ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Окончаниетабл.1
Год | Теневые операции юридических лиц | Операции неформального сектора экономики и производ- ство домашних хозяйств для собственного конечного использования | Экономические опера- ции, не наблюдаемые прямыми статистиче- скими методами | Налоговая нагрузка |
2006 | 7,4 | 9,4 | 16,8 | 28,9 |
2007 | 7,4 | 8,9 | 16,4 | 30,8 |
2008 | 6,0 | 8,0 | 14,1 | 28,2 |
2009 | 6,6 | 9,4 | 16,0 | 25,5 |
2010 | 5,6 | 5,5 | 11,1 | 25,7 |
2011 | 6,6 | 4,7 | 11,3 | 27,2 |
2012 | 6,1 | 4,5 | 10,6 | 28,0 |
2013 | 4,4 | 9,6 | 14,0 | 25,1 |
2014 | 4,4 | 9,2 | 13,6 | 25,4 |
2015 | 4,2 | 8,8 | 13,0 | 26,7 |
2016 | 4,4 | 8,7 | 13,1 | 27,4 |
2017 | 4,3 | 8,3 | 12,6 | 29,4 |
2018 | 4,0 | 7,6 | 11,7 | 30,9 |
2019 | 3,9 | 7,6 | 11,6 | 31,6 |
Источники:[11;13]
В качестве измерителя теневой экономики будем использовать экономические операции, не наблюдае-
мые прямыми статистическими методами, оцениваемые Росстатом в ходе уточнения объемов валового вну- треннего продукта (далее – ВВП). Они включают в себя теневые операции юридических лиц и операции неформального сектора экономики и производство домашних хозяйств для собственного конечного исполь- зования. К теневым операциям юридических лиц относится осуществление законных видов деятельности, но скрытых «от органов государственной власти в целях уклонения от уплаты налогов или следования за- конодательным нормам». Производство неформального сектора – это производственная деятельность отно- сительно небольших предприятий сектора домашних хозяйств, которая в силу недостаточного количества занятых официально не зарегистрирована и имеет «какое-либо рыночное производство» [11, с. 89]. Неле- гальная экономическая деятельность не оценивается при подсчете валового внутреннего продукта.
Налоговая нагрузка будет определена как процентное отношение налоговых доходов консолидирован- ного бюджета Российской Федерации к валовому внутреннему продукту в рыночных ценах.
Налоговые доходы бюджета имеют прямую линейную связь с ВВП, коэффициент корреляции по дан- ным с 2002 г. по 2019 г. составляет 0,99. Что свидетельствует о росте налоговых поступлений в периоды ро- ста деловой активности и уменьшении при спаде экономики. В целом налоговые поступления меняются бо- лее плавно, чем ВВП, что может повлиять на колебания налоговой нагрузки.
В течение изучаемого периода налоговая нагрузка составляет в среднем 28,3 %. В 2002–2008 гг. налого- вая нагрузка колебалась от 28,2 до 30,8 %. В 2009–2010 гг. и 2013–2014 гг. наблюдаются наименьшие значе- ния налоговой нагрузки от 25,1 до 25,7 %. С 2015 г. по 2019 г. фиксируется рост налоговой нагрузки.
Объемы
теневой экономики, в отличие от налоговой нагрузки, практически с каждым годом снижают- ся. Причем теневые операции юридических лиц за 2002–2019 гг. сократились на 9,1 п. п., операции нефор- мального сектора экономики и производство домашних хозяйств для собственного конечного использова- ния – на 4,1 п. п., теневая экономика – на 13,1 п. п.
Значительное снижение теневых операций юридических лиц могло быть связано либо с более эффек- тивной работой налоговых и правоохранительных органов, либо усовершенствованием применяемых мето- дик для сокрытия теневой деятельности. При сохранении высокой налоговой нагрузки наблюдается сниже- ние масштабов теневых операций, регистрируемых Росстатом.
Таблица2
Налоговая нагрузка и объемы теневой экономики по видам экономической деятельности за 2019 г.
