ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 553
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Кафедра управления персоналом
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
____________С.О. Снисаренко
«____» _____________ 2014 г.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
по учебной дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
Для всех направлений подготовки
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения Заочная
Санкт-Петербург
2014
-
Предмет философии. Своеобразие философского познания. -
Философия как категориальная рефлексия, ее роль в самоопределении личности. -
Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. -
Основные и неосновные функции философии. -
Зарождение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки. -
Первоначала философии в Индии, Египте, Китае. -
Античная философия Греции и Рима, ее роль в становлении европейской духовной традиции. -
Спор об «универсалиях» в средневековой философии. Реализм и номинализм. -
Философия эпохи Возрождения -
Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени. -
Русская философия, ее истоки, особенности направления и этапы исторического развития. -
Классическая немецкая философия. -
Предмет и особенности диалектико-материалистической философии марксизма. -
Основные течения философии ХХ-ХХI веков. -
Развитие мира как совокупной реальной природы, общества и человека. Современное понимание их единства -
Понятие бытия и его философский смысл. -
Основные формы и уровни бытия. -
Движение и развитие как основные атрибуты бытия. -
Категории, законы и принципы материалистической диалектики как выражение общей теории развития и универсальной взаимосвязи всего сущего. -
Понятие пространства и времени в философии, их сущность и основные свойства. -
Проблема происхождения, эволюции и сущности сознания. -
Структура и основные функции сознания -
Мышление и язык. Значение и смысл, знак и символ. -
Сущность познания, его ступени и формы -
Многообразие видов и форм знания, его компоненты, аспекты и уровни. -
Учение об истине. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность. -
Научное познание и его специфические признаки. -
Эмпирические и теоретические методы научного познания. -
Формы и логика научного познания. -
Творчество как феномен познания и деятельности человека. -
Специфика гуманитарных наук. Основания разделения наук на науки о природе и науки о духе (гуманитарные наук). -
Особенности научного эксперимента в социальных и гуманитарных науках -
Философское мировоззрение и научные картины мира. -
Научные революции и смена типов рациональности. -
Религиозная картина мира, ее специфика. -
Общество как саморазвивающаяся система. Основные элементы общества. -
Основные сферы общественной жизни и диалектика их взаимодействия. -
Ценности, их природа и роль в жизни человека и общества. -
Проблема взаимосвязи научных, философских и религиозных ценностей в формировании мировоззрения личности в современных условиях. -
Развитие общества как исторический процесс. Диалектика объективного и субъективного в истории. -
Личность и массы в истории. -
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. -
Насилие и ненасилие в истории. -
Философия о сущности человека. -
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». -
Смысл бытия человека и проблемы смерти и бессмертия. -
Свобода личности, ее сущность, формы и условия реализации -
Социальная ответственность личности, ее сущность и формы -
Культура как продукт жизнедеятельности человека и общества. -
Материальная культура и производственная деятельность человека. -
Духовная культура и духовная жизнь человека и общества, их взаимосвязь. -
Человек как творец и произведение культуры. -
Социальные функции культуры. -
Мировая цивилизация в ХХI веке: глобальные проблемы и пути их решения. -
Основные тенденции развития современного мира -
Глобальные экологические последствия деятельности человека. -
Информатизация общества, компьютеризация материального и духовного производства. -
Проблема выживания и устойчивого развития человечества -
Основные теоретико-методологические подходы к осмыслению взаимосвязи общества и природы. -
Будущее человечества: прогнозы и сценарии.
Доцент кафедры В.А.Микляев
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Кафедра управления персоналом
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
____________С.О. Снисаренко
«____» _____________ 2014 г.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
по учебной дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
Для всех направлений подготовки
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения Заочная
Санкт-Петербург
2014
Тема 1.1. Философия как мировоззрение и культура мышления
(ОК-1)
1. Первой исторически сформировавшейся целостной системой мировоззрения была______________________________________ .
2. Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка на русский означает:
-
«языкознание»; -
«сила ума»; -
«любовь к мудрости»; -
«стремление к мудрости».
3. Философия отличается от мифологии и религии:
-
образностью представлений; -
признанием сверхъестественных сил; -
рационально-теоретическим представлением о мире;
г) признанием неких истин на веру
4. Философию от науки отличает:
-
функция получения точного знания; -
объективная картина мира, включающая человека в качестве его элемента; -
категориальная рефлексия над мировоззрением и любыми человеческими знаниями; -
использование логических форм мышления.
5. Предметом философии является:
-
законы природы; -
человек и его место в мире; -
универсальные законы бытия природы, общества, человека и фундаментальные принципы отношения человека к миру; -
законы истории и общества.
