Файл: Институт гуманитарных и социальных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 550

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Автором книги «Иметь или быть» является...

1) Э. Фромм

2) Ф. Энгельс

3) З. Фрейд

4) Ф. Ницше

10. Всестороннее и последовательное философское учение о противоречиях как источнике развития мира — это____________________________
Тема 1.4. Философское учение о сознании (ОК-1,ОК-4))
1.Источником содержания сознания для материалистов

выступает...

а) ощущение,

б) объективный мир,

в) мир идей,

г) бессознательное

2.Источником содержания сознания для субъективных идеалистов выступает

а) ощущение,

б) объективный мир,

в) мир идей,

г) бессознательное
3. Источником содержания сознания для объективных идеалистов выступает
а) ощущение,

б) объективный мир,

в) мир идей,

г) бессознательное

4. Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа есть

а) самосознание,

б) миропонимание,

в) суждение,

г) умозаключение

5.Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием _____
6.С позиции ___________, сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить действительность
7.Мышление и бытие являются самостоятельными и независимыми друг от друга субстанциями, утверждает

а) материализм

б)плюрализм

в)дуализм

г)пантеизм
8.Различение сознания, мышления, психики и самосознания началось в философии

а) Эпохи Возрождения

б) Новейшего времени

в) Античности

г) Средних веков
9.Неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления называются

а) эго

б) супер-эго

в) бессознательное

г) Танатос

10. Установите соответствие между категориями философии сознания и их содержанием

Ощущение

Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, ситуаций, событий, действующих в данный момент на органы чувств

Восприятие

Отображение в сознании отдельных свойств каких либо объектов

Представление

Образы предметов, ситуаций, событий, возникающие и удерживаемые в сознании вне непосредственной чувственной поддержки



Методы_и_формы_познания'>Тема 1.5. Познавательные возможности человека. Методы и формы познания (ОК-1,ОК-4, ОК-11)

1. Гносеология — это учение о...

1. ценностях, об их происхождении и сущности

2. развитии вселенной

3. бытии как таковом

4. сущности познания, о путях постижения истины
2. Гносеологическим принципом средневековой философии является:

  1. рационализм;

  2. откровение;

  3. формализм;

  4. креационизм.


3.Какое понятие Канта подчеркивает невозможность истинного, завершенного познания'

а) феномен;

б) анализ;

в) вещь-в-себе;

г) синтез.
4. Установите соответствие между видами познания, их главными ценностями и инструментами

Обыденное

Истина

Откровение

Художественное

Бог

Рациональные методы

Религиозное

Красота

Здравый смысл

Философское

Мудрость

Категориальная рефлексия

Научное

Польза

Образная выразительность


5. Научный метод, связанный с переходом от частных отдельных положений к общим выводам, это

а) дедукция;

б) диалектика;

в) индукция;

г) редукция.


  1. На ощущениях основано:

  1. чувственное познание;

  2. интуитивное познание;

  3. логическое познание;

  4. образное познание.


7. Укажите форму познания, не относящуюся к абстрактному мышлению:

  1. понятие;

  2. умозаключение;

  3. представление;

  4. суждение.


8. Истина в классической концепции – это:

  1. адекватное отражение познающим субъектом объективной реальности;

  2. соответствие наших знаний идеалу;

  3. неоспоримое утверждение;

  4. утверждение, разделяемое большинством людей.


9. Установите соответствие между уровнями и методами научного познания

Метод

Эмпирический уровень

Теоретический уровень

Идеализация







Наблюдение







Формализация







Измерение







Моделирование







Эксперимент











  1. Отметьте наиболее правильную трактовку закона в гносеологическом аспекте:

  1. утверждения, имеющие общезначимый сигнал;

  2. одно из воплощений в природе и обществе мирового разума;

  3. форма абстрактного мышления, организующего эмпирические данные;

  4. логическое выражение общих, необходимых, устойчивых, существенных, повторяющихся связей предметов и явлений мира.


Тема 1.6. Научные, философские и религиозные картины мира (ОК-1, ОК-4)
1. В какой из картин мира знания фиксируются в виде точных понятий:

  1. научной;

  2. религиозной;

  3. философской;

  4. художественной.


2.Теоцентризм — это___________________________________________
3.В какой из картин мира происходит его принципиальное удвоение:

  1. научной;

  2. религиозной;

  3. философской;

  4. художественной



4. Какая из картин мира ранее других пытается рационально его объяснить в системе категорий:

  1. научная;

  2. религиозная;

  3. философская;

  4. художественная.


5. Научная квантово-механистическая картина мира сформировалась

а) . конец ХХ в.

б). ХVII –XVIII в.в.

в) начало XI в.

