Файл: Яковлева Августина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Окончаниетабл.1


Год

Теневые операции юридических лиц

Операции неформального сектора экономики и производ- ство домашних хозяйств для собственного конечного

использования

Экономические опера- ции, не наблюдаемые прямыми статистиче- скими методами

Налоговая нагрузка

2006

7,4

9,4

16,8

28,9

2007

7,4

8,9

16,4

30,8

2008

6,0

8,0

14,1

28,2

2009

6,6

9,4

16,0

25,5

2010

5,6

5,5

11,1

25,7

2011

6,6

4,7

11,3

27,2

2012

6,1

4,5

10,6

28,0

2013

4,4

9,6

14,0

25,1

2014

4,4

9,2

13,6

25,4

2015

4,2

8,8

13,0

26,7

2016

4,4

8,7

13,1

27,4

2017

4,3

8,3

12,6

29,4

2018

4,0

7,6

11,7

30,9

2019

3,9

7,6

11,6

31,6

Источники:[11;13]
В качестве измерителя теневой экономики будем использовать экономические операции, не наблюдае-
мые прямыми статистическими методами, оцениваемые Росстатом в ходе уточнения объемов валового вну- треннего продукта (далее – ВВП). Они включают в себя теневые операции юридических лиц и операции неформального сектора экономики и производство домашних хозяйств для собственного конечного исполь- зования. К теневым операциям юридических лиц относится осуществление законных видов деятельности, но скрытых «от органов государственной власти в целях уклонения от уплаты налогов или следования за- конодательным нормам». Производство неформального сектора – это производственная деятельность отно- сительно небольших предприятий сектора домашних хозяйств, которая в силу недостаточного количества занятых официально не зарегистрирована и имеет «какое-либо рыночное производство» [11, с. 89]. Неле- гальная экономическая деятельность не оценивается при подсчете валового внутреннего продукта.

Налоговая нагрузка будет определена как процентное отношение налоговых доходов консолидирован- ного бюджета Российской Федерации к валовому внутреннему продукту в рыночных ценах.

Налоговые доходы бюджета имеют прямую линейную связь с ВВП, коэффициент корреляции по дан- ным с 2002 г. по 2019 г. составляет 0,99. Что свидетельствует о росте налоговых поступлений в периоды ро- ста деловой активности и уменьшении при спаде экономики. В целом налоговые поступления меняются бо- лее плавно, чем ВВП, что может повлиять на колебания налоговой нагрузки.

В течение изучаемого периода налоговая нагрузка составляет в среднем 28,3 %. В 2002–2008 гг. налого- вая нагрузка колебалась от 28,2 до 30,8 %. В 2009–2010 гг. и 2013–2014 гг. наблюдаются наименьшие значе- ния налоговой нагрузки от 25,1 до 25,7 %. С 2015 г. по 2019 г. фиксируется рост налоговой нагрузки.

Объемы

теневой экономики, в отличие от налоговой нагрузки, практически с каждым годом снижают- ся. Причем теневые операции юридических лиц за 2002–2019 гг. сократились на 9,1 п. п., операции нефор- мального сектора экономики и производство домашних хозяйств для собственного конечного использова- ния на 4,1 п. п., теневая экономика на 13,1 п. п.

Значительное снижение теневых операций юридических лиц могло быть связано либо с более эффек- тивной работой налоговых и правоохранительных органов, либо усовершенствованием применяемых мето- дик для сокрытия теневой деятельности. При сохранении высокой налоговой нагрузки наблюдается сниже- ние масштабов теневых операций, регистрируемых Росстатом.

Таблица2
Налоговая нагрузка и объемы теневой экономики по видам экономической деятельности за 2019 г.



