Файл: Развитие словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
-
Понятие «словарного запаса» и его становления в онтогенезе
Словарный запас – это совокупность слов, как обозначение предметов, явлений и понятий, которыми владеет человек, образующие eгo словарный состав, или лексику. Различают два типа словарного запаса: активный и пассивный. Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнает пpи чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз. Русский язык насчитывает около 500 тысяч слов. Haибoлee употребительными слова, согласно «Частотному словарю русского языка» под редакцией Л. H. 3acopинoй — являются около 30 тысяч слов, a наибольшую частоту имеют чуть более 6 тысяч слов, покрывающих более 90 % обработанных пpи составлении словаря текстов. Под современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек c высшим образованием знает порядка 10000 слов, эрудиты до 50 тыс. слов.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных, занимающихся изучением детей с речевыми нарушениями, проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка.
Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Изучением развития словарного запаса дошкольников занимались такие учёные, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин. В трудах учёных логопедического направления Ж.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.И. Чиркина и др.
По мнению Д.Б. Эльконина, факторами, способствующими развитию лексики, являются:
1. Развитие представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.
2. Речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.
3. Социальная среда, в которой воспитывается ребенок [38]
Л.И. Белякова, обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей от 0 до 5 лет, свидетельствует:
0 – 1,5 месяца жизни – период интенсивного интонационного обогащения крика, что совпадает с развитием динамических изменений тонуса мышц тела.
1,5 – 2,5 месяца жизни – специфические голосовые реакции в виде гуления, что совпадало с началом удержания головы вертикально.
На 5 – м месяце жизни появлялись лепетные звуки одновременно с формированием функции сидения.
В возрасте 7 месяцев наблюдались также явления, когда дети в течение 2 – 4 минут повторяли один и тот же открытый слог.
К концу 12 – го месяца – началу 2 – го года жизни у большинства детей появились первые слова, в это же время они обучились ходить, у них начинала развиваться манипулятивная деятельность рук. У 20% детей первые слова появились в возрасте 8 – 9 месяцев.
16–20 месяцев жизни – словарь пополнялся особенно эффективно.
18–22 месяца жизни – у большинства обследованных детей формировалась элементарная фразовая речь [3].
По данным С.Н. Цейтлин рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: в год ребенок произносит в среднем 3 слова, в 1 г.3 мес. – 19 слов, в 1 г.6 мес. – 22 слова, в 1 г.9 мес. – 118 слов. Словарь ребенка представлен в двух аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) и активный словарь (экспрессивная лексика). Переход от доречевой стадии к первым словам – серьезнейший период в речевом развитии ребенка. К этому времени в его пассивном лексиконе насчитывается примерно 50-70 слов. Слово попадает в активный лексикон, когда ребенок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и достаточно длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе. Если до 1 г.8 мес. активный словарь пополняется достаточно плавно (по 6 – 7 новых слов в месяц), то в 1 г. 9 мес. у большинства детей наблюдается быстрое его увеличение, что обычно совпадает с концом периода однословных предложений и переходом к двухсловным, а затем и к многословным [36].
Ю.С. Ляховская исследовала особенности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Автор отмечает, что у детей наиболее употребительны имена существительные, обозначающие конкретные предметы (43%) и людей, глаголы, обозначающие движения, конкретные действия (23,3%)[24].
Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте от 6 до 7 лет, А.В. Захарова выделила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей:
-
существительные (мама, люди, мальчишка); -
прилагательные (маленький, большой, детский, плохой); -
глаголы (пойти, говорить, сказать).
Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей. Исследование словаря детей с точки зрения распространенности имен прилагательных показало, что на каждые 100словоупотреблений приходится в среднем лишь 8,65 % прилагательных.
Среди наиболее частотных прилагательных, регулярно повторяющихся в речи детей. А.В. Захарова выделяет прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью (маленький, большой, детский, плохой, мамин и др.). Антонимы из самых употребительных семантических групп: обозначение размера (маленький - большой), оценки (хороший - плохой).
