Файл: Развитие словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи выпускная квалификационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра дефектологии

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

выпускная квалификационная работа

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направленность образовательной программы

«Логопедия»


Руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дефектологии

Хмелькова Е.В.

Подпись: ______________________

Выполнил:

студент группы СДОб-5701-51-20

Нозикова Д.Е


Подпись: ______________________


Киров

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8

1.1Понятие «словарного запаса» и его становления в онтогенезе 8

1.2Научно-методические подходы к развитию словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи 25

Рисунок 1- Уровень развития словаря 43

Рисунок 2- Уровень развития словаря 45

ВВЕДЕНИЕ


В настоящие время важнейшей частью языковой системы является лексика, а признаком высокого уровня развития речи богатство словаря.

Словарь (лексикон) – слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значением слов.

Выделяют активный и пассивный словарь: под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребёнку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным – часть
словарного состава языка, которая регулярно и свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.

Важнейшим этапом речевого развития ребёнка является развитие лексической стороны его речи длительный процесс качественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Словарь, обеспечивая содержательную сторону речи, играет чрезвычайно важную роль в формировании познавательной и мыслительной деятельности человека.

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова отмечают, что развитие словаря ребёнка тесно связано как с развитием мышления и других психических процессов, и с развитием всех компонентов речи: грамматического строя речи и фонетико- фонематического.

Под общим недоразвитием речи понимаются такие формы речевой патологии, встречающиеся у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой функциональной системы: лексики, грамматики, фонетики.

В настоящее время актуальной проблемой является развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи различного генеза отмечается ограниченный словарный запас и своеобразие

его использования.

Р.И. Лалаева отмечает, что одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи является более значительное, по сравнению с нормой, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. У детей с общим недоразвитием речи также отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой.

Специалисты отмечают, что при недостаточном уровне словаря развитие речи ребёнка существенно затрудняется. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребёнка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дошкольники с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности. Именно поэтому развитие словаря ребёнка необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему обучению в школе. Обогащение словарного запаса является также необходимым условием для развития коммуникативных умений старших дошкольников и коррекции речевых нарушений.

Цель работы: теоретически обосновать, разработать эффективный комплекс дидактических игр по развитию словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи и оценить его эффект.


Объект: логопедическая работа по развитию словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет: комплекс дидактических игр по развитию словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: логопедическая работа по развитию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективной, при условие разработки и использование комплекса дидактических игр.

Задачи:

1.Проанализировать специальную и психолингвистическую, лингвистическую литературу по теме исследования.

2.Разработать и апробировать комплекс диагностических заданий для выявления словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи.

3.Разработать комплекс дидактических игр для развития словарного запаса и применить на практике.

4.Оценить эффективность комплекса дидактических игр для развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- закономерности речевого развития ребёнка в онтогенезе (А. Н. Гвоздев, М. М. Кольцова);

- положения о единстве законов развития нормального и аномального ребёнка, о ведущей роли обучения в процессе развития (Л. С. Выготский);

- психолого-педагогическая подход классификаций речевых нарушений Р. Е. Левиной;

- представлены данные об уровнях развития словарного запаса детей экспериментальной и контрольной групп после обучающего эксперимента, которые дают возможность оценить эффективность предложенного плана проведения занятий.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез, сравнение и обобщение научной литературы); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, тестирование); методы обработки эмпирических данных (количественный и качественный анализ).

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут помочь в решении задач по развитию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи и могут использоваться в практической работе логопеда дошкольной образовательной организации.

Исследование проводилось на базе МКДОУ № 211 Кировская область, город Киров, ул. Циолковского 3 А.

В исследовании приняли участие 15 дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений