Файл: Вопросы экзаменационных билетов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы экзаменационных билетов




  1. Дайте понятие основных и вспомогательных средств обучения. Расскажите о возможностях современных технических средств обучения, используемых на уроках иностранного языка?

Средства обучения относятся к базисным категориям методики обучения иностранным языкам и означают комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Они облегчают процесс овладения языком и делают его боле эффективным.

Щукин рассматривает огромное количество средств обучения иностранным языкам учителя и учащегося. Средства обучения языку А.Н. Щукин классифицирует следующим образом:

- для учителя: образовательный стандарт, учебная программа, книги для преподавателя, справочная и научная литература, методическая литература;

- для учащихся: учебник (книга для учащегося), хрестоматия (книга для чтения), пособие по развитию речи, сборник упражнений, справочник по иностранному языку, словарь;

- аудивизуальные: фонограммы, видеограммы, видеофонограммы;

- технические: звукотехнические, светотехнические, звукосветотех-

нические, средства компьютерного обеспечения;

К основным средствам обучения данный автор относит учебно-методический комплекс (УМК), замечая, что  это должен быть именно УМК, а не просто учебник. «Если речь идет о формировании коммуникативной компетенции на уровне порогового владения иностранным языком, а не просто об умении читать, что-то говорить и немного писать на иностранном языке, - объясняет методист, - то одного учебника будет явно недостаточно».

В структуре УМК выделяют две подсистемы – подсистему учителя и подсистему ученика.

К подсистеме учителя относятся:

·                        Государственный образовательный стандарт.  Данный документ можно найти на сайте Минобрнауки. Каждый учитель должен быть хорошо осведомлен о его содержании.

·                        Образовательный стандарт по языку. Это документ, являющийся описание лингвометодическим описанием целей и содержания изучения иностранного языка в рамках определенного профиля обучения – дошкольного, школьного, подготовительного, вузовского, послевузовского, курсового. Стандарт характеризует структурную организацию такого обучения с выделением языкового и речевого материала, сфер общения, коммуникативных задач, решение которых достигается средствами изучаемого языка.


Образовательный стандарт по иностранному языку содержит лингводидактическое описание:

-     конечных целей обучения;

-     содержания обучения;

-     тем, сфер, ситуаций общения, в рамках которых учащийся должен уметь ориентироваться в ходе общения и реализовать свои коммуникативный намерения;

-     образцов текстов для определения уровня владения языком.

·                        Программа по иностранному языку. 

 Книга для учителя. Это, как правило, методические рекомендации, которые содержат основные методические положения, принципы обучения, реализуемые в конкретном УМК, а также поурочное планирование с перечислением целей, задач урока, содержанием основных этапов урока и методических рекомендаций по их проведению.

·     Методическая литература, которая знакомит учителя с существующим опытом обучения иностранному языку, например журнал «Иностранный языки в школе».

·     Справочная и научная литература, методические материалы (например, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование и т.д.).

Вподсистему ученика входят:

·     Учебник (книга для учащихся). Учебник – это основное средство обучения для учеников. Содержит языковой материал, образцы устной и письменной речи.

·     Рабочая тетрадь (тетрадь на печатной основе).

·     Книга для чтения.

·     Аудиоматериалы.

·     Справочники (страноведческие, лингвострановедческие) и др.

К вспомогательным средствам обучения Е.Н Соловова относит различные учебные пособия, как профессионально изданные, так и составленные самими учителями. Это могут быть:

-  другие УМК, которые используются лишь частично;

-  специальные учебные пособия для развития конкретных видов речевой деятельности;

-  книги для чтения;

-  разнообразные видео- и аудиоматериалы;

-  сборники языковых и речевых игр для различных этапов обучения;

-  компьютерные программы,

- таблицы и схемы;

-  карточки;

-  картинки;

-  музыка и песни;

- рифмовки и стихи, т.е. все то, что разумно дополняет и компенсирует определенные недостатки базового УМК.

Технические средства обучения (ТСО) – это аппаратура и технические устройства, используемые в педагогическом процессе и самообразовании для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом её усвоения, формирования и закрепления знаний, навыков и умений. Широкое применение ТСО обусловлено качественными изменениями в сфере иноязычного образования, потребностью в интенсификации учебного процесса, его индивидуализации и надежности обучения в условиях массовой аудитории. Следует разграничивать ТСО (аппаратура) и аудиовизуальные средства обучения.



ТСО (аппаратура) подразделяются на:

Звуко-технические

Свето-технические

Звукосвето-технические

Средства программированного обучения

Магнитофон

Кассетный плейер (Walkman)

Радиоприемник

Проигрыватель компакт-дисков,

Мобильный телефон

Диктофон

Диапроектор

Фильмоскоп

Эпипроектор

Фотоаппарат

Цифровая камера

Кодоскоп

Портативный сканер

Кинопроектор

Оборудование для домашнего кинотеатра

Видеомагнитфон

Видеокамера

Телевизор


Компьютер

Ноутбук

ИКТ

Аудиовизуальные средства обучения  - это пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое, либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в ней информации. С учетом канала поступления информации аудиовизуальные средства обучения принято подразделять на слуховые (фонограммы), зрительные (видеограммы), зрительные (видеофонограммы), которые, в свою очередь, включают:

Фонограммы

Видеограммы

Видеофонограммы

Магнитные записи

Радиопередачи

Натуральные: предметы, действия.

