Добавлен: 10.12.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, от него зависит метод и технология занятия.
2. Определение целей интегрированного урока
Основные цели интегрированного занятия могут быть систематизированы и обобщены знаниями, выявлены причинные и следственные связи, обучение приемам и методам переноса знаний с одного предмета в другой; развитие умения интеллектуального синтеза, обобщения, сопоставления и установления межпредметной и универсальной связи и так далее. Также проводятся интегрированные уроки, чтобы более глубоко проникнуть в суть темы и повысить интерес обучающихся к обучения.
3. Следующим шагом является выбор материала, чтобы объединить его в один урок. Отбираются темы учебные и отдельные разделы, которые будут составлять содержательную базу интеграции и должны быть достигнуты взаимные согласия преподавателей интегрированных дисциплин. После того, как преподаватели подбирают учебные материалы, они анализируют их и разделяют на основные и дополнительные. Основная часть материала становится системным компонентом занятия: отдельными понятиями, законами, идеями, проблемами, методами, умениями или способами деятельности. Необходимо сказать, что в интегрированном уроке должны быть дополнительные, но не дублирующие части содержания различных дисциплин, что позволяет обеспечить синхронизацию изучения, пересекающихся между тем несколькими дисциплинами, поделенными по времени.
Определение формы интеграции материала, в основном, зависит от целей урока, выбора системного компонента, то есть от того вокруг, где будет осуществляться интегрирование.
Форма интегрирования может быть:
На выбор влияют и содержательные компоненты интеграции, уровень развития и умения совмещения знаний из разных предметов учащимися.
4. После определения цели урока интегрируются блоки знаний, выделяются системообразующие компоненты, определяется форма интегрирования и создается сценарий занятия.
Для интегрированного урока в силу сложности требуется сценарий, не простой план или конспект. В нём участвуют несколько участников процесса обучения, различные материалы, различные методы подготовки. Для этого требуется продуманное управление процессом знания.
Способы структурирования интегрированных уроков могут различаться:
Изучение методической разработки интегрированного урока дает возможность выделить такие этапы уроков: организационный этап; совместная целеполагающая и мотивационная деятельность обучающихся; комплексная разработка опорных образовательных знаний учащихся.
Характерная особенность этого этапа заключается в актуализации знаний по всей интегрированной дисциплине, в этом этапе не должно быть больше десяти минут, для подготовки к ней требуется особое внимание преподавателя;
5. Рефлексия занятия, оценка результатов деятельности учащихся.
Основные этапы интегрированного занятия зависят от образовательной цели и вида конкретного занятия, но так как интегрированное занятие является наиболее частым уроком систематизации, обобщения умений и знаний учащихся, основной его этап – обобщение и систематизация.
На данном этапе осуществляется не только обмен, синтез, комплексное использование знаний, а развитие, обогащение связей, развитие способности обучающихся продуцировать новые знания на их базе.
Отличия структуры интегрированного урока от обычного:
1) предельная четкость, компактность, сжатость учебных материалов;
2) логическая взаимосвязь материала;
3) большая информативная емкость учебных материалов, используемых в уроке [Криволапова].
Для подготовки интегрированного занятия можно привлечь обучающихся, дать им задание (написать реферат, оформить иллюстрацию, приготовить доклады, сообщения, презентации). Важнейшая роль в подготовке – учебное и техническое обеспечение.
Проведение интегрированного занятия:
Продолжительность может отличаться. Но наиболее часто для этого используются несколько занятий, объединенных в одно.
Среди разных методов наиболее частым образом используются диалоги. Диалог может быть и между учителями, рассматривающими определенную задачу или явления с разных сторон, и между учителями и учащимися, приводящими новые сведения из жизни. В диалоге могут быть выступления учеников с раскрытием конкретных вопросов.
Большая эффективность позволяет использовать на уроке дифференцированные интегрированные задачи, особенностью которых является синтез знаний, умений из различных научных направлений, связанных с изучением одного и того же вопроса. Обычно, интегрированные задачи разрабатываются в виде межпредметных, межцикловых или связанных между теорией и личного опыта учащихся.
Одним из видов интегрированных заданий могут выступать меж-дисциплинарные проекты, предполагающие использование знаний по двум и болев дисциплинам, а также метапредметные (внепредметные) проекты, выполняемые на стыках областей знаний и выходящие за рамки изучаемых дисциплин.
Выполненные разные интегрированные задачи позволяют перейти от формального изучения вопроса, сменить план изучения, усилить понимание, синтезировать материал, систематизировать полученные знания.
Интегрированные уроки нередко проводятся в нестандартных формах: урок с ведущим специалистом из определенной области, конференция, конкурс, имитация и т.д.
Обобщая вышеизложенное, мы отмечаем, что эффективное проведение интегрированных занятий требуют данных условий:
1. совместимость преподавателей;
2. четкого определения содержания, системы интеграции, задач, требующих осуществления междисциплинарных связей;
3. наличие плана занятия;
4. активизации учащихся на каждом этапе занятия;;
5. интегрированные задачи, способствующие развитию практических умений и навыков;
4. интегрированные задачи, требующие обобщения, обсуждения знаний, методов действий для развития практических умений и навыков;
5. профессиональное мастерство преподавателей.
В учебном процессе интегрированное занятие обладает значительными преимуществами:
1. значительно уменьшает время для освоения учебных дисциплин;
2. помогают информационно обогатить содержание обучения, включая интересные взаимодополняемые материалы; ;
3. повышение уровня знаний в дисциплине, проявляемого в системном, глубинном усвоении; « комбинировать известные способы деятельности и новые, видеть новые функции объекта» [Ужан, с. 90];
4. повышают мотивацию учеников к предметам;
5. способствуют снижению напряжения, усталости, поддерживает позитивный эмоциональный фон;
6. укрепление сотрудничества преподавателей, стимулирует сплоченность педагогических коллективов;
7. возможность для проявления личных качеств.
Содержание обучения в настоящее время делится на отдельные предметы обучения. Это дает возможность ученику самостоятельно изучать школьные дисциплины, но ему не всегда удаётся реализовать принцип междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, поскольку осмысление целого, когда есть пробелы в одном или ином предмете, невозможно. В результате учащийся не может воспринимать и понимать отдельной учебной дисциплины.
Но в то же время учителя отмечают ряд проблем, которые снижают эффективность интегрированного урока:
1. Обычная установка учащихся на получение от одного из источников достоверных сведений;
2. длительная подготовка, не возможность частого проведения;
3. нехватка времени (большая часть уделяется освоению учениками действий в соответствии с установленными образцами, алгоритмами);
4. методика проведения бинарных уроков недостаточно развита;
5. сложная регулировка организационных аспектов;
Но, не смотря на все трудности, мы считаем, что проведение таких занятий – актуальное и перспективное направление организации учебного процесса.
При рассмотрении проблемы интеграции образовательных предметов с точки зрения их практического действия стоит учитывать, что это не механический процесс, а интеграция образовательных уроков - не случайная взаимосвязь отдельных дисциплин. Поскольку объединение двух или нескольких дисциплин может нарушить логическую и внутреннюю преемственность дисциплины, основанной на которой будет осуществляться интеграция. Также необходимо учесть, что содержимое предметов, подлежащих интеграции должно быть на одном уровне информации [7, c. 22].
Интеграция – это не просто перевод знаний и действий, которые усваиваются учениками из одной темы в другую, чтобы устранить утомительные повторные объяснения того, что детям уже знакомо. Такой процесс, как правило, называется использованием внутри- и меж-предметной связи в образовании, является проявлением тенденций и предпосылок для будущей интеграции [8 с. 22]. Интеграция образовательных предметов является созданием нового, исходя из выявленного однотипного элемента и части во множестве различных образовательных предметах, а затем приспособлением этого элемента и части к не существовавшему ранее единому целою.
На примере интегрированного урока литературы и истории на тему: "Отражение истории в литературном процессе 1920-х годов".
Целью урока является обмен и интегрирование знаний учащихся о эпизодах 20-го века как главных событий XX в. в России через анализ литературы 20-го века на примере творчества и судьбы поэтов О.Мандельштама и Н.Гумилева и М.Цветаевой.
Задачи урока:
1. Обобщение знаний о событиях 20 века в России. Узнать взгляды и представления поэтов о политическом мире 20-х гг. (особенности эпохи в предмете история).
2. Улучшение у обучающихся анализа произведений и исторических событий, расширение картины мира учащихся.
3. Просвещение гражданской и патриотической позиции; воспитание художественного вкуса.
Форма: литературно – исторический сборник.
Методы и приемы: фронтальная беседа, выразительное чтение, индивидуальная и групповая работа, опережающее задание, «Свободный микрофон».
На урок отводится два академических часа.
2. Определение целей интегрированного урока
Основные цели интегрированного занятия могут быть систематизированы и обобщены знаниями, выявлены причинные и следственные связи, обучение приемам и методам переноса знаний с одного предмета в другой; развитие умения интеллектуального синтеза, обобщения, сопоставления и установления межпредметной и универсальной связи и так далее. Также проводятся интегрированные уроки, чтобы более глубоко проникнуть в суть темы и повысить интерес обучающихся к обучения.
3. Следующим шагом является выбор материала, чтобы объединить его в один урок. Отбираются темы учебные и отдельные разделы, которые будут составлять содержательную базу интеграции и должны быть достигнуты взаимные согласия преподавателей интегрированных дисциплин. После того, как преподаватели подбирают учебные материалы, они анализируют их и разделяют на основные и дополнительные. Основная часть материала становится системным компонентом занятия: отдельными понятиями, законами, идеями, проблемами, методами, умениями или способами деятельности. Необходимо сказать, что в интегрированном уроке должны быть дополнительные, но не дублирующие части содержания различных дисциплин, что позволяет обеспечить синхронизацию изучения, пересекающихся между тем несколькими дисциплинами, поделенными по времени.
Определение формы интеграции материала, в основном, зависит от целей урока, выбора системного компонента, то есть от того вокруг, где будет осуществляться интегрирование.
Форма интегрирования может быть:
-
предметно-образная, используемая для воссоздания более широкой и целостной картины предмета познания; -
феноменологическая, когда происходит понятийный анализ явления составляющего это понятие и вырабатывается теоретическое поле понятия; -
мировоззренческая, когда обоснование явления, изучаемого наукой, производится научными фактами; -
деятельностная, в которой осуществляется процедура осмысления способов деятельности и переноса, а также применения их в новых условиях; -
концептуальная, когда учащиеся разрабатывают новую идею, предложение, способ решения учебных задач.
На выбор влияют и содержательные компоненты интеграции, уровень развития и умения совмещения знаний из разных предметов учащимися.
4. После определения цели урока интегрируются блоки знаний, выделяются системообразующие компоненты, определяется форма интегрирования и создается сценарий занятия.
Для интегрированного урока в силу сложности требуется сценарий, не простой план или конспект. В нём участвуют несколько участников процесса обучения, различные материалы, различные методы подготовки. Для этого требуется продуманное управление процессом знания.
Способы структурирования интегрированных уроков могут различаться:
-
возможно создание интегрированного урока из мини-уроков, построенных по материалам других дисциплин; -
можно создать полный урок с единой методикой; -
можно создание интегрированного урока в виде серии модулей, комплексно соединяющих различные знания, способности, умения.
Изучение методической разработки интегрированного урока дает возможность выделить такие этапы уроков: организационный этап; совместная целеполагающая и мотивационная деятельность обучающихся; комплексная разработка опорных образовательных знаний учащихся.
Характерная особенность этого этапа заключается в актуализации знаний по всей интегрированной дисциплине, в этом этапе не должно быть больше десяти минут, для подготовки к ней требуется особое внимание преподавателя;
5. Рефлексия занятия, оценка результатов деятельности учащихся.
Основные этапы интегрированного занятия зависят от образовательной цели и вида конкретного занятия, но так как интегрированное занятие является наиболее частым уроком систематизации, обобщения умений и знаний учащихся, основной его этап – обобщение и систематизация.
На данном этапе осуществляется не только обмен, синтез, комплексное использование знаний, а развитие, обогащение связей, развитие способности обучающихся продуцировать новые знания на их базе.
Отличия структуры интегрированного урока от обычного:
1) предельная четкость, компактность, сжатость учебных материалов;
2) логическая взаимосвязь материала;
3) большая информативная емкость учебных материалов, используемых в уроке [Криволапова].
Для подготовки интегрированного занятия можно привлечь обучающихся, дать им задание (написать реферат, оформить иллюстрацию, приготовить доклады, сообщения, презентации). Важнейшая роль в подготовке – учебное и техническое обеспечение.