Слова с ослабленной конкретностью (настоящий, разный, общий); слова, входящие в словосочетания (детский сад, Новый год). Важное место среди групп прилагательных детского словаря занимают местоименные прилагательные.
В общем списке самая высокая частотность отмечается у таких местоименных прилагательных, как: такой, который, этот, свои, всякий, наш, весь, каждый, мой, самый. При анализе речи детей от 6 до 7 лет выявляется более 40 прилагательных, употребляемых детьми для обозначения цвета.
Прилагательные этой группы в речи детей оказались более распространенными, чем в речи взрослых. Чаще всего в речи детей этого возраста представлены прилагательные черный, красный, белый, синий [15].
Л.Н. Ефименкова анализируя словарь детей дошкольного возраста, отмечает преобладание отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных. [11].
Е.Ф. Архипова характеризует качественный состав словарного запаса в дошкольный период:
4-й год жизни – словарь пополняется названиями действий и предметов, с которыми дети сталкиваются в быту: части тела у животных и человека, предметы обихода, некоторые цвета, формы, физические качества, свойства действий. Появляется способность обозначать определенным словом группу предметов. Дети знают определенные материалы, их качества и свойства, умеют обозначать ориентиры во времени и пространстве;
5-й год жизни – активное использование названий предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы;
6-й год жизни – дифференцированные по степени выраженности качества и свойства, расширяются знания, формируются видовые и родовые понятия;
7-й год жизни – подбор антонимов и синонимов к словосочетаниям, усвоение многозначности слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор, родственных слов [1].
Таким образом, по мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
1.2 Характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и особенности их речевого развития
Увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, внимания, воображения и восприятия. Ребенок с богатым словарным запасом легче общается с окружающими, лучше адаптируется в обществе и реализуется в жизни. Поэтому развивать активный словарь необходимо в дошкольном детстве для успешной реализации в будущем.
Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Его основоположником в дошкольной логопедии в России стала Левина Р.Е. и коллектив сотрудников научно-исследовательского института дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.). Под ОНР понимаются речевые расстройства различной сложности, которые влекут за собой нарушения всей речевой системы детей, как в отношении смысловой, так и звуковой стороны, но при этом слух и интеллект соответствуют возрастной норме [18].
Изучением развития словарного запаса дошкольников занимались такие отечественные учёные, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин. В трудах учёных логопедического направления (Ж.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.И. Чиркина и др.) при ОНР отмечается нарушение всех аспектов речи, активная и пассивная лексика отстает от нормы, что влечет за собой нарушения в общении и различных видах деятельности детей.
Р.Е. Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи, т.е. системного нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе.
Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь
, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. Так, вместо машина поехала ребенок говорит «биби», вместо пол и потолок – «ли», сопровождая речь указательным жестом, вместо дедушка – «де» и т.д.
Второй уровень – активный словарь расширяется за счет некоторых прилагательных, особенно качественных. Пояснения слов сопровождается жестами. Нередко одно название заменяется другим названием – сходным.
Отсутствует навык словотворчества и словообразования. Детям свойственно незнание частей предметов и их размеров, форм, цветов.
Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя.
В устной речи детей, находящихся на третьем уровне речевого развития, обнаруживаются отдельные аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны, чем у детей, находящихся на первом и втором уровнях развития речи[22].
В современных работах выделяется ещё и четвёртый уровень (Т.Б. Филичева), характеризующийся лёгкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения.
У детей с четвертым уровнем недоразвития речи, несмотря на разнообразный словарь, отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей и т.д. При обозначении признаков предметов используются типовые, исходные названия. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению. Дети данной категории достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывают на размер предметов, на пространственную противоположность и оценочную характеристику.
Недостаточный уровень, сформированный лексических средств, особо ярко проявляются в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением[34]. По данным В.К. Воробьевой, Л.Д. Спиридоновой у детей пяти лет с ОНР наблюдается системное нарушение всех компонентов речевой деятельности и характеризуется следующими лексическими проявлениями:
- ограниченным словарным запасом;
- наличием многочисленных словесных замен;
- использованием слов в ограниченных речевых ситуациях без учёта контекстуальных связей [5].