ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
на прибыль организаций и страховые взносы. В обрабатываю- щих производствах, помимо перечисленных налогов, высока роль акцизов. Страховые взносы во всех видах экономической деятельности, за исключением добычи полезных ископаемых, составляют от 19 до 54 % фискальных платежей.
В отраслях с высоким уровнем теневой экономики структура уплачиваемых налогов, сборов и стра- ховых взносов имеет отличия. Здесь преобладают НДС, налог на доходы физических лиц, страховые взносы, но есть отрасли, где также высока роль налога на прибыль организаций. К тому же в отраслях с высоким уровнем теневой экономики в 2019 г. было сосредоточено почти 43 % занятых. Проблема высоких налогов на труд поднимается и на высших уровнях управления, однако, она до сих пор не на- шла разрешения.
Низкая налоговая нагрузка в сельскохозяйственной и торговой отраслях привлекает не только добросо- вестных экономических субъектов, но и субъектов теневой экономики, которые наблюдая низкие барьеры для входа на рынок, стремятся организовать свою деятельность и заработать прибыль, применяя незакон- ные способы уклонения от уплаты налогов и экономя на НДФЛ и страховых взносах.
Самый высокий уровень теневой экономики в размере 68,8 % зафиксирован в деятельности по опе- рациям с недвижимым имуществом несмотря на то, что по налоговой
нагрузке данный вид деятельнос- ти занимает второе место после добычи полезных ископаемых. Эта отрасль опровергает предположение о том, что высокая налоговая нагрузка в отрасли сопровождается меньшим объемом теневой экономики. Разрастание теневой экономики в этой отрасли связано с большими затратами на контроль операций сдачи имущества в аренду со стороны налоговых органов. Хотя в последнее время формирующее граждан- ское поведение со стороны соседей, управляющих компаний приводит к выявлению случаев сдачи имуще- ства в аренду. Кроме того, создание института самозанятых позволяет арендодателям платить налог с полу-
ченного дохода в размере 4 % вместо 13 % и стимулирует выйти из теневого сектора.
Несмотря на льготную ставку, отсутствие отчетов и деклараций, простую регистрацию и другие упро- щения по налогу на профессиональный доход доля самозанятых в численности занятых в неформальном секторе по регионам Приволжского федерального округа достаточно неравномерна (табл. 3). Наиболее вы- дающиеся результаты достигнуты в Республике Татарстан, где доля самозанятых в численности занятых в неформальном секторе составила 25,7 %.
Таблица3
Динамика численности самозанятых и занятых в неформальном секторе в Приволжском федеральном округе в 2020 г.
Источники:[9;14]
В состав занятых в неформальном секторе включаются «граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или на индивидуальной основе, независимо от того, име- ют ли они или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя; лица, занятые оказанием платных услуг по дому (горничные, сторожа, водители, гувернантки, няни, домашние повара, домашние се- кретари и т. п.), независимо от того, рассматриваются ли они как наемные работники или как самостоятель- но занятые; лица, работающие по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей и т. д.» [10]. Хотя Росстат не относит занятых в неформальном секторе к теневой экономике, но в деятельности пред- приятий неформального сектора может присутствовать и теневая составляющая. Наличие занятых в нефор- мальном секторе свидетельствует о том, что население в силу недостаточности знаний, умений и навыков или отсутствия в достаточном количестве рабочих мест не может реализовать себя в формальном секторе.
Если удельный вес занятых в неформальном секторе по регионам колеблется от 2,1 % до 14,4 %, то удель- ный вес самозанятых – от 0,7 % до 36,5 %. Это свидетельствует о том, что население в регионах в разной степени готово выйти из теневого сектора.
Исходя из проведенного анализа можем констатировать, что для снижения размеров теневой экономи- ки нужно найти оптимальный уровень налоговой нагрузки для каждой отрасли народного хозяйства. Пото- му что связь между налоговой политикой и теневой экономикой существует, но в силу большего влияния прочих факторов направление влияния может отличаться. Поэтому борьба с теневой экономикой должна быть комплексной, включающей и воспитание более ответственного гражданского поведения, гибкость на- селения в части использования налогового законодательства, сервисов налогоплательщика, более тщатель- ные проверки со стороны налоговых органов, влекущие значительные санкции для налогоплательщиков
за нарушения налогового законодательства, государственную политику по созданию новых рабочих мест и подготовке кадров согласно спросу на них. Должно быть сформировано коллективное сознание о необ- ходимости уплаты налогов и контроля расходования собранных средств.
Библиографическийсписок
References
2012, no. 42 (522), pp. 35–41. (In Russian).
Available at: https://www.gks.ru/bgd/free/b99_10/isswww.exe/stg/d030/i030150r.htm
В отраслях с высоким уровнем теневой экономики структура уплачиваемых налогов, сборов и стра- ховых взносов имеет отличия. Здесь преобладают НДС, налог на доходы физических лиц, страховые взносы, но есть отрасли, где также высока роль налога на прибыль организаций. К тому же в отраслях с высоким уровнем теневой экономики в 2019 г. было сосредоточено почти 43 % занятых. Проблема высоких налогов на труд поднимается и на высших уровнях управления, однако, она до сих пор не на- шла разрешения.
