигуры. Измерение площади» Формирование представлений о площади плоской фигуры

I этап

Для закрепления у учащихся умения сравнивать фигуры по площади непосредственным способом можно предложить задания.

Методика изучения темы «Площадь прямоугольника»

I этап

Методика изучения темы «Температура. Измерение температуры» в начальном математическом образовании



I этап


Задание 82. Найди на рисунке 127 углы и отметь их.


Задание 81. Найди на рисунке 126 углы.


1 2 3 4


II этап


Задание 83. Запиши номера углов в порядке возрастания их величины


1 2 3 4


Задание 85. Запишите номера углов в порядке возрастания их величины.


Первый способ сравнения углов по величине – визуальный


Второй способ сравнения углов по величине – наложение


1 2 3 4 5


Алгоритма сравнения углов по величине методом наложения:


Наложить углы так, чтобы одна сторона у них совпала.
Если при этом и другие стороны совпадут, то углы равны.
Если - не совпадают, то меньше тот угол, сторона которого оказалась внутри другого угла».


1 1 > 2
2


III этап


Задание 86. Выпиши номера острых, тупых и прямых углов.


1 2 3 4
5 6


Определить вид угла «на глаз» здесь практически невозможно


Эталон - модель прямого угла


острый тупой


IV этап


Учитель сообщает, что единой меркой – единицей измерения величины угла является угловой градус – угол величиной в один градус (1º).
Он получается, если прямой угол разделить на 90 равных частей, то есть 1º = 1/90 часть прямого угла. Или 1º = 1/360 часть круга.


Прямой угол - 90º
Острый угол – меньше 90
Тупой угол – больше 90º


V этап


Для измерения углов есть прибор – транспортир


Затем учитель демонстрирует образцы измерения величины угла, обращая внимание учащихся на то, что удобнее определять величину угла, если одна из его сторон проходит через начало отсчета на шкале.


Правило измерения величины угла при помощи транспортира:
1. Совместить вершину угла с центром транспортира.
2. Расположить транспортир так, чтобы одна сторона угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира.
3. Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона угла.
4. Проверить, соответствует ли полученная мера угла его виду - острый или тупой.


Введение градусной меры угла позволяет углубить знания учащихся о знакомых геометрических фигурах, например:
- открыть общее свойство всех треугольников – о равенстве суммы всех углов 180º;
- уточнить свойство равностороннего треугольника (все углы по 60º) и равнобедренного прямоугольного треугольника (90º, 45º, 45º);
- узнать, что сумма всех углов любого произвольного четырехугольника равна 360º, а развернутый угол равен 180º.



«Сумма углов любого треугольника равна 180°»


Практическая работа.
На столе у каждого учащегося – вырезанные из цветной бумаги треугольники - большие и маленькие; остроугольные, тупоугольные и прямоугольные; равносторонние, равнобедренные и равносторонние (по одному на каждого ученика). Учитель обращает внимание детей на то, что все треугольники различны - можно сравнивать треугольники в парах, предположить нескольким учащимся описать «свою» фигуру. Желательно, чтобы углы треугольников были пронумерованы и дугой выделен разворот сторон.


2
1 3


Ученики вырезают углы ножницами и из них составляют новый угол, равный сумме углов треугольника


1 2
3


Получился развернутый угол или два смежных прямых угла (прямых угла с общей стороной).
Вывод очевиден: сумма углов треугольника равна 180°.

Методика изучения темы «Температура. Измерение температуры» в начальном математическом образовании


Температура - величина, характеризующая тепловое состояние какого-либо объекта


В чем отличие?


При помощи ощущений учащиеся устанавливают, что предметы отличаются по признакам «теплый», «холодный», «нагретый» и т.п.
Учитель сообщает, что более нагретые предметы (вещества) имеют и более высокую температуру.


Для измерения температуры есть прибор – термометр
водный комнатный медицинский


Температуру измеряют в градусах по шкале Цельсия


Цельсий Андерс – шведский астроном и физик. В 1742 г. предложил температурную шкалу, в которой цена деления равна 1º – это 1/100 разности между температурой кипения воды (100º) и температурой таяния льда (0º). Например, температура воздуха на комнатном термометре равна 23 градуса Цельсия – 23ºС.


Задание. Расположить по-порядку слова: «теплый», «холодный», «горячий», «очень холодный», «очень теплый», «очень горячий» и на картонной модели термометра отметить их количественное выражение (в градусах), ориентируясь на свои ощущения.


Целесообразно в содержание учебного материала включить информацию познавательного характера – о среднегодовых температурах воздуха на различных континентах, в разных странах, городах России; о температуре тела у различных видов животных – птиц, млекопитающих, рыб; о температуре тела здорового и больного человека, наиболее комфортных температурных условиях для жизнедеятельности различных организмов, в том числе и человека.