Файл: Развитие словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи выпускная квалификационная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Упражнение «Снежный ком»
Цель: развитие активного словаря, закрепление «новых» слов применении их в связной речи.
Детям предлагалось с «новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.
2. Усвоение значений слов путѐм включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов), противопоставления (антонимов)
• Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой). Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.
Дети вставали по кругу и, отвечая, передавали друг другу волшебную палочку.
Бой - битва, сражение. Буря - ураган, шторм. Доктор - врач.
Детвора - дети, ребята. Холод - стужа, мороз. Вежливый — любезный. Дремучий - густой, глухой. Жаркий - знойный, горячий.
Интересный - занимательный, увлекательный. Мокрый - сырой, влажный.
Пожилой - старый, дряхлый.
• Игра «Кто скажет иначе?» (с мячом).
Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.
Детям предлагалось слово, ребѐнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребѐнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово. Всем детям хотелось быть с мячом в руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним). Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать. Бороться - биться, сражаться, воевать. Бояться — пугаться, страшиться, робеть. Горевать - печалиться, грустить. Заглядеться - залюбоваться, засмотреться.
• Игра «Упрямые дети»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всѐ наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
отъехал – приехал вылетел - залетел въехал – съехал взлетел - приземлился выехал – заехал укатил - прикатил
заплыл – выплыл уплыл - приплыл
• Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребѐнок повторял еѐ, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребѐнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).
• Упражнение «Угадай слово» Образование антонимов.
Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина ...
Сосна высокая, а куст ... Пчела летает, а гусеница... Дорога широкая, а тропинка ...
Опѐнок съедобный, а мухомор ...
• Упражнение «Подбери правильно»
Цель: развивать пассивный словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию.
Образец: Густой туман. Дремучий лес.
Густой, дремучий (лес, туман); Старый, пожилой (человек, пар); Коричневый, карие (костюм, глаза); Смуглый, тѐмный (лицо, волосы); Горячий, знойный (чай, воздух).
3. Развитие словообразования
• Игра «Назови ласково
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
блюдце - овца -
собака - белка - сани - ложка - кольцо-
коса- сумка - шапка -
• Игра «Большой - маленький»
Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.
замок - мяч - стул - заяц -
ключ - яблоко - сын - апельсин -
колокол - банан -
• Игра «Кузовок»
Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку), кладите в него всѐ, что на - ок». Дошкольники подбирали слова на – ок. Выигрывал тот, кто больше называл слов (комок, теремок и т.д.).
• Упражнение « Что приготовим?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Из яблока - яблочное повидло; Из банана - банановое повидло; Из лимона - лимонный сок;
Из груши - грушевый компот; Из малины - малиновое варенье; Из грибов - грибной суп и т.д.
• Упражнение «Какой?»
Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные.
Огурец зелѐный, а помидор (какой?)...
Стул низкий, а стол (какой?)...
Слон большой, а муравей (какой?)...
• Упражнение «Что из чего?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
из соломы - из шерсти – из меха – из глины - из стекла- из картона-
из бумаги- из снега- из металла- из железа-
• Упражнение «Чей хвост? » ( Чья лапа. Чьѐ ухо.)
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
у кита —у волка — у барсука -у белки - у кошки -у утки -
у льва -у кота - у гуся -у лисы -
у петуха -у собаки -
• Упражнение «Доскажи слово»
Цель: научить детей образовывать существительные и прилагательные разными способами.
Детям читались стихи (И.Лапухина), а они догадывась, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую вторую строчку.
Жил да был весѐлый гном Он в лесу построил ... (дом). Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал ... (домик). Самый маленький гномишко
Под грибом сложил ... (домишко). Старый, мудрый гном - гномище Выстроил большой ... (домище).
Был он стар и был он сед
И большой был ... (домосед).
А за печкой за трубой Жил у гнома ... (домовой).
Очень строгий, деловитый, Аккуратный, ... (домовитый). Мох, калину, зверобой -
Всѐ из леса нѐс ... (домой).
Есть любил он суп вчерашний Пил он только квас ...(домашний). Каждый день соседи - гномы
Навещали деда ... (дома). Всех встречал радушно гном, Все любили этот ... (дом).
В комплекс упражнений можно включать литературные произведения разного жанра: поговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки.
4. Усвоение лексической сочетаемости слов Упражнение «Запомни и измени слово по образцу» Цель: учить изменять существительные по числам. 1 2 6
тетрадь тетради тетрадей лампа
кошка стул
• Упражнение «Один - много»
Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.
Это лимон, а это ….. лимоны. Это груша, а это груши.
Это яблоко, а это яблоки.
• Упражнение «Какого цвета»
Цель: учить правильно, согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.
Яблоко, майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Консультация для педагогов
«Организация и проведение дидактических игр по обогащению словаря»
Особое внимание стоит уделить дидактической игре. Использование ее на каждом занятии способствует развитию речи: ребенок легко усваивает трудные лексико-грамматические категории русого языка, постепенно в его речи появляются новые слова, эпитеты, загадки, образные выражения, сравнения и высказывания из художественных литературных произведений.
Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для проблемного ребенка эмоциональная сторона организации игры – важное условие педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игры. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Педагог должен расширять круг имеющихся в обиходе детей игр, продумывать перспективу их развития.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, особенно слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Подбор материала для дидактических игр должен определятся, задачами словарной работы. Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов подлежащих усвоению.
Для примера приведем словарные игры.
Дидактические задачи: активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы.
Игра «Подбери похожие слова»
Цель: упражнять в образовании приставочных глаголов.
Расскажите о том, кто шьет одежду и где? (Одежду шьют на фабрике, в ателье)
Уточните значение каждого приставочного глагола:
Шить, сшить, обшить, ушить, подшить, перешить, пришить, зашить. Шить, сшить – (платье, костюм)
Обшить – (всем членам семьи сшить одежду)
Ушить – (сделать одежду меньше)
Подшить – (низ юбки)
Пришить – (пуговицу, подкладку к шубе рукав к пальто)
Зашить – (разорванный карман, подкладку, швы, дырку)
Вышить – (цветок, веточку – сделать аппликацию на кофте)
Игра «Что лишнее?»
Цель: учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
Пальто, платье, свитер, валенки (валенки) Брюки, шорты, кофта, джинсы (кофта) Ботинки, кроссовки, носки, туфли (носки)
Шуба, пальто, майка, дубленка (майка) Фрак, смокинг, платье, пижама (пижама) Кеды, туфли, кроссовки, чешки (туфли) Панама, шляпа, шарф, кепка (шарф)
Игра «Какие бывают головные уборы»
Цель: учить подбирать имена прилагательные.
Головные уборы (какие бывают): зимние, летние, осенние, весенние, сезонные, осенне-весенние; кожаные, меховые; теплые, легкие.
Составление рассказов по плану
Составьте рассказ о каком-либо предмете одежды. План рассказа:
1. Название предмета одежды. Что это? (Головной убор, одежда или обувь.)
2. Какого цвета?
3. Из каких частей состоит? Описать часть одежды по выбору. (Воротник, манжеты, планки, рукава, пуговицы, молния, кнопки, пояс, карман, капюшон, застежка).
Известно, что игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми.