Файл: Яковлева Августина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
на прибыль организаций и страховые взносы. В обрабатываю- щих производствах, помимо перечисленных налогов, высока роль акцизов. Страховые взносы во всех видах экономической деятельности, за исключением добычи полезных ископаемых, составляют от 19 до 54 % фискальных платежей.

В отраслях с высоким уровнем теневой экономики структура уплачиваемых налогов, сборов и стра- ховых взносов имеет отличия. Здесь преобладают НДС, налог на доходы физических лиц, страховые взносы, но есть отрасли, где также высока роль налога на прибыль организаций. К тому же в отраслях с высоким уровнем теневой экономики в 2019 г. было сосредоточено почти 43 % занятых. Проблема высоких налогов на труд поднимается и на высших уровнях управления, однако, она до сих пор не на- шла разрешения.

Низкая налоговая нагрузка в сельскохозяйственной и торговой отраслях привлекает не только добросо- вестных экономических субъектов, но и субъектов теневой экономики, которые наблюдая низкие барьеры для входа на рынок, стремятся организовать свою деятельность и заработать прибыль, применяя незакон- ные способы уклонения от уплаты налогов и экономя на НДФЛ и страховых взносах.

Самый высокий уровень теневой экономики в размере 68,8 % зафиксирован в деятельности по опе- рациям с недвижимым имуществом несмотря на то, что по налоговой
нагрузке данный вид деятельнос- ти занимает второе место после добычи полезных ископаемых. Эта отрасль опровергает предположение о том, что высокая налоговая нагрузка в отрасли сопровождается меньшим объемом теневой экономики. Разрастание теневой экономики в этой отрасли связано с большими затратами на контроль операций сдачи имущества в аренду со стороны налоговых органов. Хотя в последнее время формирующее граждан- ское поведение со стороны соседей, управляющих компаний приводит к выявлению случаев сдачи имуще- ства в аренду. Кроме того, создание института самозанятых позволяет арендодателям платить налог с полу-

ченного дохода в размере 4 % вместо 13 % и стимулирует выйти из теневого сектора.

Несмотря на льготную ставку, отсутствие отчетов и деклараций, простую регистрацию и другие упро- щения по налогу на профессиональный доход доля самозанятых в численности занятых в неформальном секторе по регионам Приволжского федерального округа достаточно неравномерна (табл. 3). Наиболее вы- дающиеся результаты достигнуты в Республике Татарстан, где доля самозанятых в численности занятых в неформальном секторе составила 25,7 %.

Таблица3
Динамика численности самозанятых и занятых в неформальном секторе в Приволжском федеральном округе в 2020 г.




Регионы

Численность самозанятых

на 31.12.2020

Численность занятых в неформальном

секторе за 2020 г.


Доля самозаня- тых в численно- сти занятых

в неформальном секторе, %


всего, человек


удельный вес, %


всего, человек


удельный вес, %

Республика Башкортостан

31 824

11,3

432 001

14,4

7,4

Республика Марий Эл

2 024

0,7

63 255

2,1

3,2

Республика Мордовия

2 413

0,9

70 044

2,3

3,4

Республика Татарстан

102 624

36,5

399 153

13,3

25,7

Удмуртская Республика

8 099

2,9

138 932

4,6

5,8

Чувашская Республика

6 324

2,3

157 749

5,2

4,0

Кировская область

5 175

1,8

152 028

5,1

3,4

Нижегородская область

29 483

10,5

311 115

10,3

9,5

Оренбургская область

8 367

3,0

225 407

7,5

3,7

Пензенская область

4 995

1,8

161 570

5,4

3,1

Пермский край

23 734

8,5

197 211

6,6

12,0

Самарская область

39 998

14,2

279 457

9,3

14,3

Саратовская область

10 078

3,6

325 189

10,8

3,1

Ульяновская область

5 734

2,0

94 528

3,1

6,1

Приволжский федеральный округ

280 872

100,0

3 007 638

100,0

9,3


Источники:[9;14]
В состав занятых в неформальном секторе включаются «граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или на индивидуальной основе, независимо от того, име- ют ли они или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя; лица, занятые оказанием платных услуг по дому (горничные, сторожа, водители, гувернантки, няни, домашние повара, домашние се- кретари и т. п.), независимо от того, рассматриваются ли они как наемные работники или как самостоятель- но занятые; лица, работающие по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей и т. д.» [10]. Хотя Росстат не относит занятых в неформальном секторе к теневой экономике, но в деятельности пред- приятий неформального сектора может присутствовать и теневая составляющая. Наличие занятых в нефор- мальном секторе свидетельствует о том, что население в силу недостаточности знаний, умений и навыков или отсутствия в достаточном количестве рабочих мест не может реализовать себя в формальном секторе.

Если удельный вес занятых в неформальном секторе по регионам колеблется от 2,1 % до 14,4 %, то удель- ный вес самозанятых – от 0,7 % до 36,5 %. Это свидетельствует о том, что население в регионах в разной степени готово выйти из теневого сектора.

