ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 546
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 4. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:
1.Как можно истолковать слова Ницше: «Бог умер»?
2.В чем заключаются особенности развития основных направлений философской мысли XX века?
3.Почему Г.-Г. Гадамер под философией понимает «историю
понятий»?
4.В чем видит предмет своего изучения феноменология?
5.В чем смысл афоризма Л. Витгенштейна: «Границы моего языка –
есть границы моего мира»?
Тема 1.3. Единство и развитие мира как онтологическая проблема
6 часов
Задания для самоподготовки:
Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины..
Задание 2. Подготовьте устное выступление по обсуждаемому кругу вопросов:
-
Основные понятия философской онтологии. -
Понятие Бытия -
Формы бытия. -
Многообразие онтологий. -
Понятие материи. -
Уровни бытия -
Движение и развитие -
Категории пространства и времени в философии и науке
.
Задание 3. Начертите схему основных форм движения материи в виде усеченной трапеции. Чем она может быть завершена?
Задание 4. Заполните следующую таблицу.
Философские школы | Представления о бытии и его атрибутах |
| |
| |
| |
Тема 1.4. Философское учение о сознании
6 часов.
Задания для самоподготовки:
Задание 1. . Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины
Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:
1.В чем суть проблемы сознания в философии?
2. В чем различие психики и сознания?
3.Какие психические процессы не входят в сферу сознания?
4. Каковы факторы становления человеческого сознания?
Задание 3. Начертите структуру сознания с пояснением, какие структурные компоненты обеспечивают те или иные функции сознания.
Задание 4. Заполните следующую таблицу.
Философские школы | Представления о сознании |
| |
| |
| |
Тема 1.5. Познавательные возможности человека. Методы и формы познания- 10 часов.
Задания для самоподготовки:
Задание 1. . Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины..
Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:
1.Чем отличается научное знание от прочих видов знания?
2.В чем специфика метода фальсификации?
3.В чем смысл мысли Куайна о том, что все факты «нагружены
теорией»?
4.Какие методы использует изучаемая вами наука?
5.Чем, на ваш взгляд, обусловлено многообразие видов знания?
6.Должна ли философия принимать во внимание личностное,
вненаучное и т. п. знания?
7.Постоянны ли в своем содержании категории субъекта и объекта?
Задание 3. Заполните следующую таблицу.
Философские школы | Представления об истине |
| |
| |
| |
Тема 1.6. Научные, философские и религиозные картины мира
- 6 часов
Задания для самоподготовки:
Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины
Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:
-
Для какой картины мира характерно его принципиальное удвоение? -
Какая картина мира первой объяснила происхождение мира? -
Сколько научных картин мира вы знаете? Перечислите их. -
В чем суть научной механистической картины мира? -
В чем суть современной научной картины мира? -
Какова роль синергетики в создании современной научной картины мира? -
Для какой картины мира характерен мистицизм, иррационализм? -
В какой картине мира центральное положение занимает человек?
Задание 3. Письменно изложите одну из научных картин мира.
Задание 4. Подготовьте для обсуждения на практическом занятии реферат по рекомендуемой тематике:
1.Понятие «картина мира» в системе онтологических категорий
2.Эволюция философской картины мира: от монизма к плюрализму
3.Научные картины мира и соответствующие им типы рациональности
4.Религиозная картина мира и церковные конфессии.
Тема 2.1. Общество как объект философского анализа
-6 часов
Задания для самоподготовки
Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины
Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:
-
Чем социальная философия отличается от социологии? -
Какие социально-философские концепции общества существуют? -
Как проявляется натурализм во взглядах на общество? -
Что такое технологический детерминизм ? -
Что такое экономический детерминизм? -
Можно ли в принципе объяснить общественные явления и процессы без учета интересов и действий людей?
Задание 3. Заполните следующую таблицу.
Философские школы | Представления об обществе |
| |
| |
| |
Тема 2.2. Человек и исторический процесс. Социальная типология истории
- 10 часов
Задания для самоподготовки:
Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины
Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:
1. Каковы источники саморазвития общества?
2. Что человек может рассматривать в качестве объективных условий своей исторической деятельности?
3.Что человек может рассматривать в качестве субъективных условий своей исторической деятельности?
4.Почему результаты социальных действий человека не полностью совпадают с целями его деятельности?
5. Что такое историческая необходимость?
.
Задание 3. Заполните следующую таблицу.
Философские школы | Представления об истории |
| |
| |
| |
Задание 4. Составить таблицу локальных цивилизаций по А.Тойнби:
Тема 2.3. Человек как личность и смысл его бытия
- 8 часов
Задания для самоподготовки:
Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины
Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:
1.В чем специфика философского (в отличии от научного)
исследования человека?
2. В чем состоит уникальность человеческого бытия?
3. Что означает тезис экзистенциализма: «Существование
предшествует сущности»?
4. Как соотносятся друг с другом категории «Я», «личность»,
«индивидуальность»?
5.Почему многие философы говорят о человеке как о тайне?
6..Что означает понятие «философская антропология»?
7..Почему смысл жизни является высшей человеческой ценностью?
Задание 3. Письменно составьте сравнительную характеристику западного и восточного типов личности
Задание 4. Заполните следующую таблицу.
Философские школы | Представления о человеке |
| |
| |
| |
.
Тема 2.4. Свобода и ответственность личности
- 8 часов
Задания для самоподготовки:
Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины
Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:
1.Как различаются понятия этика, нравственность, мораль?
2.Что такое нравственные ценности?
3. В чём принципиальное тождество и различие «свободу от» и «свободу для»?.
4. Почему этику И.Канта называют этикой долга?
5.Каковы этические ценности утилитаризма, прагматизма?
6.В чем суть классической концепции ответственности?
Почему её действие не эффективно в сложноорганизованных демократических обществах?
7.В чем суть неклассической концепции ответственности?
8.В чем состоит сложность решения проблемы разделения ответственности?
Задание 3 Письменно охарактеризуйте один из трёх основных типов этики
Тема 2.5. Культура как фактор развития общества и личности
- 9 часов
Задания для самоподготовки:
Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины
Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:
1.Можно ли провести четкую границу между культурой и не-
культурой?
2. Как связано с понятием «культура» определение Кассирера о том,
что человек – это «символическое животное»?
3.Какова специфика цивилизаций Востока и Запада?
4.В чем специфика Российской цивилизации
5.Существует ли прогресс в культуре?
6. Совместима ли культура с войной, насилием?
Задание 3. Письменно составьте сравнительную характеристику российской и европейской культур, опираясь на работу Данилевского «Россия и Запад» и современные источники.
Тема 2.6. Глобализация и модернизация социального развития в современном мире
8 часов
Задания для самоподготовки
Задание 1. Изучите предложенные источники. Составьте глоссарий, включив в него непонятные вам термины
Задание 2. На основе изучения конспекта лекций, источников и литературы поясните:
1.Каковы основные стадии развития человечества с точки зрения коэволюции природы и общества? Почему концепция коэволюции может сыграть роль методологии в решении проблем современного экологического кризиса?
2.Почему техногенное общество в XX – начале XXI вв. переживает глубокий кризис? Чем грозит этот кризис всему человечеству?
3. Каковы характерные черты кризиса техногенной цивилизации на современном этапе?
4. В чем заключаются глубинные причины глобальных проблем современности?
5.Почему в рамках доминирующей в настоящее время культурно-исторической парадигмы социальных знаний невозможно создание программы преодоления кризиса современной техногенной цивилизации?