Файл: Методика интегрированного урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.12.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»

(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Филологический факультет

Кафедра современного русского языка и методики

Направление 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность Русский язык и литература

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «методика преподавания литературы»

«Методика интегрированного урока»

Выполнила:

Кирчанова Елизавета Александровна, группа НО-Б19А-01

Форма обучения – очная
Руководитель:

Кандидат филологических наук,

Вальянов Никита Александрович

Дата (защиты)_______________________

Оценка _____________________________


Красноярск, 2022

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Проблема интеграции в педагогической и методической литературе 5

1.1Теория интеграции 5

1.2Методические аспекты проведения интегрированных уроков литературы в современной школе 8

1.3Проблемы интеграции на уроках в школе 15

Глава 2. Реализация интегрированных уроков литературы и истории 17

Выводы по второй главе 21

Заключение 22

Список литературы: 23


Введение




Нестандартные уроки в современном процессе обучения играют важную роль. Нетрадиционный уроки помогают заинтересовать обучающихся, эмоционально влияют на детей, снимают стресс, формируют навыки учебной деятельности. Особенности таких уроков состоят в желании преподавателя разнообразить обучение школьника, показать, что уроки могут познавательными и интересными одновременно; развить детей в эмоциональной, мотивационной, интеллектуальной и не только сфере. Проведение интегрированных уроков также дает возможность преподавателям выйти за рамки обычной методической структуры урока. Эти возможности показывают нам положительные стороны проведения интегрированного урока.

В настоящее время идеи интегрированного образования особенно актуальные, поскольку способствуют успеху выполнения новых учебных задач, определённых государственными нормативными актами. Интеграция в обучении предполагает совершенно новую учебную информацию, содержащую соответствующее содержимое учебных материалов, учебных методик и новых технологий.


Проблема научного познания интеграции в образовательном процессе исследуется учеными и практиками различных областей, такими как И.Д.Зверев и Ю.М.Колягин и Г.Ф.Федорец. Вероятно, теоретически интеграция в качестве методического явления рассмотрена совсем мало. Но в школьной практике можно наблюдать положительное, частое применение ее в виде интегрированного урока. Проведение интегрированного урока под силу для каждого учителя и способствует личностному и осознанному восприятию знания, укреплению мотивации, позволит более эффективному использованию рабочего времени, исключая дублирование и повторы.

Цели проведение интегрированных уроков:

  1. Развивающие (информационно-деятельностные). Научить сопоставлять, обобщать, сравнивать, анализировать.

  2. Также цель - сформировать познавательную активность учеников на интегрированных уроках.

Таким образом, объект исследования – формирование образовательного процесса обучающихся при помощи интегрированного урока литературы, предмет исследования – интеграция в качестве средства повышения уровня знания обучающихся. Цель: раскрывать сущность интеграции в качестве инновационного метода работы в обучение.

Сформулированные задачи, для достижения цели:

1. Проанализировать научно - методическую литературу о проблеме исследования.

2. Изучить научные и теоретические основы интеграции в преподавании литературы.

3. Выявить положительные и отрицательные стороны интеграции.

4. Описать методические аспекты проведения интегрированных уроков.

Глава 1. Проблема интеграции в педагогической и методической литературе

    1. Теория интеграции



Современный образовательный процесс характеризуется непрерывным изменением содержания и структуры. Изменение приоритетов образования, роли учащегося как субъекта образовательного процесса и общественных изменений обуславливает нетрадиционный подход к решению множества образовательных задач. Одна из главных тенденций в современном образовании - интеграция в его содержание.

Само понятие «интеграция» было введено в 60-е годы ХХ века англичанином Г.Спенсером в Англии, лат. интеграция - целая, но мало отражало реального содержания процессов, определяемых термином теперь.

В словаре понятие «интеграция» означает объединение ранее не изолированных частиц, элементов и компонентов в одном целое, которое сопровождается усложнением, укреплением взаимосвязей и взаимоотношений между этими частями. Его можно определить как процесс движение и развитие определенной системы, где возрастает частота взаимодействий элементов ее системы - усиливаются их взаимодействия и снижены относительные их самостоятельности в отношении друг к другу. При этом может появляться новая форма, которой в истории системы не было. Образование взаимосвязей,

появление качественно новых свойств, свойственных лишь совокупности связанных элементов и процессов и явлений, - это не что другое, чем последовательное становление цели.

Интеграция в широком понимании понимает процесс становления единства. Интеграция как процесс взаимодействия означает, что они не растворяются в одном, а едины, т.е. сохраняют взаимодействующие системы и устанавливают взаимные контакты между ними.

Можно вывести из определения интегрирования, что это возникает лишь в случае, если:

- существует ранее самостоятельная вещь, процесс или явление;

- существует объективная предпосылка для объединения;

- объединение происходит путем создания существенных связей, определяющих и меняющих функционирование интегрированных элементов;

- результат объединения - система, обладающая свойством целостности.

Что понимают под интеграции в обучение? Среди дидактических суждений нет единого мнения о трактовке этого понятия, так как спорны вопросы основных функций, форм, уровней интеграции, и недостаточно определены возможности возраста учащихся, связанные с их применением. Так, к примеру, Б.Бернштейн, [1 с. 22] под интеграцией расматривает подчинение учебных дисциплин одной рациональной идеей.