Низкая налоговая нагрузка в сельскохозяйственной и торговой отраслях привлекает не только добросо- вестных экономических субъектов, но и субъектов теневой экономики, которые наблюдая низкие барьеры для входа на рынок, стремятся организовать свою деятельность и заработать прибыль, применяя незакон- ные способы уклонения от уплаты налогов и экономя на НДФЛ и страховых взносах.
Самый высокий уровень теневой экономики в размере 68,8 % зафиксирован в деятельности по опе- рациям с недвижимым имуществом несмотря на то, что по налоговой
нагрузке данный вид деятельнос- ти занимает второе место после добычи полезных ископаемых. Эта отрасль опровергает предположение о том, что высокая налоговая нагрузка в отрасли сопровождается меньшим объемом теневой экономики. Разрастание теневой экономики в этой отрасли связано с большими затратами на контроль операций сдачи имущества в аренду со стороны налоговых органов. Хотя в последнее время формирующее граждан- ское поведение со стороны соседей, управляющих компаний приводит к выявлению случаев сдачи имуще- ства в аренду. Кроме того, создание института самозанятых позволяет арендодателям платить налог с полу-
ченного дохода в размере 4 % вместо 13 % и стимулирует выйти из теневого сектора.
Несмотря на льготную ставку, отсутствие отчетов и деклараций, простую регистрацию и другие упро- щения по налогу на профессиональный доход доля самозанятых в численности занятых в неформальном секторе по регионам Приволжского федерального округа достаточно неравномерна (табл. 3). Наиболее вы- дающиеся результаты достигнуты в Республике Татарстан, где доля самозанятых в численности занятых в неформальном секторе составила 25,7 %.
Таблица3
Динамика численности самозанятых и занятых в неформальном секторе в Приволжском федеральном округе в 2020 г.
Регионы | Численность самозанятых на 31.12.2020 | Численность занятых в неформальном секторе за 2020 г. | Доля самозаня- тых в численно- сти занятых в неформальном секторе, % | ||
всего, человек | удельный вес, % | всего, человек | удельный вес, % | ||
Республика Башкортостан | 31 824 | 11,3 | 432 001 | 14,4 | 7,4 |
Республика Марий Эл | 2 024 | 0,7 | 63 255 | 2,1 | 3,2 |
Республика Мордовия | 2 413 | 0,9 | 70 044 | 2,3 | 3,4 |
Республика Татарстан | 102 624 | 36,5 | 399 153 | 13,3 | 25,7 |
Удмуртская Республика | 8 099 | 2,9 | 138 932 | 4,6 | 5,8 |
Чувашская Республика | 6 324 | 2,3 | 157 749 | 5,2 | 4,0 |
Кировская область | 5 175 | 1,8 | 152 028 | 5,1 | 3,4 |
Нижегородская область | 29 483 | 10,5 | 311 115 | 10,3 | 9,5 |
Оренбургская область | 8 367 | 3,0 | 225 407 | 7,5 | 3,7 |
Пензенская область | 4 995 | 1,8 | 161 570 | 5,4 | 3,1 |
Пермский край | 23 734 | 8,5 | 197 211 | 6,6 | 12,0 |
Самарская область | 39 998 | 14,2 | 279 457 | 9,3 | 14,3 |
Саратовская область | 10 078 | 3,6 | 325 189 | 10,8 | 3,1 |
Ульяновская область | 5 734 | 2,0 | 94 528 | 3,1 | 6,1 |
Приволжский федеральный округ | 280 872 | 100,0 | 3 007 638 | 100,0 | 9,3 |
Источники:[9;14]
В состав занятых в неформальном секторе включаются «граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или на индивидуальной основе, независимо от того, име- ют ли они или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя; лица, занятые оказанием платных услуг по дому (горничные, сторожа, водители, гувернантки, няни, домашние повара, домашние се- кретари и т. п.), независимо от того, рассматриваются ли они как наемные работники или как самостоятель- но занятые; лица, работающие по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей и т. д.» [10]. Хотя Росстат не относит занятых в неформальном секторе к теневой экономике, но в деятельности пред- приятий неформального сектора может присутствовать и теневая составляющая. Наличие занятых в нефор- мальном секторе свидетельствует о том, что население в силу недостаточности знаний, умений и навыков или отсутствия в достаточном количестве рабочих мест не может реализовать себя в формальном секторе.
Если удельный вес занятых в неформальном секторе по регионам колеблется от 2,1 % до 14,4 %, то удель- ный вес самозанятых – от 0,7 % до 36,5 %. Это свидетельствует о том, что население в регионах в разной степени готово выйти из теневого сектора.
