ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.12.2023

Просмотров: 1388

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2.1
Задача 1.
Кошка, неоднократно слышавшая звук, издаваемый консервным ножом при открывании банки, знает, что этот звук предшествует появлению пищи. Что лежит в основе этого?
1. Какой рефлекс проявляется у кошки в данной ситуации?
2. Дайте определение этому рефлексу.
3. Перечислите отличия условного рефлекса от безусловного?
4. Какое из условий выработки условного рефлекса упоминается в задаче?
Ответ на задачу №1
1. Условный рефлекс
2. Условный рефлекс-это приспособительная реакция организма, которая возникает по принципу временной связи между условным раздражителем и безусловным рефлекторным актом в процессе индивидуальной жизни, путём обучения в определённых условиях.
3. Отличия: условный рефлекс-приобретённый; безусловный рефлекс- врождённый; условный рефлекс-приобретённый, непрочный, временный, индивидуальный, приобретается в течение жизни, рефлекторная дуга непостоянна, имеет сигнальное значение, появился позже безусловного рефлекса; безусловный рефлекс-постоянный,видовой.
4. Условие классического рефлекса: УР+БР=УР.
УР: звук открывания банки, БР: появление пищи.
Задача 2.
Можно ли индифферентный раздражитель, например звонок, сделать тормозным, сочетая его действия с тормозным условным стимулятором?
1. Что такое условный рефлекс?
2. Какие условия необходимо соблюдать для выработки условного рефлекса?
3. Дайте определение процессу торможения условного рефлекса.
4. Классификация торможения условного рефлекса.
5. Можно ли индифферентный раздражитель сделать тормозным, сочетая его действия с тормозным условным стимулятором?

Ответ на задачу №2
1. Условный рефлекс — реакция организма на определенные изменения окружающей среды, приобретенные в течение жизни.
Биологический смысл условного рефлекса состоит в том, чтобы перевести нейтральные внешние раздражители в значимые сигналы, подстраивающие поведение организма под конкретную ситуацию.
2. Условия: 2 раздражителя (БР;УР) животное должно быть здоровым; должна быть биологическая мотивация; не должно быть посторонних раздражителей; значимость должна быть меньше силы безусловного.
3. Условное торможение-процесс устранения рефлекторных реакций, которые уже не нужны.Условное торможение — процесс торможения условнорефлекторной деятельности, формирующийся во время многократного неподкрепления условного рефлекса безусловным раздражителем.
4. Внешнее, внутреннее; угасательное, дифференцированное, запаздывающее; условный тормоз, запредельное.
5. Да, в таком случае образуется условный тормоз.
Задача 3.
Между двумя индифферентными раздражителями была образована временная связь. Один из раздражителей затем был превращен в условный сигнал слюноотделения. Приобретает ли второй раздражитель такое же сигнальное значение?
1.Что называют временной связью при выработке условного рефлекса?
2. Между какими отделами мозга образуются временные связи?
3. Какие разновидности временных связей существуют?
4. Приобретает ли второй раздражитель такое же сигнальное значение, как первый?
Ответ на задачу №3.
1. Временная связь-это совокупность биохимических, нейрофизиологических и ультраструктурных изменений мозга, возникающих в процессе сочетания условного и безусловного раздражителей.
2. Между корковыми и подкорковыми (ретикулярная фармация, ядра таламуса и гипоталамуса, миндалин, гиппокампа, полосатого тела) структурами мозга.
3. Существуют горизонтально и вертикально направленные связи.
4. Нет, т.к. второй раздражитель должен быть безусловным (постоянным).
Задача 4.


Можно ли у животного выработать условный рефлекс, где раздражитель будет не абсолютный признак стимула, например свет, а отношение между признаками стимула, например, более яркий или менее яркий свет?
1. Перечислите условия выработки условного рефлекса.
2. Какие стадии выделяют в выработке условного рефлекса.
3. Возможно ли выработать условный рефлекс на отличительный признак стимула?
4. Ответьте на вопрос задачи.
5. Аргументируйте ответ.
Ответ на задачу №4
1. Минимум 2 раздражителя (УР, БР); биологическая мотивация; животное должно быть здоровым; высший отдел ЦНС; нет посторонних раздражителей.
2. 2 стадии: генерализация-проявление УР на группу сходных УР: специализация-реакция только на 1 определённый УР.
3. Да, т.к. это усиливает возбуждение условного рефлекса.
4. Да.
5. Т.к. реакция будет не более сильней раздражителя. На менее яркий свет реакция со временем пропадёт. УР будет действовать на тот отличительный признак, который имеет подкрепления, остальные будут тормозными.
Тема 2.2
Задача 1.
Человек, с каким типом ВНД больше подвержен неврозам – слабый или сильный уравновешенный?
1. Какие признаки учитывал И.П.Павлов при делении ВНД животных на типы?
И.П.Павлов открыл различия в нервной деятельности животных, связанных с
их индивидуальностью. Опыты показали , в основе различий лежат свойства
основных нервных процессов возбуждения и торможения . Типы ВНД-
совокупность врожденных и приобретенных свойств , которые определяют
характер взаимодействия организма с окружающей средой .
2. Что берут за основу при делении ВНД человека на типы? За основу берут –
СПВ( повышенная работоспособность , смелость) СПТ ( повышенная
утомляемость , замедленная выносливость ) , уравновешенность
/неуравновешенность
подвижность / инертность
Три свойства : 1) сила возбуждения и торможения

2) уравновешенность этих процессов
3) подвижность т.е. способность сменять друг друга
3. Сколько типов ВНД выделяют у человека?
выделяют 4 типа : 1)Сильный уравновешенный подвижный - сангвиник
2) сильный уравновешенный инертный –флегматик
3) сильный неуравновешенный – холерик
4) слабый – меланхолик
4. Человек, с каким типом ВНД больше подвержен неврозам – слабый или
сильный уравновешенный .
5. Аргументируйте свой ответ.
Неврозы более характерны для слабого типа ВНД , т к у него слабо развиты
нервные процессы особенно внутреннее торможение . Для данного типа ВНД-
замедленная работоспособность нервных клеток и при сильных и
продолжительных стимуляциях происходит быстрое истощение с
последующим нарушением подвижности и уравновешенности нервных
процессов
Задача 2.
Собака в течение суток не получала пищу и воду. Затем ее привели в комнату, в разных углах которой находились пища и вода. Какое наиболее вероятное поведение животного?
1. Дайте определение мотивации.
Мотивация- это побуждение к действию , психофизиологический процесс,
управляющий поведением человека, задающий его направленность .
2. Какая мотивация у животного в данной ситуации будет доминирующей?
Необходимость в поддержании водного баланса является более важным , чем
мотивация к восполнению осмотического баланса
3. Каково наиболее вероятное поведение животного?
При появлении мотивации утомить жажду - этот очаг возбуждения становится
доминирующим и тормозит желание восполнить голод до тех пор пока
мотивация не будет удовлетворена.
Задача3.
На экзамене студентка-отличница получила неудовлетворительную оценку и расплакалась. Какой процесс развился у студентки?
1. Как называется развившееся состояние? Дайте определение этому состоянию.
-У студентки развилась отрицательная эмоция. Отрицательные эмоции
— эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях,
связанные с неудовлетворением тех или иных потребностей человека.


2. Перечислите основные теории, объясняющие возникновение эмоций.
-
Наиболее
известными являются биологическая теория эмоций П.К.Анохина (Эмоция –
результат рассогласования при совпадении результата деятельности с
пронозируемым в акцепторе результата действия) и потребностно-
информационная теория П.В.Симонова (Эмоция – отражение мозгом
актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения).
3. Перечислите функции эмоций.
-
1.оценочная.-обобщенная оценка события полезно или вредно;
-2.побуждающая – запускают поведение для удовлетворения потребности;
-3.подкрепляющая функция -положительная эмоция служит наградой,
поощряющей деятельность, отрицательная – ведет к прекращению или
избеганию.
-
4.компенсаторная – мобилизует физиологические и психические резервы
организма при недостатке информации, необходимой для удовлетворения
потребности.
-5.переключающая – изменяет направленность поведения, особенно при
конкуренции мотивов;
-6.коммуникативная – обеспечивает неречевые формы коммуникации.
4. Какие объективные показатели эмоционального состояния можно зарегистрировать у человека?-
-
Периферические моторные проявления. Эмоция запускаются от лобной
коры через экстра и пирамидную системы в форме тонических гипертонус,
скованность, тремор) и физических (жест,поза интонация голоса, мигание),
компонентов двигательного сопровождения эмоций.
-
Вегетативные проявления. Эмоции запускаются через активацию
гипоталамуса и других стволовых структур и проявляются изменением ЧСС,
ЧД. АД, потоотделением, выбросом определенных гормонов.
Задача 4.
У больного нарушен афферентный синтез, отсутствует критическое отношение к своим поступкам, выпала способность сравнивать результаты действия с ожидаемым результатом. Утрачено целенаправленное поведение. О поражении какого отдела мозга говорит этот синдром?
1. Перечислите стадии поведенческого акта.
Афферентный синтез, принятия
решения, акцептора результатов действия, эфферентный синтез (или
программа действия), формирования самого действия и оценки достигнутого
результата
2. Кто предложил функциональную систему поведенческого акта?-П.К. Анохин
3. О повреждении какой структуры мозга свидетельствует нарушение афферентного синтеза и невозможность сравнивать полученный результат действия с ожидаемым?-Таламус


ТЕМА 2.3
ЗАДАЧА 1
При исследовании состояния дыхательных мышц у испытуемого мужчины 35 лет установлено интенсивное ритмическое сокращение мышц брюшной стенки. Какой тип дыхания у него?
1. Назовите типы дыхания
2. В чём их отличие?
3. Какие факторы определяют тип дыхания?
5. Какой преимущественный тип дыхания у мужчин и женщин?
4. Какой тип дыхания у испытуемого?
ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ 1:
1.Типы дыхания: 1)Грудное – на вдохе расширяется грудная клетка, в дыхании участвуют межреберные мышцы и мышцы верхнего плечевого пояса (норма – у женщин, у мужчин при заболеваниях брюшной полости)
2)Брюшное – на вдохе расширяется живот, в дыхании участвует диафрагма (норма
– у мужчин, у женщин при заболеваниях грудной клетке)
3)Смешанный – на вдохе расширяется грудная клетка и живот; в дыхании участвуют межреберные мышцы, мышцы верхнего плечевого пояса, диафрагма (у пожилых)
2.Отличие состоит в том, куда идет воздух во время вдоха и какие мышцы участвуют в процессе.
3.Какие мышцы сокращаются, гендер человека, возраст, профессия
4. У мужчин – брюшной ( диафрагмальный), у женщин – грудной (реберный)
5. Грудной, так как происходит интенсивное сокращение, что может говорить об инфекции брюшной полости, а то патологическое состояние (смена типа дыхания).
ЗАДАЧА 2
У мужчины 60 лет дыхательный объём составляет 400 мл, а частота дыхания – 12 в минуту. Чему равен у него минутный объем дыхания?
1. Что называется дыхательным объёмом воздуха, чему он равен?
2. Какая его часть находится в воздухоносных путях?
3. Перечислите легочные объёмы
4. Что называется легочными ёмкостями?
5. Перечислите легочные ёмкости
6. Чему равно число дыхательных движений в минуту у взрослого человека?
7. Что означают термины “гипервентиляция”, “гиперное”?
8. Что называют минутным объёмом дыхания?
9. Чему равен этот показатель у обследуемого?
ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ 2

1.ДОВ – объем воздуха, который вдыхается и выдыхается человеком во время спокойного дыхания, у взрослого ДОВ состав примерно 500 мл. Зависит от условий изменения покоя, нагрузки, положения тела)
2. Около 2/3 находится в воздухоносных путях.
3. ЛО: 1)Дыхательный объем воздуха (ДОВ) =500 мл;
2)Резервный объем вдоха (РО вдоха) = 1500-2500 мл;
3)Резервный объем выдоха (РО выдоха) = 1000 мл
4)Остаточный объем (ОО) =1000 – 1500 мл
5) Объем мертвого пространства( где не происходит газоообмен) =150 мл
4. Легочные емкости – объем воздуха, проходящий через легкие при различных фазах дыхательного цикла
5. ЛЕ – 1)Общая емкость легких (ОЕЛ) = 4-6 литров
2)Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) = 3,5 – 5 литров
3)Функциональная остаточная емкость (ФОЕ) = 2 – 3 литра
4)Емкость вдоха = 2 – 3 литра
6.Частота дыхательных движений у взрослого человека в минуту 16-20
7. Гипервентиляция – усиленная вентиляция, превращающая метаболические потребности организма.Избыточная по отношению к уровню обмена легочная вентиляция, обус ловленная глубоким и (или) частым дыханием и приводящая к сниженному напряж ению углекислоты и повышенному напряжению кислорода в крови.
Гиперпное - усиленная вентиляция лёгких, вызванная частыми и глубокими дыхательными движениями
8. МОД – это произведение дыхательного объема на частоту дыхательных циклов.
В норме 6-7 л/мин.
9. 5.5 л/мин
ЗАДАЧА 3
Кривая диссоциации оксигемоглобина у обследуемого мужчины смещена вправо.
Какие изменения в организме могут быть причиной этого?
1. Как называется соединение кислорода с гемоглобином?
2. Что такое диссоциация оксигемоглобина и в каких условиях она проходит?
3. Нарисуйте кривую образования и диссоциации оксигемоглобина
4. Какая часть кривой отражает процессы образования оксигемоглобина в капиллярах лёгких и диссоциацию его в капиллярах тканей?
5. Какие факторы способствуют насыщению гемоглобина кислородом в лёгких?
6. Какой метод используется для определения степени насыщения гемоглобина кислородом?