Заключение


Исходя из проведенного анализа можем констатировать, что для снижения размеров теневой экономи- ки нужно найти оптимальный уровень налоговой нагрузки для каждой отрасли народного хозяйства. Пото- му что связь между налоговой политикой и теневой экономикой существует, но в силу большего влияния прочих факторов направление влияния может отличаться. Поэтому борьба с теневой экономикой должна быть комплексной, включающей и воспитание более ответственного гражданского поведения, гибкость на- селения в части использования налогового законодательства, сервисов налогоплательщика, более тщатель- ные проверки со стороны налоговых органов, влекущие значительные санкции для налогоплательщиков

за нарушения налогового законодательства, государственную политику по созданию новых рабочих мест и подготовке кадров согласно спросу на них. Должно быть сформировано коллективное сознание о необ- ходимости уплаты налогов и контроля расходования собранных средств.
Библиографическийсписок

  1. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы пла- нирования выездных налоговых проверок» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения: 03.11.2021).

  2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов // Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin. gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/ONBNiTTP_2022-2024.pdf (дата обращения: 03.11.2021).

  3. Алиев, Б. Х., Эльдарушева, М. Д. Налоговая политика государства: сущность, механизм реализации и перспективы // Финансы и кредит. 2014. 40 (616). С. 27–36.

  4. Арипов, М. Г. Налоговые механизмы снижения уровня теневой экономики и стимулирования инвестиционной деятель- ности // Финансы и кредит. 2012. 42 (522). С. 35–41.

  5. Мазур, Л. В., Батяев, А. В. Налоговая нагрузка и теневая экономика // Территория науки. 2018. 5. С. 98–102.

  6. Пансков, В. Г. Теневая экономика и налогообложение // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. 5. С. 77–91.

  7. Трусова, Н. С. Мировой опыт выявления и противодействия уклонению от уплаты налогов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7, 4 (25). С. 194–202.

  8. Федотов, Д. Ю. Влияние налоговой системы на теневую экономику // Финансы и кредит. 2015. 41 (665). С. 10–21.

  9. Итоги выборочного обследования рабочей силы // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 03.11.2021).

  10. Методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе экономики // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/free/b99_10/isswww.exe/ stg/d030/i030150r.htm (дата обращения: 03.11.2021).

  11. Национальные счета России в 2013–2020 годах: Стат. сб. – M.: Росстат, 2021. – 429 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Nac-sch_2013-2020.pdf (дата обращения: 03.11.2021).

  12. Отчет по форме 1-НОМ по состоянию на 01.01.2020 // Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: https://www.nalog.gov.ru/rn21/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8826515/ (дата обращения: 03.11.2021).

  13. Российский статистический ежегодник // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 03.11.2021).

  14. Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной пред- принимательской инициативы» // Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rmsp. nalog.ru/statistics2.html (дата обращения: 03.11.2021).

  15. Шнайдер, Ф., Энст, Д. Скрываясь в тени. Рост подпольной экономики // Международный валютный фонд [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org/external/pubs/ft/issues/issues30/rus/issue30r.pdf (дата обращения: 03.11.2021).



References

  1. Order of the Federal Tax Service of Russia dated on May 30, 2007 No. MM-3-06/333 (as amended of May 10, 2012) “On Ap- proval of the Concept of the Planning System for Field Tax Audits”, Legal reference system “ConsultantPlus”. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (accessed 03.11.2021).

  2. The main directions of budgetary, tax and customs tariff policy for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024, Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/ ONBNiTTP_2022-2024.pdf (accessed 03.11.2021).

  3. Aliev B. Kh., Eldarusheva M. D. Government tax policy: the essence, implementation mechanism and prospects, Financeandcredit, 2014, no. 40 (616), pp. 27–36. (In Russian).

  4. Aripov M. G. Tax mechanisms of level reduction of shadow economy and stimulation of investment activity, Financeandcredit,

2012, no. 42 (522), pp. 35–41. (In Russian).

  1. Mazur L. V., Batyaev A. V. Tax burden and shadow economy, Territoriyanauki, 2018, no. 5, pp. 98–102. (In Russian).

  2. Panskov V. G. Shadow economy and taxation, ETAP:economictheory,analysis,practice, 2017, no. 5, pp. 77–91. (In Russian).

  3. Trusova N. S. World experience of identification and counteraction by the damage from the payment of taxes, Izvestiya Yugo-Za-padnogogosudarstvennogouniversiteta.SeriyaEkonomika,sotsiologiya,menedzhment, 2017, vol. 7, no. 4 (25), pp. 194–202. (In Russian).

  4. Fedotov D. Yu. The impact of the tax system on shadow economy, Financeandcredit, 2015, no. 41 (665), pp. 10–21. (In Russian).

  5. The results of a sample survey of the labor force, Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13265 (accessed 03.11.2021).

  6. Methodological provisions for measuring employment in the informal sector of the economy, FederalStateStatisticsService.

Available at: https://www.gks.ru/bgd/free/b99_10/isswww.exe/stg/d030/i030150r.htm