По отношению к системе образования понятие «интеграция» может иметь две значения: в первую очередь это создание у обучающегося единого представления о мире (интеграция считается целью обучения); во вторую очередь – это нахождение общей платформы для сближения объектных знаний (интеграция является средством обучения). Также интеграция является средством для получения нового представления в стыке с традиционными предметными знаниями. Прежде всего, она предназначена заполнить незнания в стыке с уже существующими дифференцирированными знаниями и установить существующие их связи. Она направлен на развитие компетентности обучающихся и обновление существующих узких специализаций в обучение. При этом интеграции не должны заменять классические учебные предметы, они должны только соединить полученные знания с единой системой.

В процессе обучения понятие интегрирования трактуется различными учеными: С.И.Архангельский обратил внимание на взаимодействие содержания, метода и вида обучения [2 с. 22].

Г.И. Батурина понимает, как интеграция создает целостные учебные и воспитательные процессы и научно обоснованную систему целенаправленного контроля процесса формирования личности [3, с. 22]. И.Д.Зверев принимает в качестве основополагающего признака интеграции целостность образовательной системы [4, с. 22].


В.Р. Ильченко считает, что интегрирование знаний - необходимое условие формирования природоведческого и научного мироощущения учащихся, и проводится на основе общей фундаментальной закономерности природы, осуществляется на всех предметах этого цикла [5 с. 22]. Л.М. Момот, и В.Г.Гломозда полагают, что интеграция в образовательном содержании осуществляется через слияние одного синтезированного предмета, курса, темы, элементов разных учебных дисциплин на основе широкой междисциплинарной науки. Г.Ф. Федорец считает интеграцию различными связями и взаимозависимостями структурных компонентов педагогической системы [6 с. 22].

Анализируя интегративные процессы, можно сказать, что интеграция является глубоким процессом внутреннего сотрудничества, взаимопроникновения научного знания, представляющего учебные дисциплины.


    1. Методические аспекты проведения интегрированных уроков литературы в современной школе



Интегрированный урок может проводиться несколькими учителями, однако его может вести и один учитель. Бинарное занятие - это вид интегрированного занятия, которое ведут два учителя или учитель и мастер по производственной подготовке. Бинарные занятия - наиболее распространенная форма интеграции в учебной практике.

В профессиональном обучении (В.Н. Скакун и Н.Е. Эрганов) существует понятие совмещенного урока, которое предполагает одновременное освоение теоретических знаний и практичных умений и навыков. Этот урок может провести мастер и преподаватель профессиональных дисциплин, или только мастер по производственной подготовке.

Проведение интегрированного урока является наиболее эффективным в следующих ситуациях:

1. обнаружение дублирования одной и той же информации в учебной программе и учебнике;

2. изучение обобщенной межнаучной категории, законов и принципов, обусловленных различными аспектами жизнедеятельности человека;

3. демонстрация широкого поля проявлений изучаемых событий и фактов в различных науках и дисциплинах;

4. использование технологии проблемной и проектной подготовки (составления междисциплинарных планов, решения комплексных задач);

5. при лимите времени для изучения темы, при желании использовать готовое содержимое из смежных или параллельных дисциплин.

Особенности интегрированного урока:

1. предмет исследования и анализа представляют собой многоплановые объекты, информация об их сущности содержится в разных дисциплинах; материал этих уроков показывает целостность процессов в мире, дает обучающимся представление о взаимосвязи различных наук;


2. содержание интегрированного урока включает не только главный изученный материал из различных предметов, а и новый материал, созданный на основе понимания и обсуждения данного материала учащимися;

3. конечная цель интегрированного урока заключается в использовании знания в незнакомых, нестандартных ситуациях, выработке новых идей и реализации теоретического материала, в результате которого происходит осознание целостности мира, формирование творческих способностей учащихся [Мартынова].

Подготовка к интегрированному уроку:

Перед тем как решиться на интегрированное занятие с несколькими преподавателями, нужно постараться заинтересовать их и вдохновить, потому что на это потребуется большие затраты по времени и много сил для подготовки.

1. Первый этап подготовки интегрированного занятия - анализ и сравнение программного и календарного планов учебных дисциплин, чтобы выделить темы, близкие к содержанию или целям применения.

Интегрированное занятие более эффективно в начале изучения раздела, затем на следующих раздельных занятиях по каждому предмету будут проведены углубленные исследования содержания учебных материалов, а на последних занятиях раздела будут проведены обобщение и интеграция с другими направлениями знания, которые могут быть обобщены и интегрированы.

Выберите тему для интеграционного урока и найдите общую системную идею – ядро интегрирования. Во-первых, в основе лежит близость содержания главных тем различных дисциплин, а также их логическая связь.
На уроке могут быть интегрированы любые элементы образовательного процесса: целевые, принципиальные, содержательные, методические средства обучения [Мартынова]. Интегрированные уроки могут объединить содержание различных дисциплин, сохраняя методы обучения главной дисциплины, или соединять методы обучения разных дисциплин при сохранении содержимого только одного дисциплины, а также интегрировать методы обучения разных дисциплин.

Объектом интегрирования содержания может быть: общее понятие, общая идея, проблемы разных дисциплин, обобщенные методы действий, приемы, которые имеют общий характер.

Эти элементы из различных предметов, объединенные в одном занятии, становятся системными, вокруг собираются и вводятся в новую систему учебные материалы. Системный фактор - главный фактор в организации интегрированного занятия