Вид экономической деятельности | Удельный вес теневых опе- раций юриди- ческих лиц, % к ВДС от- расли | Удельный вес операций неформального сектора экономики и производ- ства домашних хозяйств для собственного конеч- ного использования, % к ВДС отрасли | Удельный вес экономиче- ских операций, не наблюдае- мых прямыми статистически- ми методами, % к ВДС отрасли | Налоговая нагрузка, % |
Отраслиснизкимуровнемтеневойэкономики | ||||
Обеспечение электрической энерги- ей, газом и паром; кондиционирова- ние воздуха | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 7,1 |
Добыча полезных ископаемых | 0,6 | 0,0 | 0,6 | 41,4 |
Водоснабжение, водоотведение, ор- ганизация сбора и утилизации отхо- дов, деятельность и ликвидация за- грязнений | 0,6 | 0,2 | 0,8 | 9,9 |
Деятельность в области информа- ции и связи | 1,7 | 0,0 | 1,7 | 17,2 |
Транспортировка и хранение | 3,0 | 1,3 | 4,2 | 6,4 |
Обрабатывающие производства | 4,5 | 0,3 | 4,8 | 7,6 |
Отраслисвысокимуровнемтеневойэкономики | ||||
Торговля оптовая и розничная; ре- монт автотранспортных средств и мо- тоциклов | 9,4 | 0,8 | 10,2 | 2,8 |
Деятельность административная и со- путствующие дополнительные услуги | 13,4 | 0,7 | 14,1 | 17,9 |
Деятельность гостиниц и предприя- тий общественного питания | 15,8 | 0,2 | 15,9 | 10,5 |
Строительство | 9,3 | 7,0 | 16,4 | 11,9 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство | 1,9 | 31,8 | 33,7 | 4,5 |
Деятельность по операциям с недви- жимым имуществом | 8,7 | 60,1 | 68,8 | 25,0 |
Источник:[1;11]
Проанализируем изменение налоговой нагрузки и теневой экономики по видам экономической деятель- ности (табл. 2). К отраслям с низким уровнем теневой экономики отнесем те виды экономической деятель- ности, уровень теневизации которых не превышает 5 % валовой добавленной стоимости данной отрасли. К отраслям с высоким уровнем теневой экономики включим все остальные виды экономической деятель- ности. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности определена как результат деления собран- ных усилиями Федеральной налоговой службы налогов и сборов на оборот организаций.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности достаточно неоднородна. Сильная дифферен- циация видов экономической деятельности по налоговой нагрузке увеличивает зависимость бюджета от кон- кретных отраслей народного хозяйства. Среди отраслей с низким уровнем теневой экономики присутствуют виды деятельности с высокой налоговой нагрузкой, среди отраслей с высоким уровнем теневой экономики
есть отрасли с низкой налоговой нагрузкой, также есть виды деятельности, сочетающие в себе значительный уровень теневой экономики и налоговой нагрузки и наоборот. Коэффициенты корреляции налоговой нагруз- ки с показателями теневой экономики по видам экономической деятельности имеют следующие значения: с теневыми операциями юридических лиц – -0,08; с операциями неформального сектора экономики – 0,17; с экономическими операциями, не наблюдаемыми прямыми статистическими методами – 0,14. Однако по- лученные значения оказались незначимыми по критерию Стьюдента. Это объяснимо тем, что налоговая по- литика является не единственным фактором, оказывающим влияние на масштабы теневого сектора. Сфор-
мировавшиеся политические и экономические институты определяют, какой траекторией будет происходить развитие страны, создают разные стимулы для субъектов экономики. И не всегда курс, выбранный высши- ми элитами, ведет к процветанию всего общества.
В отраслях с низким уровнем теневой экономики существуют большие барьеры для входа на рынок в виде первоначальных затрат на приобретение факторов производства, вследствие чего здесь имеют место низкие объемы экономических операций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами. В добыче полезных ископаемых наблюдается обратная связь между уровнем теневизации и налоговой нагрузкой, максимальная налоговая нагрузка 41,4% сочетается с низким уровнем теневой экономики в размере 0,6 %. Факт присутствия теневой деятельности в данной отрасли можно объяснить тем, что чрезмерное налоговое давление стимулирует искать пути для оптимизации налоговых платежей. По дан- ным формы 1-НОМ Федеральной налоговой службы России, в структуре уплачиваемых налогов, сбо- ров и страховых взносов по рассматриваемому виду экономической деятельности в 2019 г. преоблада- ют налоги и сборы за пользование природными ресурсами и составляют 77 % [12]. В остальных видах деятельности, характеризующихся низким уровнем теневой экономики, доминируют в основном на- лог на добавленную стоимость, налог