Проведение интегрированного занятия:
Продолжительность может отличаться. Но наиболее часто для этого используются несколько занятий, объединенных в одно.
Среди разных методов наиболее частым образом используются диалоги. Диалог может быть и между учителями, рассматривающими определенную задачу или явления с разных сторон, и между учителями и учащимися, приводящими новые сведения из жизни. В диалоге могут быть выступления учеников с раскрытием конкретных вопросов.
Большая эффективность позволяет использовать на уроке дифференцированные интегрированные задачи, особенностью которых является синтез знаний, умений из различных научных направлений, связанных с изучением одного и того же вопроса. Обычно, интегрированные задачи разрабатываются в виде межпредметных, межцикловых или связанных между теорией и личного опыта учащихся.
Одним из видов интегрированных заданий могут выступать меж-дисциплинарные проекты, предполагающие использование знаний по двум и болев дисциплинам, а также метапредметные (внепредметные) проекты, выполняемые на стыках областей знаний и выходящие за рамки изучаемых дисциплин.
Выполненные разные интегрированные задачи позволяют перейти от формального изучения вопроса, сменить план изучения, усилить понимание, синтезировать материал, систематизировать полученные знания.
Интегрированные уроки нередко проводятся в нестандартных формах: урок с ведущим специалистом из определенной области, конференция, конкурс, имитация и т.д.
Обобщая вышеизложенное, мы отмечаем, что эффективное проведение интегрированных занятий требуют данных условий:
1. совместимость преподавателей;
2. четкого определения содержания, системы интеграции, задач, требующих осуществления междисциплинарных связей;
3. наличие плана занятия;
4. активизации учащихся на каждом этапе занятия;;
5. интегрированные задачи, способствующие развитию практических умений и навыков;
4. интегрированные задачи, требующие обобщения, обсуждения знаний, методов действий для развития практических умений и навыков;
5. профессиональное мастерство преподавателей.
В учебном процессе интегрированное занятие обладает значительными преимуществами:
1. значительно уменьшает время для освоения учебных дисциплин;
2. помогают информационно обогатить содержание обучения, включая интересные взаимодополняемые материалы; ;
3. повышение уровня знаний в дисциплине, проявляемого в системном, глубинном усвоении; « комбинировать известные способы деятельности и новые, видеть новые функции объекта» [Ужан, с. 90];
4. повышают мотивацию учеников к предметам;
5. способствуют снижению напряжения, усталости, поддерживает позитивный эмоциональный фон;
6. укрепление сотрудничества преподавателей, стимулирует сплоченность педагогических коллективов;
7. возможность для проявления личных качеств.
-
Проблемы интеграции на уроках в школе
Содержание обучения в настоящее время делится на отдельные предметы обучения. Это дает возможность ученику самостоятельно изучать школьные дисциплины, но ему не всегда удаётся реализовать принцип междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, поскольку осмысление целого, когда есть пробелы в одном или ином предмете, невозможно. В результате учащийся не может воспринимать и понимать отдельной учебной дисциплины.
Но в то же время учителя отмечают ряд проблем, которые снижают эффективность интегрированного урока:
1. Обычная установка учащихся на получение от одного из источников достоверных сведений;
2. длительная подготовка, не возможность частого проведения;
3. нехватка времени (большая часть уделяется освоению учениками действий в соответствии с установленными образцами, алгоритмами);
4. методика проведения бинарных уроков недостаточно развита;
5. сложная регулировка организационных аспектов;
Но, не смотря на все трудности, мы считаем, что проведение таких занятий – актуальное и перспективное направление организации учебного процесса.
При рассмотрении проблемы интеграции образовательных предметов с точки зрения их практического действия стоит учитывать, что это не механический процесс, а интеграция образовательных уроков - не случайная взаимосвязь отдельных дисциплин. Поскольку объединение двух или нескольких дисциплин может нарушить логическую и внутреннюю преемственность дисциплины, основанной на которой будет осуществляться интеграция. Также необходимо учесть, что содержимое предметов, подлежащих интеграции должно быть на одном уровне информации [7, c. 22].