Вид экономической деятельности

Удельный вес теневых опе- раций юриди- ческих лиц,

% к ВДС от- расли

Удельный вес операций неформального сектора экономики и производ- ства домашних хозяйств для собственного конеч- ного использования, % к ВДС отрасли

Удельный вес экономиче- ских операций, не наблюдае- мых прямыми статистически- ми методами, %

к ВДС отрасли

Налоговая нагрузка, %

Отраслиснизкимуровнемтеневойэкономики

Обеспечение электрической энерги- ей, газом и паром; кондиционирова- ние воздуха


0,0


0,0


0,0


7,1

Добыча полезных ископаемых

0,6

0,0

0,6

41,4

Водоснабжение, водоотведение, ор- ганизация сбора и утилизации отхо- дов, деятельность и ликвидация за- грязнений


0,6


0,2


0,8


9,9

Деятельность в области информа- ции и связи

1,7

0,0

1,7

17,2

Транспортировка и хранение

3,0

1,3

4,2

6,4

Обрабатывающие производства

4,5

0,3

4,8

7,6

Отраслисвысокимуровнемтеневойэкономики

Торговля оптовая и розничная; ре- монт автотранспортных средств и мо- тоциклов


9,4


0,8


10,2


2,8

Деятельность административная и со- путствующие дополнительные услуги

13,4

0,7

14,1

17,9

Деятельность гостиниц и предприя- тий общественного питания

15,8

0,2

15,9

10,5

Строительство

9,3

7,0

16,4

11,9

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство

1,9

31,8

33,7

4,5

Деятельность по операциям с недви- жимым имуществом

8,7

60,1

68,8

25,0


Источник:[1;11]
Проанализируем изменение налоговой нагрузки и теневой экономики по видам экономической деятель- ности (табл. 2). К отраслям с низким уровнем теневой экономики отнесем те виды экономической деятель- ности, уровень теневизации которых не превышает 5 % валовой добавленной стоимости данной отрасли. К отраслям с высоким уровнем теневой экономики включим все остальные виды экономической деятель- ности. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности определена как результат деления собран- ных усилиями Федеральной налоговой службы налогов и сборов на оборот организаций.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности достаточно неоднородна. Сильная дифферен- циация видов экономической деятельности по налоговой нагрузке увеличивает зависимость бюджета от кон- кретных отраслей народного хозяйства. Среди отраслей с низким уровнем теневой экономики присутствуют виды деятельности с высокой налоговой нагрузкой, среди отраслей с высоким уровнем теневой экономики

есть отрасли с низкой налоговой нагрузкой, также есть виды деятельности, сочетающие в себе значительный уровень теневой экономики и налоговой нагрузки и наоборот. Коэффициенты корреляции налоговой нагруз- ки с показателями теневой экономики по видам экономической деятельности имеют следующие значения: с теневыми операциями юридических лиц -0,08; с операциями неформального сектора экономики 0,17; с экономическими операциями, не наблюдаемыми прямыми статистическими методами – 0,14. Однако по- лученные значения оказались незначимыми по критерию Стьюдента. Это объяснимо тем, что налоговая по- литика является не единственным фактором, оказывающим влияние на масштабы теневого сектора. Сфор-
мировавшиеся политические и экономические институты определяют, какой траекторией будет происходить развитие страны, создают разные стимулы для субъектов экономики. И не всегда курс, выбранный высши- ми элитами, ведет к процветанию всего общества.

В отраслях с низким уровнем теневой экономики существуют большие барьеры для входа на рынок в виде первоначальных затрат на приобретение факторов производства, вследствие чего здесь имеют место низкие объемы экономических операций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами. В добыче полезных ископаемых наблюдается обратная связь между уровнем теневизации и налоговой нагрузкой, максимальная налоговая нагрузка 41,4% сочетается с низким уровнем теневой экономики в размере 0,6 %. Факт присутствия теневой деятельности в данной отрасли можно объяснить тем, что чрезмерное налоговое давление стимулирует искать пути для оптимизации налоговых платежей. По дан- ным формы 1-НОМ Федеральной налоговой службы России, в структуре уплачиваемых налогов, сбо- ров и страховых взносов по рассматриваемому виду экономической деятельности в 2019 г. преоблада- ют налоги и сборы за пользование природными ресурсами и составляют 77 % [12]. В остальных видах деятельности, характеризующихся низким уровнем теневой экономики, доминируют в основном на- лог на добавленную стоимость, налог