7. Какой максимальный процент насыщения гемоглобина кислородом?
8. Что называют кислородной ёмкостью крови?
9Каковы причины сдвига кривой диссоциации оксигемоглобина вправо у обследуемого?
ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ 3
1.Оксигемоглобин (HbO2)
2. Способность гемоглобина присоединять и отдавать кислород, зависит от напряжения кислорода в крови.
3: график
4. В легких наблюдается противопоставление условия, следовательно, кривая смещается влево и вверх, сроствоHHbк кислороду возрастает, и это означает, что кислород с большей гарантией будет доставлен к тканям.
5.Сдвиг кривой диссоциации оксигемоглобина иллюстрирует взаимосвязь транспорта кислорода и двуокиси углерода в крови и сродство гемоглобина и этим газам.
6. Гемоглобин и оксигемоглобин неодинаково поглощают световые лучи, поэтому и концентрацию можно определить спектрометрическим методом.
7. 95%
8. КЕК – количество кислорода, которое может связать гемоглобин при условии полного насыщения.
9. Если в ткани увеличивается кончентрация углекислого газа, ионов, температуры, то кривая сдвигается вправо

Тема 2. 4
Тема «Регуляция дыхания» Задача 1.
У экспериментальных животных, с целью установления локализации дыхательного центра, выполняли перерезку мозга на различных уровнях. Что произойдёт с дыханием при перерезке спинного мозга под продолговатым мозгом?
1 Где расположен анатомический дыхательный центр? Из каких отделов он состоит?- Расположены в стволе мозга, состоит из продолговатого мозга и
моста.
2. Где расположен физиологический дыхательный центр и какова его роль в дыхании?- Расположен в ЦНС, представлен дыхательными нейронами
специфических ядер продолговатого мозга, ядрами пневмотаксичеческого
центра, мотонейронами , С3-С5, Т2-Т0.
3. Перечислите факторы, обеспечивающие и поддерживающие автоматию дыхательного центра. Какие факторы вызывают возбуждение инспираторных нейронов?- Автоматия дыхательного центра поддерживается и изменяется под
влиянием импульсов от дыхательных мышц, сосудистых рефлектогенных зон,
различных интеро- и экстерорецепторных, а также под влиянием многих
гуморальных факторов (рH крови, содержанием СО2 и О2 в крови).
Избыток углекислоты и недостаток О2 оказывающие стимулирующие
влияние на дыхание, вызывают усиление активности нейронов.
4. Какую функцию в регуляции дыхания выполняют дыхательные нейроны моста?-
Дыхательные нейроны моста участвуют в механизмах смены фаз дыхания,
регулируют величину дыхательного объема.
5.Что произойдёт с дыханием при перерезке между спинным и продолговатым мозгом?- Произойдет полное прекращение дыхания.
Задача 2.
Альпинист при подъёме в горы на высоте 3 км. стал ощущать головокружение, интенсивную головную боль, резкую слабость, снижение остроты зрения. Что послужило причиной данного состояния?
1. Как называется состояние, возникающие у альпиниста?- Горная (высотная)
болезнь.
2. Подъём человека на какую высоту может вызвать данное состояние?- 2500-
3000м
3. Что послужило причиной данного состояния?- по мере увеличения высоты
организм перестает получать необходимого количества кислорода. Это
происходит не только потому, что на высоте меньше О2. Все дело в низком