Заключение
Исходя из проведенного анализа можем констатировать, что для снижения размеров теневой экономи- ки нужно найти оптимальный уровень налоговой нагрузки для каждой отрасли народного хозяйства. Пото- му что связь между налоговой политикой и теневой экономикой существует, но в силу большего влияния прочих факторов направление влияния может отличаться. Поэтому борьба с теневой экономикой должна быть комплексной, включающей и воспитание более ответственного гражданского поведения, гибкость на- селения в части использования налогового законодательства, сервисов налогоплательщика, более тщатель- ные проверки со стороны налоговых органов, влекущие значительные санкции для налогоплательщиков
за нарушения налогового законодательства, государственную политику по созданию новых рабочих мест и подготовке кадров согласно спросу на них. Должно быть сформировано коллективное сознание о необ- ходимости уплаты налогов и контроля расходования собранных средств.
Библиографическийсписок
-
Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы пла- нирования выездных налоговых проверок» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения: 03.11.2021). -
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов // Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin. gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/ONBNiTTP_2022-2024.pdf (дата обращения: 03.11.2021). -
Алиев, Б. Х., Эльдарушева, М. Д. Налоговая политика государства: сущность, механизм реализации и перспективы // Финансы и кредит. – 2014. – № 40 (616). – С. 27–36. -
Арипов, М. Г. Налоговые механизмы снижения уровня теневой экономики и стимулирования инвестиционной деятель- ности // Финансы и кредит. – 2012. – № 42 (522). – С. 35–41. -
Мазур, Л. В., Батяев, А. В. Налоговая нагрузка и теневая экономика // Территория науки. – 2018. – № 5. – С. 98–102. -
Пансков, В. Г. Теневая экономика и налогообложение // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2017. – № 5. – С. 77–91. -
Трусова, Н. С. Мировой опыт выявления и противодействия уклонению от уплаты налогов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2017. – Т. 7, № 4 (25). – С. 194–202. -
Федотов, Д. Ю. Влияние налоговой системы на теневую экономику // Финансы и кредит. – 2015. – № 41 (665). – С. 10–21. -
Итоги выборочного обследования рабочей силы // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 03.11.2021). -
Методологические положения по измерению занятости в неформальном секторе экономики // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/free/b99_10/isswww.exe/ stg/d030/i030150r.htm (дата обращения: 03.11.2021). -
Национальные счета России в 2013–2020 годах: Стат. сб. – M.: Росстат, 2021. – 429 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Nac-sch_2013-2020.pdf (дата обращения: 03.11.2021). -
Отчет по форме 1-НОМ по состоянию на 01.01.2020 // Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: https://www.nalog.gov.ru/rn21/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8826515/ (дата обращения: 03.11.2021). -
Российский статистический ежегодник // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 03.11.2021). -
Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной пред- принимательской инициативы» // Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rmsp. nalog.ru/statistics2.html (дата обращения: 03.11.2021). -
Шнайдер, Ф., Энст, Д. Скрываясь в тени. Рост подпольной экономики // Международный валютный фонд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.imf.org/external/pubs/ft/issues/issues30/rus/issue30r.pdf (дата обращения: 03.11.2021).
References
-
Order of the Federal Tax Service of Russia dated on May 30, 2007 No. MM-3-06/333 (as amended of May 10, 2012) “On Ap- proval of the Concept of the Planning System for Field Tax Audits”, Legal reference system “ConsultantPlus”. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (accessed 03.11.2021). -
The main directions of budgetary, tax and customs tariff policy for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024, Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/ ONBNiTTP_2022-2024.pdf (accessed 03.11.2021). -
Aliev B. Kh., Eldarusheva M. D. Government tax policy: the essence, implementation mechanism and prospects, Financeandcredit, 2014, no. 40 (616), pp. 27–36. (In Russian). -
Aripov M. G. Tax mechanisms of level reduction of shadow economy and stimulation of investment activity, Financeandcredit,
2012, no. 42 (522), pp. 35–41. (In Russian).
-
Mazur L. V., Batyaev A. V. Tax burden and shadow economy, Territoriyanauki, 2018, no. 5, pp. 98–102. (In Russian). -
Panskov V. G. Shadow economy and taxation, ETAP:economictheory,analysis,practice, 2017, no. 5, pp. 77–91. (In Russian). -
Trusova N. S. World experience of identification and counteraction by the damage from the payment of taxes, Izvestiya Yugo-Za-padnogogosudarstvennogouniversiteta.SeriyaEkonomika,sotsiologiya,menedzhment, 2017, vol. 7, no. 4 (25), pp. 194–202. (In Russian). -
Fedotov D. Yu. The impact of the tax system on shadow economy, Financeandcredit, 2015, no. 41 (665), pp. 10–21. (In Russian). -
The results of a sample survey of the labor force, Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13265 (accessed 03.11.2021). -
Methodological provisions for measuring employment in the informal sector of the economy, FederalStateStatisticsService.
Available at: https://www.gks.ru/bgd/free/b99_10/isswww.exe/stg/d030/i030150r.htm