ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы экзаменационных билетов
-
Дайте понятие основных и вспомогательных средств обучения. Расскажите о возможностях современных технических средств обучения, используемых на уроках иностранного языка?
Средства обучения относятся к базисным категориям методики обучения иностранным языкам и означают комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Они облегчают процесс овладения языком и делают его боле эффективным.
Щукин рассматривает огромное количество средств обучения иностранным языкам учителя и учащегося. Средства обучения языку А.Н. Щукин классифицирует следующим образом:
- для учителя: образовательный стандарт, учебная программа, книги для преподавателя, справочная и научная литература, методическая литература;
- для учащихся: учебник (книга для учащегося), хрестоматия (книга для чтения), пособие по развитию речи, сборник упражнений, справочник по иностранному языку, словарь;
- аудивизуальные: фонограммы, видеограммы, видеофонограммы;
- технические: звукотехнические, светотехнические, звукосветотех-
нические, средства компьютерного обеспечения;
К основным средствам обучения данный автор относит учебно-методический комплекс (УМК), замечая, что это должен быть именно УМК, а не просто учебник. «Если речь идет о формировании коммуникативной компетенции на уровне порогового владения иностранным языком, а не просто об умении читать, что-то говорить и немного писать на иностранном языке, - объясняет методист, - то одного учебника будет явно недостаточно».
В структуре УМК выделяют две подсистемы – подсистему учителя и подсистему ученика.
К подсистеме учителя относятся:
· Государственный образовательный стандарт. Данный документ можно найти на сайте Минобрнауки. Каждый учитель должен быть хорошо осведомлен о его содержании.
· Образовательный стандарт по языку. Это документ, являющийся описание лингвометодическим описанием целей и содержания изучения иностранного языка в рамках определенного профиля обучения – дошкольного, школьного, подготовительного, вузовского, послевузовского, курсового. Стандарт характеризует структурную организацию такого обучения с выделением языкового и речевого материала, сфер общения, коммуникативных задач, решение которых достигается средствами изучаемого языка.
Образовательный стандарт по иностранному языку содержит лингводидактическое описание:
- конечных целей обучения;
- содержания обучения;
- тем, сфер, ситуаций общения, в рамках которых учащийся должен уметь ориентироваться в ходе общения и реализовать свои коммуникативный намерения;
- образцов текстов для определения уровня владения языком.
· Программа по иностранному языку.
Книга для учителя. Это, как правило, методические рекомендации, которые содержат основные методические положения, принципы обучения, реализуемые в конкретном УМК, а также поурочное планирование с перечислением целей, задач урока, содержанием основных этапов урока и методических рекомендаций по их проведению.
· Методическая литература, которая знакомит учителя с существующим опытом обучения иностранному языку, например журнал «Иностранный языки в школе».
· Справочная и научная литература, методические материалы (например, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование и т.д.).
Вподсистему ученика входят:
· Учебник (книга для учащихся). Учебник – это основное средство обучения для учеников. Содержит языковой материал, образцы устной и письменной речи.
· Рабочая тетрадь (тетрадь на печатной основе).
· Книга для чтения.
· Аудиоматериалы.
· Справочники (страноведческие, лингвострановедческие) и др.
К вспомогательным средствам обучения Е.Н Соловова относит различные учебные пособия, как профессионально изданные, так и составленные самими учителями. Это могут быть:
- другие УМК, которые используются лишь частично;
- специальные учебные пособия для развития конкретных видов речевой деятельности;
- книги для чтения;
- разнообразные видео- и аудиоматериалы;
- сборники языковых и речевых игр для различных этапов обучения;
- компьютерные программы,
- таблицы и схемы;
- карточки;
- картинки;
- музыка и песни;
- рифмовки и стихи, т.е. все то, что разумно дополняет и компенсирует определенные недостатки базового УМК.
Технические средства обучения (ТСО) – это аппаратура и технические устройства, используемые в педагогическом процессе и самообразовании для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом её усвоения, формирования и закрепления знаний, навыков и умений. Широкое применение ТСО обусловлено качественными изменениями в сфере иноязычного образования, потребностью в интенсификации учебного процесса, его индивидуализации и надежности обучения в условиях массовой аудитории. Следует разграничивать ТСО (аппаратура) и аудиовизуальные средства обучения.
ТСО (аппаратура) подразделяются на:
Звуко-технические | Свето-технические | Звукосвето-технические | Средства программированного обучения |
Магнитофон Кассетный плейер (Walkman) Радиоприемник Проигрыватель компакт-дисков, Мобильный телефон Диктофон | Диапроектор Фильмоскоп Эпипроектор Фотоаппарат Цифровая камера Кодоскоп Портативный сканер | Кинопроектор Оборудование для домашнего кинотеатра Видеомагнитфон Видеокамера Телевизор | Компьютер Ноутбук ИКТ |
Аудиовизуальные средства обучения - это пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое, либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в ней информации. С учетом канала поступления информации аудиовизуальные средства обучения принято подразделять на слуховые (фонограммы), зрительные (видеограммы), зрительные (видеофонограммы), которые, в свою очередь, включают:
Фонограммы | Видеограммы | Видеофонограммы |
Магнитные записи Радиопередачи | Натуральные: предметы, действия. Художественно-изобразительные: учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, фотографии, географические карты; Графические: таблицы, схемы и др. | Кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы |
Перечисленные в таблице аудиовизуальные средства могут быть:
· учебными – содержать методически обработанный материал, специально предназначенный для овладения языком;
· неучебными – привлекаемыми в качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являющимися.
-
Подготовьте план-конспект фрагмента урока на формирование фонетического навыка.
-
Охарактеризуйте урок иностранного языка в общеобразовательной школе (структура, основные этапы, подготовка учителя к уроку, требования к уроку). Учет принципов обучения при планировании урока.
Урок иностранного языка(ИЯ) - это законченный отрезок работы по обучению, на протяжении которого осуществляется достижение определенных практических, общеобразовательных и воспитательных задач.[1] Достижение этих целей осуществляется путем выполнения заранее спланированных индивидуальных и индивидуально-групповых заданий на основе используемых учителем средств и приемов обучения. Каждый урок, к какому бы типу и виду он не относился, имеет свою определенную структуру. Под структурой урока ИЯ понимают взаимосвязь и последовательное расположение различных этапов урока. Основными частями структуры урока являются следующие:
1. Начало урока или организационный момент (3-10 мин.) решает три основные задачи:
ü создание предпосылок для успешного проведения урока;
ü постановка задач урока и сообщение его цели;
ü вовлечение учащихся в иноязычную практику.
ü Выполнение этих требований достигается различными путями:
ü из урока в урок идет постепенное усложнение речевых единиц, которыми пользуются учащиеся, от простого приветствия к рапорту дежурного, а от него к развернутой беседе по предложенной учителем теме или ситуации;
ü -на каждом уроке должны вводиться новые элементы. Это могут быть вопросы о причине отсутствия, о новых фактах из жизни класса и школы. При длительном использовании одного и того же приема в одной и той же форме он теряет обучающий эффект.
Обновление начала урока идет в плане смены моделей общения: учитель обращается с вопросом/вопросами к классу - требуются устные или письменные ответы (t-c); два ученика у доски ведут между собой диалог(p-p); вызванный ученик задает вопросы всему классу (p-c); класс задает вопросы одному ученику (c-p); от группы представитель сообщает о результатах выполнения задания и т.д.
Систематически должны меняться формы работы: повторение хором стихотворения или песенки; прослушивание рассказа; запись ответов на вопросы на доске или в тетрадях.Заканчивается организационный момент постановкой учителем задач, которые объединяют отдельные звенья урока в единое целое.
При всем многообразии упражнений этого этапа их основная функция – переключить учащихся на иноязычную языковую базу, на восприятие иноязычного материала на иноязычную речевую деятельность.
2. Этап введения (объяснения) нового языкового материала (до 10 мин.). В начале урока учащиеся еще не утомлены, их внимание еще не притупилось, они в состоянии лучше понять и запомнить. Количество нового материала определяется календарным и тематическим планом. Любое введение нового материала должно заканчиваться контролем понимания.
Объяснению подлежат фонетические, грамматические и лексические явления. В зависимости от сложности материала объяснение может вестись как на иностранном, так и на родном языке. При этом возможно использование различных средств наглядности.
3. Этап тренировки – формирования, развития языковых навыков используется учителем для правильного воспроизведения языковых явлений (дифференцировочные (на выбор новых явлений по аналогии и противопоставлению) и имитационные упражнения(традиционные, программированные и контрастные). ДФ и ИМ упражнения чаще всего проводятся в виде фонетической и речевой зарядки. Современные технические средства обучения позволяют проводить такую работу с образцовым эталоном для подражания. Затем предлагаются упражнения на сочетание (комбинирование) уже изученных и новых языковых единиц , т.е. подстановочные упражнения. Количество тренировочных упражнений определяется задачами, которые решаются на данной ступени обучения. Используется подстановка с полной сочетаемостью, с выборочной сочетаемостью, подстановка, требующая изменений в исходном предложении или в подставляемом образце. По мере возможности следует использовать условно-речевые упражнения, имеющие условную коммуникативную задачу для придания языковым навыкам свойств естественного общения.
4. Этап речевой практики составляет основу урока (от 15 до 30 мин.). Содержание и характер работы на этом этапе не поддаются строгой регламентации. Этот этап может включать самые разные задания и виды работы, на отработку усвоенного языкового материала во всех видах речевой деятельности. На этом этапе учащиеся приобретают умения понимать и строить речевыесообщения в соответствии с целью и ситуацией общения. В устной речи основным способом решения поставленных задач является комбинирование речевых единиц на репродуктивном, репродуктивно-продуктивном и продуктивном уровне.
При работе с текстом акцент ставится на понимание и интерпретацию информации текста с разной степенью глубины и полноты проникновения в содержание читаемого.