г) начало ХХ в.
6.В рамках религиозной картины мира, как считал Августин Аврелий, религия — это...

а) благоговение, почитание;

б) вкус и чувство зависимости от Бесконечного;

в) восстановление связи с Богом;

г)сакрализация базовых ценностей культуры.
7. Антропный принцип в современной научной картине мира означает

а) центральное положение человека в мире

б) человек как высшая ценность познания

в) необходимое появление человека в ходе глобальной эволюции Вселенной

г) признание человека мерой всех вещей


  1. Иррациональность это признак _____________картины мира.

  2. Важнейшую роль в формировании научной картины мира сыграла

а) религия:

б) искусство;

в) философия;

г) мифология
10.Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, то есть миропонимание, называется______________
Тема 2.1. Общество как объект философского анализа (ОК-4, ОК-12)

1.Социальная философия и социология...

а) не имеют между собой границ;

б) раздел философии и конкретная наука
;

в) зародились на разных континентах: первая – в Европе, вторая – в Америке;

г) синонимы

2. Установите соответствие между сферами общественной жизни и их целевыми установками

Экономическая

Воспроизводство человека человеком

Социальная

Воспроизводство материальных благ и услуг

Политическая

Производство идей, ценностей, знаний


Духовная

Организация и применение власти


3. Какое определение общества наиболее соответствует представлению о нем, как о процессе?

  1. общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной деятельности;

  2. общество – совокупность людей, связанных определенными отношениями;

  3. общество – определенный этап в историческом развитии человечества;

  4. общество – организация людей, объединенных общими ценностями.


4.. Понятие «традиционное общество» означает:

  1. восточное общество;

  2. общество, где господствующей религией является буддизм;

  3. докапиталистическое общество;

  4. примитивное общество.


5.Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в теории К.Маркса называется:

  1. надстройкой;

  2. общественно-экономической формацией;

  3. цивилизацией;

  4. базисом.



6. Общество как саморазвивающаяся система эволюционирует благодаря

а) воздействию географической среды;

б) научным знаниям,

в) смене религиозных верований;

г) противоречиям материального производства и столкновениям интересов людей



  1. Общество с высоким уровнем политической культуры,.состоящее из независимых от государства общественных организаций: профсоюзов, гильдий, корпораций, партий, органов информации и др. называется _______




  1. Государство, где есть разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), верховенство законов, взаимная ответственность государства и каждой личности называется _____________________



  1. Целесообразную деятельность людей, направленную на освоение природы в целях удовлетворения человеческих и общественных потребностей именуют

а) работой,

б)энергией

в)трудом

г) энтропией


  1. Социальное средство хранения и передачи знаний, информации –это


а) практика

б) язык

в) труд

г) теория
Тема 2.2. Человек и исторический процесс. Социальная типология истории (ОК-4,ОК-12)
1.«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», - писал

а) Ленин

б) Сократ

в) Цицерон

г) Бердяев

2.Идея сферного подхода к обществу принадлежит

а) Диогену

б) Марксу

в) Конту

г) Шпенглеру
3. Установите последовательность формационных этапов общественного развития

-- рабовладельческое общество

— капиталистическое общество

— первобытное общество

— социалистическое общество

--- феодальное общество
4.Критерием исторического прогресса в теории «стадий роста» является:

  1. состояние морали;

  2. способ производства;

  3. уровень демократии в государстве;

  4. развитие науки и техники.


5. Приверженцем цивилизационной концепции общественного развития является:

  1. К.Маркс;

  2. У.Ростоу;

  3. Н.Данилевский;

  4. А.Тойнби



6. Приверженцем формационной концепции общественной развития является:

  1. Н.Бердяев;

  2. К.Маркс;

  3. О.Шпенглер;

  4. К.Ясперс.



7.В понятии насилия существенно важным является

а) то, что одна воля пресекает другую волю или подчиняет ее себе;

б) то, что это осуществляется путем внешне ограничивающего воздействия, физического принуждения;

в )оба момента.
8. Процесс разрыва сословно-иерархических связей и возрастания социальных возможностей человека, описанных Х. Ортегой-и-Гассетом называется

а) космополитизм;

б ) восстание масс;

в) бегство от свободы;

г) демократизация.
9.Философом, предложившим понятие «осевой эпохи» для объяснения единства мировой истории, является

а) Ясперс

б) Гоббс

в) Энгельс

г)Тойнби

10. За традиционным обществом следует индустриальное, а за индустриальным _______________
Тема 2.3. Человек как личность и смысл его бытия (ОК-4,ОК-13)
1.Человек с позиции философии – это:

  1. субъект культуры;

  2. продукт обстоятельств;

  3. образ и подобие бога;

  4. ступень развития «царства природы».