Художественно-изобразительные: учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, фотографии, географические карты;

Графические: таблицы, схемы и др.

Кинофильмы, видеофильмы, телепередачи,

компьютерные программы

Перечисленные в таблице аудиовизуальные средства могут быть:

·                        учебными – содержать методически обработанный материал, специально предназначенный для овладения языком;

·                        неучебными – привлекаемыми в качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являющимися.

  1. Подготовьте план-конспект фрагмента урока на формирование фонетического навыка.






  1. Охарактеризуйте урок иностранного языка в общеобразовательной школе (структура, основные этапы, подготовка учителя к уроку, требования к уроку). Учет принципов обучения при планировании урока.

Урок иностранного языка(ИЯ) - это законченный отрезок работы по обучению, на протяжении которого осуществляется достижение определенных практических, общеобразовательных и воспитательных задач.[1] Достижение этих целей осуществляется путем выполнения заранее спланированных индивидуальных и индивидуально-групповых заданий на основе используемых учителем средств и приемов обучения. Каждый урок, к какому бы типу и виду он не относился, имеет свою определенную структуру. Под структурой урока ИЯ понимают взаимосвязь и последовательное расположение различных этапов урока. Основными частями структуры урока являются следующие:

1. Начало урока или организационный момент (3-10 мин.) решает три основные задачи:

ü создание предпосылок для успешного проведения урока;

ü  постановка задач урока и сообщение его цели;

ü вовлечение учащихся в иноязычную практику.

ü Выполнение этих требований достигается различными путями:

ü  из урока в урок идет постепенное усложнение речевых единиц, которыми пользуются учащиеся, от простого приветствия к рапорту дежурного, а от него к развернутой беседе по предложенной учителем теме или ситуации;

ü -на каждом уроке должны вводиться новые элементы. Это могут быть вопросы о причине отсутствия, о новых фактах из жизни класса и школы. При длительном использовании одного и того же приема в одной и той же форме он теряет обучающий эффект.

Обновление начала урока идет в плане смены моделей общения: учитель обращается с вопросом/вопросами к классу - требуются устные или письменные ответы (t-c); два ученика у доски ведут между собой диалог(p-p); вызванный ученик задает вопросы всему классу (p-c); класс задает вопросы одному ученику (c-p); от группы представитель сообщает о результатах выполнения задания и т.д.

Систематически должны меняться формы работы: повторение хором стихотворения или песенки; прослушивание рассказа; запись ответов на вопросы на доске или в тетрадях.Заканчивается организационный момент постановкой учителем задач, которые объединяют отдельные звенья урока в единое целое.

При всем многообразии упражнений этого этапа их основная функция – переключить учащихся на иноязычную языковую базу, на восприятие иноязычного материала на иноязычную речевую деятельность.


2. Этап введения (объяснения) нового языкового материала (до 10 мин.). В начале урока учащиеся еще не утомлены, их внимание еще не притупилось, они в состоянии лучше понять и запомнить. Количество нового материала определяется календарным и тематическим планом. Любое введение нового материала должно заканчиваться контролем понимания.

Объяснению подлежат фонетические, грамматические и лексические явления. В зависимости от сложности материала объяснение может вестись как на иностранном, так и на родном языке. При этом возможно использование различных средств наглядности.

3. Этап тренировки – формирования, развития языковых навыков используется учителем для правильного воспроизведения языковых явлений (дифференцировочные (на выбор новых явлений по аналогии и противопоставлению) и имитационные упражнения(традиционные, программированные и контрастные). ДФ и ИМ упражнения чаще всего проводятся в виде фонетической и речевой зарядки. Современные технические средства обучения позволяют проводить такую работу с образцовым эталоном для подражания. Затем предлагаются упражнения на сочетание (комбинирование) уже изученных и новых языковых единиц , т.е. подстановочные упражнения. Количество тренировочных упражнений определяется задачами, которые решаются на данной ступени обучения. Используется подстановка с полной сочетаемостью, с выборочной сочетаемостью, подстановка, требующая изменений в исходном предложении или в подставляемом образце. По мере возможности следует использовать условно-речевые упражнения, имеющие условную коммуникативную задачу для придания языковым навыкам свойств естественного общения.

4. Этап речевой практики составляет основу урока (от 15 до 30 мин.). Содержание и характер работы на этом этапе не поддаются строгой регламентации. Этот этап может включать самые разные задания и виды работы, на отработку усвоенного языкового материала во всех видах речевой деятельности. На этом этапе учащиеся приобретают умения понимать и строить речевыесообщения в соответствии с целью и ситуацией общения. В устной речи основным способом решения поставленных задач является комбинирование речевых единиц на репродуктивном, репродуктивно-продуктивном и продуктивном уровне.

При работе с текстом акцент ставится на понимание и интерпретацию информации текста с разной степенью глубины и полноты проникновения в содержание читаемого.