Файл: Методика интегрированного урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.12.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, от него зависит метод и технология занятия.

2. Определение целей интегрированного урока

Основные цели интегрированного занятия могут быть систематизированы и обобщены знаниями, выявлены причинные и следственные связи, обучение приемам и методам переноса знаний с одного предмета в другой; развитие умения интеллектуального синтеза, обобщения, сопоставления и установления межпредметной и универсальной связи и так далее. Также проводятся интегрированные уроки, чтобы более глубоко проникнуть в суть темы и повысить интерес обучающихся к обучения.

3. Следующим шагом является выбор материала, чтобы объединить его в один урок. Отбираются темы учебные и отдельные разделы, которые будут составлять содержательную базу интеграции и должны быть достигнуты взаимные согласия преподавателей интегрированных дисциплин. После того, как преподаватели подбирают учебные материалы, они анализируют их и разделяют на основные и дополнительные. Основная часть материала становится системным компонентом занятия: отдельными понятиями, законами, идеями, проблемами, методами, умениями или способами деятельности. Необходимо сказать, что в интегрированном уроке должны быть дополнительные, но не дублирующие части содержания различных дисциплин, что позволяет обеспечить синхронизацию изучения, пересекающихся между тем несколькими дисциплинами, поделенными по времени.

Определение формы интеграции материала, в основном, зависит от целей урока, выбора системного компонента, то есть от того вокруг, где будет осуществляться интегрирование.

Форма интегрирования может быть:

  • предметно-образная, используемая для воссоздания более широкой и целостной картины предмета познания;

  • феноменологическая, когда происходит понятийный анализ явления составляющего это понятие и вырабатывается теоретическое поле понятия;

  • мировоззренческая, когда обоснование явления, изучаемого наукой, производится научными фактами;

  • деятельностная, в которой осуществляется процедура осмысления способов деятельности и переноса, а также применения их в новых условиях;

  • концептуальная, когда учащиеся разрабатывают новую идею, предложение, способ решения учебных задач.

На выбор влияют и содержательные компоненты интеграции, уровень развития и умения совмещения знаний из разных предметов учащимися.

4. После определения цели урока интегрируются блоки знаний, выделяются системообразующие компоненты, определяется форма интегрирования и создается сценарий занятия.


Для интегрированного урока в силу сложности требуется сценарий, не простой план или конспект. В нём участвуют несколько участников процесса обучения, различные материалы, различные методы подготовки. Для этого требуется продуманное управление процессом знания.

Способы структурирования интегрированных уроков могут различаться:

  • возможно создание интегрированного урока из мини-уроков, построенных по материалам других дисциплин;

  • можно создать полный урок с единой методикой;

  • можно создание интегрированного урока в виде серии модулей, комплексно соединяющих различные знания, способности, умения.

Изучение методической разработки интегрированного урока дает возможность выделить такие этапы уроков: организационный этап; совместная целеполагающая и мотивационная деятельность обучающихся; комплексная разработка опорных образовательных знаний учащихся.

Характерная особенность этого этапа заключается в актуализации знаний по всей интегрированной дисциплине, в этом этапе не должно быть больше десяти минут, для подготовки к ней требуется особое внимание преподавателя;

5. Рефлексия занятия, оценка результатов деятельности учащихся.

Основные этапы интегрированного занятия зависят от образовательной цели и вида конкретного занятия, но так как интегрированное занятие является наиболее частым уроком систематизации, обобщения умений и знаний учащихся, основной его этап – обобщение и систематизация.

На данном этапе осуществляется не только обмен, синтез, комплексное использование знаний, а развитие, обогащение связей, развитие способности обучающихся продуцировать новые знания на их базе.

Отличия структуры интегрированного урока от обычного:

1) предельная четкость, компактность, сжатость учебных материалов;

2) логическая взаимосвязь материала;

3) большая информативная емкость учебных материалов, используемых в уроке [Криволапова].

Для подготовки интегрированного занятия можно привлечь обучающихся, дать им задание (написать реферат, оформить иллюстрацию, приготовить доклады, сообщения, презентации). Важнейшая роль в подготовке – учебное и техническое обеспечение.

Проведение интегрированного занятия:

Продолжительность может отличаться. Но наиболее часто для этого используются несколько занятий, объединенных в одно.



Среди разных методов наиболее частым образом используются диалоги. Диалог может быть и между учителями, рассматривающими определенную задачу или явления с разных сторон, и между учителями и учащимися, приводящими новые сведения из жизни. В диалоге могут быть выступления учеников с раскрытием конкретных вопросов.

Большая эффективность позволяет использовать на уроке дифференцированные интегрированные задачи, особенностью которых является синтез знаний, умений из различных научных направлений, связанных с изучением одного и того же вопроса. Обычно, интегрированные задачи разрабатываются в виде межпредметных, межцикловых или связанных между теорией и личного опыта учащихся.

Одним из видов интегрированных заданий могут выступать меж-дисциплинарные проекты, предполагающие использование знаний по двум и болев дисциплинам, а также метапредметные (внепредметные) проекты, выполняемые на стыках областей знаний и выходящие за рамки изучаемых дисциплин.

Выполненные разные интегрированные задачи позволяют перейти от формального изучения вопроса, сменить план изучения, усилить понимание, синтезировать материал, систематизировать полученные знания.

Интегрированные уроки нередко проводятся в нестандартных формах: урок с ведущим специалистом из определенной области, конференция, конкурс, имитация и т.д.

Обобщая вышеизложенное, мы отмечаем, что эффективное проведение интегрированных занятий требуют данных условий:

1. совместимость преподавателей;

2. четкого определения содержания, системы интеграции, задач, требующих осуществления междисциплинарных связей;

3. наличие плана занятия;

4. активизации учащихся на каждом этапе занятия;;

5. интегрированные задачи, способствующие развитию практических умений и навыков;

4. интегрированные задачи, требующие обобщения, обсуждения знаний, методов действий для развития практических умений и навыков;

5. профессиональное мастерство преподавателей.

В учебном процессе интегрированное занятие обладает значительными преимуществами:

1. значительно уменьшает время для освоения учебных дисциплин;

2. помогают информационно обогатить содержание обучения, включая интересные взаимодополняемые материалы; ;

3. повышение уровня знаний в дисциплине, проявляемого в системном, глубинном усвоении; « комбинировать известные способы деятельности и новые, видеть новые функции объекта» [Ужан, с. 90];


4. повышают мотивацию учеников к предметам;

5. способствуют снижению напряжения, усталости, поддерживает позитивный эмоциональный фон;

6. укрепление сотрудничества преподавателей, стимулирует сплоченность педагогических коллективов;

7. возможность для проявления личных качеств.

    1. Проблемы интеграции на уроках в школе



Содержание обучения в настоящее время делится на отдельные предметы обучения. Это дает возможность ученику самостоятельно изучать школьные дисциплины, но ему не всегда удаётся реализовать принцип междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, поскольку осмысление целого, когда есть пробелы в одном или ином предмете, невозможно. В результате учащийся не может воспринимать и понимать отдельной учебной дисциплины.

Но в то же время учителя отмечают ряд проблем, которые снижают эффективность интегрированного урока:

1. Обычная установка учащихся на получение от одного из источников достоверных сведений;

2. длительная подготовка, не возможность частого проведения;

3. нехватка времени (большая часть уделяется освоению учениками действий в соответствии с установленными образцами, алгоритмами);

4. методика проведения бинарных уроков недостаточно развита;

5. сложная регулировка организационных аспектов;

Но, не смотря на все трудности, мы считаем, что проведение таких занятий – актуальное и перспективное направление организации учебного процесса.

При рассмотрении проблемы интеграции образовательных предметов с точки зрения их практического действия стоит учитывать, что это не механический процесс, а интеграция образовательных уроков - не случайная взаимосвязь отдельных дисциплин. Поскольку объединение двух или нескольких дисциплин может нарушить логическую и внутреннюю преемственность дисциплины, основанной на которой будет осуществляться интеграция. Также необходимо учесть, что содержимое предметов, подлежащих интеграции должно быть на одном уровне информации [7, c. 22].
Интеграция – это не просто перевод знаний и действий, которые усваиваются учениками из одной темы в другую, чтобы устранить утомительные повторные объяснения того, что детям уже знакомо. Такой процесс, как правило, называется использованием внутри- и меж-предметной связи в образовании, является проявлением тенденций и предпосылок для будущей интеграции [8 с. 22]. Интеграция образовательных предметов является созданием нового, исходя из выявленного однотипного элемента и части во множестве различных образовательных предметах, а затем приспособлением этого элемента и части к не существовавшему ранее единому целою.


