Файл: Институт гуманитарных и социальных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 546

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 4. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:

1.Как можно истолковать слова Ницше: «Бог умер»?

2.В чем заключаются особенности развития основных направлений философской мысли XX века?

3.Почему Г.-Г. Гадамер под философией понимает «историю

понятий»?

4.В чем видит предмет своего изучения феноменология?

5.В чем смысл афоризма Л. Витгенштейна: «Границы моего языка –

есть границы моего мира»?
Тема 1.3. Единство и развитие мира как онтологическая проблема

6 часов

Задания для самоподготовки:

Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины..

Задание 2. Подготовьте устное выступление по обсуждаемому кругу вопросов:

  • Основные понятия философской онтологии.

  • Понятие Бытия

  • Формы бытия.

  • Многообразие онтологий.

  • Понятие материи.

  • Уровни бытия

  • Движение и развитие

  • Категории пространства и времени в философии и науке

.

Задание 3. Начертите схему основных форм движения материи в виде усеченной трапеции. Чем она может быть завершена?

Задание 4. Заполните следующую таблицу.


Философские школы

Представления о бытии и его атрибутах



















Тема 1.4. Философское учение о сознании

6 часов.

Задания для самоподготовки:

Задание 1. . Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины

Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:

1.В чем суть проблемы сознания в философии?

2. В чем различие психики и сознания?

3.Какие психические процессы не входят в сферу сознания?

4. Каковы факторы становления человеческого сознания?

Задание 3. Начертите структуру сознания с пояснением, какие структурные компоненты обеспечивают те или иные функции сознания.


Задание 4. Заполните следующую таблицу.


Философские школы

Представления о сознании




















Тема 1.5. Познавательные возможности человека. Методы и формы познания- 10 часов.

Задания для самоподготовки:

Задание 1. . Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины..

Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:
1.Чем отличается научное знание от прочих видов знания?

2.В чем специфика метода фальсификации?

3.В чем смысл мысли Куайна о том, что все факты «нагружены

теорией»?

4.Какие методы использует изучаемая вами наука?

5.Чем, на ваш взгляд, обусловлено многообразие видов знания?

6.Должна ли философия принимать во внимание личностное,

вненаучное и т. п. знания?

7.Постоянны ли в своем содержании категории субъекта и объекта?


Задание 3. Заполните следующую таблицу.


Философские школы

Представления об истине





















Тема 1.6. Научные, философские и религиозные картины мира

- 6 часов

Задания для самоподготовки:

Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины

Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:

  1. Для какой картины мира характерно его принципиальное удвоение?

  2. Какая картина мира первой объяснила происхождение мира?

  3. Сколько научных картин мира вы знаете? Перечислите их.

  4. В чем суть научной механистической картины мира?

  5. В чем суть современной научной картины мира?

  6. Какова роль синергетики в создании современной научной картины мира?

  7. Для какой картины мира характерен мистицизм, иррационализм?

  8. В какой картине мира центральное положение занимает человек?



Задание 3. Письменно изложите одну из научных картин мира.

Задание 4. Подготовьте для обсуждения на практическом занятии реферат по рекомендуемой тематике:
1.Понятие «картина мира» в системе онтологических категорий

2.Эволюция философской картины мира: от монизма к плюрализму

3.Научные картины мира и соответствующие им типы рациональности

4.Религиозная картина мира и церковные конфессии.

Тема 2.1. Общество как объект философского анализа

-6 часов

Задания для самоподготовки

Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины

Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:


  1. Чем социальная философия отличается от социологии?

  2. Какие социально-философские концепции общества существуют?

  3. Как проявляется натурализм во взглядах на общество?

  4. Что такое технологический детерминизм ?

  5. Что такое экономический детерминизм?

  6. Можно ли в принципе объяснить общественные явления и процессы без учета интересов и действий людей?



Задание 3. Заполните следующую таблицу.


Философские школы

Представления об обществе




















Тема 2.2. Человек и исторический процесс. Социальная типология истории

- 10 часов

Задания для самоподготовки:

Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины

Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:

1. Каковы источники саморазвития общества?

2. Что человек может рассматривать в качестве объективных условий своей исторической деятельности?

3.Что человек может рассматривать в качестве субъективных условий своей исторической деятельности?

4.Почему результаты социальных действий человека не полностью совпадают с целями его деятельности?

5. Что такое историческая необходимость?


.

Задание 3. Заполните следующую таблицу.


Философские школы

Представления об истории



















Задание 4. Составить таблицу локальных цивилизаций по А.Тойнби:
Тема 2.3. Человек как личность и смысл его бытия

- 8 часов

Задания для самоподготовки:

Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины

Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:

1.В чем специфика философского (в отличии от научного)

исследования человека?

2. В чем состоит уникальность человеческого бытия?

3. Что означает тезис экзистенциализма: «Существование

предшествует сущности»?

4. Как соотносятся друг с другом категории «Я», «личность»,

«индивидуальность»?

5.Почему многие философы говорят о человеке как о тайне?

6..Что означает понятие «философская антропология»?

7..Почему смысл жизни является высшей человеческой ценностью?

Задание 3. Письменно составьте сравнительную характеристику западного и восточного типов личности
Задание 4. Заполните следующую таблицу.


Философские школы

Представления о человеке




















.

Тема 2.4. Свобода и ответственность личности

- 8 часов

Задания для самоподготовки:

Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины

Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:

1.Как различаются понятия этика, нравственность, мораль?

2.Что такое нравственные ценности?


3. В чём принципиальное тождество и различие «свободу от» и «свободу для»?.

4. Почему этику И.Канта называют этикой долга?

5.Каковы этические ценности утилитаризма, прагматизма?

6.В чем суть классической концепции ответственности?

Почему её действие не эффективно в сложноорганизованных демократических обществах?

7.В чем суть неклассической концепции ответственности?

8.В чем состоит сложность решения проблемы разделения ответственности?
Задание 3 Письменно охарактеризуйте один из трёх основных типов этики
Тема 2.5. Культура как фактор развития общества и личности

- 9 часов

Задания для самоподготовки:

Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины

Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:

1.Можно ли провести четкую границу между культурой и не-

культурой?

2. Как связано с понятием «культура» определение Кассирера о том,

что человек – это «символическое животное»?

3.Какова специфика цивилизаций Востока и Запада?

4.В чем специфика Российской цивилизации

5.Существует ли прогресс в культуре?

6. Совместима ли культура с войной, насилием?
Задание 3. Письменно составьте сравнительную характеристику российской и европейской культур, опираясь на работу Данилевского «Россия и Запад» и современные источники.
Тема 2.6. Глобализация и модернизация социального развития в современном мире

8 часов

Задания для самоподготовки

Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины

Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:

1.Каковы основные стадии развития человечества с точки зрения коэволюции природы и общества? Почему концепция коэволюции может сыграть роль методологии в решении проблем современного экологического кризиса?

2.Почему техногенное общество в XX – начале XXI вв. переживает глубокий кризис? Чем грозит этот кризис всему человечеству?

3. Каковы характерные черты кризиса техногенной цивилизации на современном этапе?

4. В чем заключаются глубинные причины глобальных проблем современности?

5.Почему в рамках доминирующей в настоящее время культурно-исторической парадигмы социальных знаний невозможно создание программы преодоления кризиса современной техногенной цивилизации?