Файл: Яковлева Августина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономика:проблемы,решенияиперспективы



УДК 336.02 JEL H26, H30, O17 DOI10.26425/1816-4277-2022-1-109-116

Яковлева Августина Сергеевна ассистент, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет

им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары, Российская Федерация

ORCID:0000-0003-4879-0091

e-mail:avgserg@yandex.ru

Любовцева Елена Геннадьевна


канд. экон. наук, ФГБОУ ВО

«Чувашский государственный универ- ситет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары, Российская Федерация

ORCID:0000-0003-2408-1442

e-mail:lyubovceva_elena@mail.ru

Avgustina S. Yakovleva Assistant, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia

ORCID:0000-0003-4879-0091

e-mail:avgserg@yandex.ru

Elena G. Lyubovtseva


Cand. Sci. (Econ.), Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia

ORCID:0000-0003-2408-1442

e-mail:lyubovceva_elena@mail.ru

ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕНЕВУЮ ЭКОНОМИКУ


Аннотация. В статье изучается связь между налоговой политикой и теневой экономи-кой. В качестве показателя налоговой политики выбрана налоговая нагрузка, теневаяэкономикаоцениваетсяпометодикеРосстата.Присопоставленииналоговойнагрузкив целом по стране и объемов теневой экономики отмечено снижение показателей те-невой экономики при относительно высокой налоговой нагрузке. При сравнении теневойэкономики и налоговой нагрузки по видам экономической деятельности обнаружена не-значимая связь между изучаемыми показателями, однако по некоторым отраслям эко-номикиотмеченаобратнаясвязь.Введениеналоганапрофессиональныйдоходприве-локувеличениючисласамозанятых.Однакодолясамозанятыхвчисленностизанятыхв неформальном секторе по Приволжскому федеральному округу показала высокую не-однородность по регионам.Сделан вывод о влияниина теневуюэкономикумножест-ва факторов, вследствие чего применение только инструментов фискальной политикидлясокращениятеневогосекторавидитсянедостаточным.

Ключевыеслова:налоговаяполитика,теневаяэкономика,теневыеоперацииюридическихлиц,неформальныйсектор,операциинеформальногосектора,налоговаянагрузка,самозанятыеработники

Для цитирования: Яковлева А.С., Любовцева Е.Г. Влияние налоговой политики на теневую экономику//Вестник университета. 2022. 1. С. 109–116.

TAX POLICY IMPACT ON SHADOW ECONOMY


Abstract.Thearticleexaminestherelationshipbetweentaxpolicyandtheshadoweconomy.Thetaxburdenwaschosenasataxpolicyindicator;theshadoweconomyisassessedusingthe Rosstat methodology. When comparing the tax burden in the country as a whole and theshadow economy volumes, a decrease in the shadow economy indicators was noted with a rela-tivelyhightaxburden.Whencomparingtheshadoweconomyandthetaxburdenbyeconom-ic activity types, an insignificant relationship between the studied indicators was revealed,however,insomesectorsoftheeconomy,afeedbackwasnoted.Theintroductionofataxon professional income has led to an increase in the number of self-employed. However, theshare of the self-employed in the number of those employed in the informal sector in the VolgaFederal District showed a high heterogeneity across regions. The conclusion was drawn abouttheinfluenceofmanyfactorsontheshadoweconomy,asaresultofwhichtheuseofonlyfis-calpolicyinstrumentstoreducetheshadowsectorseemsinsufficient.

Keywords: tax policy, shadow economy, legal entities’ shadow transactions, informal sector,informalsectoroperations,taxburden,self-employedworkers

For citation: Yakovleva A.S., Lyubovtseva E.G. (2022) Tax policy impact on shadow economy. Vestnikuniversiteta, no. 1, pp. 109–116. DOI: 10.26425/1816-4277-2022-1-109-116



Введение


Теневая экономика оказывает в большей части негативное влияние на экономическую систему в целом. Скрытая, неформальная и нелегальная экономические деятельности приводят к получению доходов узким кругом лиц без их участия в формировании доходов бюджетов бюджетной системы. Вследствие этого участ- ники теневой деятельности пользуются общественными благами безвозмездно. Нелегальная деятельность нарушает экономическую безопасность страны.

Поэтому для контроля масштабов теневой экономики необходимо выявить факторы, оказывающие влияние на ее объемы. Одним из таких факторов выступает налоговая политика. «Налоговая политика




© Яковлева А.С., Любовцева Е.Г., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

© Yakovleva A.S., Lyubovtseva E.G., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).


призвана: обеспечивать формирование финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения взятых на себя функций; оказывать регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны» [3, c. 29].

Цель статьи выявление связи между налоговой политикой и теневой экономикой. Для этого проанализирова- но влияние налоговой нагрузки на теневую экономику России в целом и по 1   2   3   4

Литературный обзор


Большинство экономистов считает, что высокая налоговая нагрузка способствует росту теневой эконо- мики [5–7]. Ф. Шнайдер и Д. Энст полагают, что низкие налоговые ставки, меньшее количество норматив- ных документов, требующих соблюдения, развитые институты способствуют формированию теневой эко- номики в значительно меньших масштабах [15]. Однако есть и прямо противоположные исследования. Так, Д. Ю. Федотов провел корреляционный анализ между объемами теневой экономики и показателями налого- вой системы 120 стран на основе данных Всемирного банка и выявил, что между теневой экономикой и на- логовой нагрузкой наблюдается обратная зависимость [8, с. 13]. В. Г. Пансков предполагает, что величина налоговой нагрузки занижается в странах с высоким уровнем теневизации экономики вследствие недопо- ступления налогов от теневого сектора [6, с. 83].

Сторонники снижения налоговой нагрузки в целях уменьшения теневой экономики допускают, что данное мероприятие сподвигнет предпринимателей выйти из теневой экономики, но «вовсе не вынуждает их к этому». С другой стороны, наличие чрезмерной налоговой нагрузки, значительного количества нор- мативных документов способствует развитию коррупции, нелегальной деятельности чиновников, налого- вых и правоохранительных органов, из-за чего все государственные меры по снижению теневого сектора являются бессмысленными [4, с. 36].

В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и на пла- новый период 2023 и 2024 годов» предусмотрены следующие мероприятия по сокращению теневого сектора:


  • «развитие национальной системы прослеживаемости товаров, обеспечивающей контроль за оборо- том товаров на всех этапах от ввоза до реализации в рознице;

  • формирование правовых основ для внедрения таможенного мониторинга;

  • запуск нового налогового режима упрощенной система налогообложения (УСН);

  • онлайн для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек;

  • введение института «единого налогового платежа»;

  • повышение качества администрирования акцизов на табак» [2].

Основные результаты


Проанализируем, существует ли связь между налоговой нагрузкой и теневой экономикой (табл. 1).
Таблица1
Динамика налоговой нагрузки и объемов теневой экономики России в 2002–2019 гг.,
% к валовому внутреннему продукту в рыночных ценах


Год

Теневые операции юридических лиц

Операции неформального сектора экономики и производ- ство домашних хозяйств для собственного конечного

использования

Экономические опера- ции, не наблюдаемые прямыми статистиче- скими методами

Налоговая нагрузка

2002

13,0

11,7

24,7

30,0

2003

13,7

9,9

23,7

28,7

2004

7,5

9,7

17,2

29,9

2005

7,5

9,6

17,1

30,0