Глава 2. Реализация интегрированных уроков литературы и истории



На примере интегрированного урока литературы и истории на тему: "Отражение истории в литературном процессе 1920-х годов".

Целью урока является обмен и интегрирование знаний учащихся о эпизодах 20-го века как главных событий XX в. в России через анализ литературы 20-го века на примере творчества и судьбы поэтов О.Мандельштама и Н.Гумилева и М.Цветаевой.

Задачи урока:

1. Обобщение знаний о событиях 20 века в России. Узнать взгляды и представления поэтов о политическом мире 20-х гг. (особенности эпохи в предмете история).

2. Улучшение у обучающихся анализа произведений и исторических событий, расширение картины мира учащихся.

3. Просвещение гражданской и патриотической позиции; воспитание художественного вкуса.

Форма: литературно – исторический сборник.

Методы и приемы: фронтальная беседа, выразительное чтение, индивидуальная и групповая работа, опережающее задание, «Свободный микрофон».

На урок отводится два академических часа.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап:


Создается атмосфера трагической эпохи.

Проблемный вопрос всего урока: Кто являлся врагами народа того периода?


Эпиграф: строки Ахматовой:

"И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл»

Мотивация, осмысление информации.

2. Актуализация знаний.

Первая часть литературно – исторического сборника:

Вводится понятие «враг народа». (Враг народа — термин римского права, предполагавший объявление лица вне закона и подлежащим безусловному уничтожению. Термин из Конституции СССР 1936г.)

Учащиеся, которые заранее подготовили сообщения (Первая мировая война, революция, гр.война, репрессии)

3. Включение в систему знаний с опорой на ранее изученный литературный материал


Стихотворение Ольги Романовой «Молитва».


2 часть сборника:

3 часть сборника:

4 часть сборника:

Звучит Моцарт «Реквием»

Прочтение стихотворения, написанное в ночь перед расстрелом, одной из членов семьи царя Н. Романова.
Обращение к творчеству О.Мандельштама («Мы живем, под собою не чуя страны…»).

Подвести учеников к мысли о главной теме стихотворения (описание Сталина как хозяина целой страны; внушение страха; ненависть; жестокость; главная трагедия России).

«Н.Гумилев – его трагедия» (Краткий экскурс в биографию, осн. моменты).

Раздача копий исторических документов (растрельные списки; дело об обвинении Гумилева).

Показ видеоролика.

Выводы: дело признано сфабрикованным, осужденные реабилитированы.
«Трагедия М.Цветаевой». Чтение её стихотворений («Не хочу ни любви, ни почестей»; «Пригвождена к позорному столбу»).

«Помните имена этих поэтов, людей огромного интеллекта, широкого кругозора, людей с большим, горячим сердцем, с огромными мечтами…».

Анализ прослушанного.
Ответы на вопросы:

1. Тема и мысль?

2. Какой создается образ?

3. Образ народа?

4.Интерпретирование финальных строк?
Подготовленное сообщение ученика о последствиях для поэта (арест и ссылка). Трагическая судьба поэта, его окончание жизни.

Изучение документов и ответы на вопросы:

1. Дело «Петроградской боевой организации»?

2. Глава организации?

3. Идея организации?
Просмотр видео стихотворения «Рабочий».

Ученики анализируют и выражают собственное мнение.
Чтение наизусть «Красной кистью рябина зажглась…».

Подготовленные сообщения (обзор судьбы поэтессы).
Обсуждение, выражение собств. мнения.

4. Обобщение и систематизация:

Обсуждение проблемного вопроса.




Анализируют термин «враг народа» в истории и литературе. Сравнивают свое восприятие творчества поэтов до и после урока.

5. Рефлексия:

Форма «Свободный микрофон».

Предлагает вопросы.

1. Подтвердились ли ваши ожидания? Какие?

2. Что для вас было интересным?

3. Что вызвало больше всего размышлений?