Интеграция – это не просто перевод знаний и действий, которые усваиваются учениками из одной темы в другую, чтобы устранить утомительные повторные объяснения того, что детям уже знакомо. Такой процесс, как правило, называется использованием внутри- и меж-предметной связи в образовании, является проявлением тенденций и предпосылок для будущей интеграции [8 с. 22]. Интеграция образовательных предметов является созданием нового, исходя из выявленного однотипного элемента и части во множестве различных образовательных предметах, а затем приспособлением этого элемента и части к не существовавшему ранее единому целою.
Глава 2. Реализация интегрированных уроков литературы и истории
На примере интегрированного урока литературы и истории на тему: "Отражение истории в литературном процессе 1920-х годов".
Целью урока является обмен и интегрирование знаний учащихся о эпизодах 20-го века как главных событий XX в. в России через анализ литературы 20-го века на примере творчества и судьбы поэтов О.Мандельштама и Н.Гумилева и М.Цветаевой.
Задачи урока:
1. Обобщение знаний о событиях 20 века в России. Узнать взгляды и представления поэтов о политическом мире 20-х гг. (особенности эпохи в предмете история).
2. Улучшение у обучающихся анализа произведений и исторических событий, расширение картины мира учащихся.
3. Просвещение гражданской и патриотической позиции; воспитание художественного вкуса.
Форма: литературно – исторический сборник.
Методы и приемы: фронтальная беседа, выразительное чтение, индивидуальная и групповая работа, опережающее задание, «Свободный микрофон».
На урок отводится два академических часа.
Этапы урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап: | Создается атмосфера трагической эпохи. Проблемный вопрос всего урока: Кто являлся врагами народа того периода? | Эпиграф: строки Ахматовой: "И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл» | Мотивация, осмысление информации. |
2. Актуализация знаний. | Первая часть литературно – исторического сборника: | Вводится понятие «враг народа». (Враг народа — термин римского права, предполагавший объявление лица вне закона и подлежащим безусловному уничтожению. Термин из Конституции СССР 1936г.) | Учащиеся, которые заранее подготовили сообщения (Первая мировая война, революция, гр.война, репрессии) |
3. Включение в систему знаний с опорой на ранее изученный литературный материал | Стихотворение Ольги Романовой «Молитва». 2 часть сборника: 3 часть сборника: 4 часть сборника: Звучит Моцарт «Реквием» | Прочтение стихотворения, написанное в ночь перед расстрелом, одной из членов семьи царя Н. Романова. Обращение к творчеству О.Мандельштама («Мы живем, под собою не чуя страны…»). Подвести учеников к мысли о главной теме стихотворения (описание Сталина как хозяина целой страны; внушение страха; ненависть; жестокость; главная трагедия России). «Н.Гумилев – его трагедия» (Краткий экскурс в биографию, осн. моменты). Раздача копий исторических документов (растрельные списки; дело об обвинении Гумилева). Показ видеоролика. Выводы: дело признано сфабрикованным, осужденные реабилитированы. «Трагедия М.Цветаевой». Чтение её стихотворений («Не хочу ни любви, ни почестей»; «Пригвождена к позорному столбу»). «Помните имена этих поэтов, людей огромного интеллекта, широкого кругозора, людей с большим, горячим сердцем, с огромными мечтами…». | Анализ прослушанного. Ответы на вопросы: 1. Тема и мысль? 2. Какой создается образ? 3. Образ народа? 4.Интерпретирование финальных строк? Подготовленное сообщение ученика о последствиях для поэта (арест и ссылка). Трагическая судьба поэта, его окончание жизни. Изучение документов и ответы на вопросы: 1. Дело «Петроградской боевой организации»? 2. Глава организации? 3. Идея организации? Просмотр видео стихотворения «Рабочий». Ученики анализируют и выражают собственное мнение. Чтение наизусть «Красной кистью рябина зажглась…». Подготовленные сообщения (обзор судьбы поэтессы). Обсуждение, выражение собств. мнения. |
4. Обобщение и систематизация: | Обсуждение проблемного вопроса. | | Анализируют термин «враг народа» в истории и литературе. Сравнивают свое восприятие творчества поэтов до и после урока. |
5. Рефлексия: | Форма «Свободный микрофон». | Предлагает вопросы. | 1. Подтвердились ли ваши ожидания? Какие? 2. Что для вас было интересным? 3. Что вызвало больше всего размышлений? |