6.Философия по сути – это:
-
мудрость вообще; -
умозрительное конструирование; -
совокупность всевозможных ценностей и норм человеческой жизни; -
система теоретически обоснованных воззрений на мир, на место и роль человека в нем.
7. Установите последовательность в развитии материализма
-
Антропологический материализм Фейербаха -
Метафизический материализм Спинозы -
Диалектический материализм Маркса, Энгельса -
Атомизм Демокрита -
Механистический материализм Дидро, Гельвеция
8. Установите соответствие понятия и его определения.
Детерминизм | философское направление, которое исходит из первичности духовного по отношению к материальному |
Идеализм | философское направление, которое исходит из первичности материального по отношению к духовному |
Материализм | философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности человека и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения |
Гуманизм | философское учение об объективной закономерной причинно-следственной связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира |
9. Метафизика — это ______________________
10. Установите последовательность в развитии идеализма.
-
объективный идеализм Платона -
схоластический реализм Ансельма Кентерберийского -
монадология Лейбница -
трансцендентальный идеализм Канта -
абсолютный идеализм Гегеля
Тема 1.2. Основные этапы развития мировой философской мысли (ОК-1,ОК-4, ОК-13)
-
Философия возникла в:
-
XVII-XV вв до н.э.; -
VII-VI вв до н.э.; -
V-VI вв н.э.; -
XVII-XVIII вв н.э.
-
Укажите древнекитайское религиозно-философское учение:
-
джайнизм; -
буддизм; -
конфуцианство; -
йога.
3. Установите соответствие между философской школой и её представителями
Афинская | Фалес, Анаксимен, Анаксимандр |
Милетская | Ксенофан, Парменид, Зеноня |
Элеатская | Сократ, Платон, Аристотель |
4.В какой исторической последовательности жили три великих античных философа:
-
Аристотель, Платон, Сократ; -
Платон, Аристотель, Сократ; -
Сократ, Платон, Аристотель; -
Сократ, Аристотель, Платон.
5.Впервые в центр философии ставит проблемы человека как морального существа:
-
Демокрит; -
Сократ; -
Гераклит; -
Платон
6. Представителем эмпиризма философии нового времени был:
-
Бэкон; -
Декарт; -
Спиноза; -
Гоббс
7. Установите соответствие философа и эпохи.
Августин Блаженный | Новое время |
Николай Кузанский | Средневековье |
Кант | Возрождение |
Платон | Античность |
8. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды...
1. докритический и критический
2. логический и онтологический
3. рациональный и иррациональный
4. метафизический и диалектический
9.Назовите основную черту русской философии:
-
эмпиризм; -
рационализм; -
иррационализм; -
нравственно-религиозный характер
10. Какое философское течение XIX в. провозгласило тезис о том, что наука «сама себе» может быть философией?
-
марксизм; -
позитивизм; -
прагматизм; -
неокантианство.
Тема 1.3. Единство и развитие мира как онтологическая проблема ( ОК-4)
-
В узком смысле слова бытие это:
-
все, что существует; -
все, что существует вне человеческого сознания; -
только человеческое существование; -
все, что обладает материальностью.
-
Онтологическим принципом средневековой философии является:
-
рационализм; -
откровение; -
формализм; -
креационизм
3. Установите соответствие между разделами философии и их центральными понятиями
Онтология | Человек |
Гносеология | Практика |
Праксиология | Ценность |
Аксиология | Бытие |
Антропология | Познание |
4.Идея развития утверждается в философии в..
1) античности
2) конце XVIII – сер. XIX вв.
3) средние века
4) эпоху Возрождения
5. Установите последовательность в развитии диалектики.
3. стихийная диалектика (Гераклит)
1. идеалистическая категориальная диалектика (Платон)
4. абсолютный идеализм (Гегель)
2. диалектический материализм (Маркс, Энгельс)
6. Философская категория, обозначающая объективную реальность, познаваемую человеком и существующую независимо от его сознания, — это_________________________
7. Пространство как философская категория отражает:
-
бесконечную протяженность, вмещающую в себя всю материю; -
всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей; -
форму созерцания человеком окружающего мира, способ организации чувственных данных; -
всеобщую форму существования материальных объектов, характеризующуюся протяженностью и объемом.
8.Категория время в субстанциональной концепции выражает
-
доопытную форму мышления, организующую поток наших ощущений; -
текущую длительность, в которой все возникает и исчезает; -
всеобщую форму существования материальных объектов, характеризующуюся последовательностью и длительностью; -
внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.