Файл: Интерактивные методы обучения на уроках истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, Обилен торг куда ни глянь!

Задания для учащихся


1.Отметьте на рисунке следующий символ городской независимости (рынок). 2.Изучите карту и найдите близлежащие к Нюрнбергу ярмарки. Проходили ли ярмарки в самом Нюрнберге?

Далее в центре города мы обязательно увидим главный собор. Г.Сакс: Еще тут есть тринадцать бань

Общественных и храмов восемь, Где богу мы хвалу возносим.

Вопросы и задания для учащихся


  1. Какое значение имел собор в жизни средневекового человека?

  2. Как готический собор характеризует уровень ремесла в средневековых городах?

  3. Определите особенности городских соборов после XII в.

  4. Какое впечатление должен производить собор на верующих? А какое впечатление он произвел на вас?

Средневековые города нередко возникали около реки. Так было и в Нюрнберге. Г.Сакс: Река по городу бежит,

Семь дюжин жерновов вертит – Большая, быстрая река!

Части города возникали поблизости от речных переправ или вдоль больших рек

– важнейших средств сообщения в середине вка – в отличие от античности с ее хорошо налаженной системой сухопутных дорог. Рейн, Маас, Шельда, Дунай, начиная с XI в., главные водные пути средневековой Европы, и именно по берегам этих рек сложились и выросли многие крупные города.

Вопросы и задания


  1. Почему города часто возникали у реки? Какую пользу она приносила городу?

  2. Найдите на карте крупные европейские реки и города, возникшие на них. Какие общие части названий они имеют?

Давайте теперь посмотрим на жителей средневековых городов. Г.Сакс: «Скажи, - спросил я старика,-


Как имя города сего?»

«Зовем мы Нюрнберг его». Я снова: «Что ж за люди тут, Во всех этих домах живут?».

«От мала до велика весь

Народ, что жительствует здесь, Смышлен и трудолюбья полон:

Зато в достатке, а не гол он.

Вопросы и задания


  1. Сравните численность населения средневековых городов с современными. Какие города сейчас считаются большими. А какие считались большими в средние века? Сосчитайте, сколько крупных средневековых городов ( с населением ок. 50 тыс. человек) включает в себя современная Москва? Н.Новгород? Выкса?

  2. Выясните, как изменилась территория и население одного из европейских городов от средневековья до наших дней.

  3. Перечислите основные слои городского населения. Представители каких слое могли быть полноправными бюргерами?

Далее речь пойдет о занятиях горожан.

Г.Сакс: Здесь трудятся над каждой кровлей;

Иные заняты торговлей, И бойко их идут дела.

Вопросы для учащихся


  1. Почему городской совет так строго следил за торговлей и накладывал на торговцев столько ограничений

  2. Для чего служили цехи торговцев? Могли ли торговцы прожить без них? Давайте посмотрим, какие ремесленники жили в средневековом городе.

Г.Сакс: А большинство от ремесла Приобретают свой доход И припеваючи живет.

А сколько в городе ремесел -

Я было стал считать, да бросил, Затем, что их никак не счесть,

Тут все, какие в мире есть.

И каждый житель тут при деле. Сбывает большинство изделий Торговцам люд мастеровой, Ну а взамен несет домой Товары, в коих есть потреба;

И нет товаров лучше, где бы Ни стал разыскивать их ты.

Таких, чтоб с нашими сравнились, Печатников и столяров,

Литейщиков и маляров,

Швецов и резчиков по камню

Встречать не довелось пока мне, И ты не встретишь никогда.

Хоть все объезди города.

Далее речь пойдет об управлении средневековым городом Г.Сакс: Спросил я старца: «Кто ж у вас

Выращивает этот сад?».

«У нас есть мудрый магистрат, И бдит без отдыха и срока

Его недреманное око»

Вопросы и задания


  1. Отметьте на рисунке третий символ городской независимости (ратуша)

  2. Что означает слова «мэр города»? Как можно было стать мэром или попасть в городской совет?

  3. Что символизировало здание ратуши?

Все население города входило в разные организации: религиозные общины, ремесленные цехи, купеческие гильдии.

Г.Сакс: Разбит заботой сих властей Весь город на восемь частей;

Все женщины и все мужчины

Вошли в сто тридцать две общины Имеет каждый из цехов

Своих присяжных мастеров.

Вопросы для учащихся


  1. Мог ли средневековый ремесленник прожить в одиночку, не входя в такого рода объединения?

  2. Какие объединения существовали в среде крестьянства, феодалов?

  3. Почему все средневековые люди были объединены в разные организации? Важной особенностью города были его особые законы и привилегии Г.Сакс: Есть в граде сем законов свод:


Он толкованье нам дает, Что можно и чего нельзя, Всем нарушителям грозя Суровой карой или пеней.

Для каждого из преступлений Своя есть мера наказанья.

Все тяжбы и все злодеянья Разбору подлежат суда.

В XI –XII вв. многие города смогли освободиться из под власти своих сеньоров и, получив привилегию, руководствоваться своим особым городским

правом на территории города. Горожане и жители городской коммуны, становились неподвластными суду и власти сеньоров.

Вопросы для учащихся


  1. Почему городам удавалось освободиться от власти сеньора, а крестьянским общинам нет?

  2. Какие права получали города?

  3. Какие права и обязанности были у каждого горожанина?

Вот и закончилось наше путешествие по немецкому городу Нюрнбергу. Мы узнали о наиболее типичных чертах средневекового города.

Домашнее задание:


  1. Напишите рассказ на тему «Один день из жизни ремесленника (торговца, крестьянина и т. п.)

  2. Найдите сведения о гербах средневековых городов.
Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания с целью повышения познавательной активности учащихся.