ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 554
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. В чем суть сценарной методологии прогнозирования будущего человечества?
Задание 3. Письменно составьте максимально полную таблицутипологии глобальных проблем современности с указанием следующих параметров
-
название -
сущность -
состояние (острота) -
последствия отказа от её решения -
возможные пути решения
Доцент кафедры В.А.Микляев
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Кафедра управления персоналом
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
____________С.О. Снисаренко
«____» _____________ 2014 г.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
по учебной дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
Для всех направлений подготовки
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения Заочная
Санкт-Петербург
2014
Тема 1.1. Философия как мировоззрение и культура мышления
(ОК-1, ОК-4):
-
В чем заключаются трудности определения понятия философии? -
Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека? -
Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время? -
Почему личностная способность каждого человека к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется? От каких условий зависит актуализация этой способности человека? -
Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблему исторического развития философии? -
Чем отличается великий мыслитель от «простого человека»? В чем заключается актуальность философии в нашу эпоху? -
Применимо ли философское знание к повседневной жизни? -
Согласны ли вы с мнением К. Ясперса о том, что философия
неизбежна для человека? Почему?
-
Какие из проблем, с которыми вы сталкиваетесь, могут быть отнесены к числу философских? -
Существуют ли мифы в современном сознании? От каких мифов, на
ваш взгляд, освободилось современное российское общество.
-
Для чего создаются философские учения? Можно ли их использовать
простому человеку?
-
Прокомментируйте представление Б. Рассела о философии как
«ничейной земле» между теологией и наукой.
-
Почему определение предмета философии само представляет собой философскую проблему
Тема 1.2. Основные этапы развития мировой философской мысли (ОК-4,ОК-13)
1.В чем смысл тезиса Парменида: «Бытие есть, а небытия нет»?
Почему учение Платона представляет собой философскую систему?
Докажите это на примерах.
2. Сопоставимы ли онтологии Платона и Аристотеля?
3. Насколько представления античной философии о мире актуальны
для наших дней?
4.В чем, по вашему мнению, смысл тезиса софиста Протагора
«Человек – есть мера всех вещей…»?
5. В каких сферах человеческой жизни добродетель и знание
находятся, на ваш взгляд, в отношении взаимозависимости?
6. Почему идеальное государство Платона нежизненно?
7.Всегда ли нравственна позиция «золотой середины»?
8. Насколько современны этические идеалы стоиков и эпикурейцев?
9.В чем состоит специфика проблематики философии Средних веков?
10. Что отличает философию периода патристики от схоластической
философии?
11. В чем суть онтологического аргумента?
12. Актуальна ли на сегодняшний день проблема универсалий?
13. В чем суть пантеистического миропонимания?
14.На какие мировоззренческие предпосылки опирается эмпиризм?
15. В чем суть номинализма Нового времени?
16. Можно ли от чувственных данных непосредственно перейти к
идеям?
17. Что означает термин «солипсизм»?
18.На какие мировоззренческие предпосылки опирается рационализм?
19. Раскройте смысл понятия «cogito» Декарта, как оно связано с
принципом методического сомнения?
20.Что означает высказывание Лейбница: «Монады не имеют окон»?
21. Почему главный труд Спинозы называется «Этика»?
22.Что означает термин «априоризм»?
23. Какую роль в философии Канта играют идеи разума?
24. В чем смысл понятия тождества субъекта и объекта?
25. Раскройте смысл высказывания Гегеля: «Все действительное
разумно, все разумное действительно».
26. Какие общие черты присущи иррационалистическим философским
учениям?
27. Допустимо ли на ваш взгляд решение философских проблем с
позиций мистицизма?
28. Что означает понятие «нигилизм»?
29.Как можно истолковать слова Ницше: «Бог умер»?
30.В чем заключаются особенности развития основных направлений философской мысли XX века?
31.Почему Г.-Г. Гадамер под философией понимает «историю
понятий»?
32.В чем видит предмет своего изучения феноменология?
33.В чем смысл афоризма Л. Витгенштейна: «Границы моего языка –
есть границы моего мира»?
Тема 1.3. Единство и развитие мира как онтологическая проблема(ОК-1, ОК-4)
1. Как соотносятся понятия «бытие», «субстанция», «материя»?
2. Можно ли говорить об объективном существовании идеального
,
оставаясь при этом материалистом?
3. Возможна ли на сегодняшний день философия Абсолюта?
5. Чем, на ваш взгляд, обусловлено многообразие онтологий?
6.В чем принципиальное различие метафизики и диалектики?
7. Какие концепции развития помимо диалектической вы знаете?
8. Назовите основные категории диалектики и онтологии..Как вы их различаете?
9. Можно ли говорить о социальном пространств, социальном времени в рамках субстанциальной концепции пространства и времени? Аргументируйте свой ответ.
10.Какие открытия в науки ХХ века подтвердили верность реляционной концепции пространства и времени?
Тема 1.4. Философское учение о сознании(ОК-1, ОК-4)
1.В чем суть проблемы сознания в философии?
2. В чем различие психики и сознания?
3.Какие психические процессы не входят в сферу сознания?
4. Каковы факторы становления человеческого сознания?
5. Почему именно взаимодействие труда, речи и социальных ограничений определило переход от психики животных к сознанию человека?
6. Каковы структурные компоненты сознания?
7.Какую функцию сознания вы считаете первостепенной: отражательную, конструктивную или регулирующую?
8.В чем смысл развития сознания ребенка путем речевого общения с ним?
9.В чем смысл развития сознания ребенка путем вовлечения его в игру?
10. Какая философская позиция рассматривает сознание как автономное царство идей, с помощью которых человек творит реальность?
Тема 1.5 . Познавательные возможности человека. Методы и формы познания(ОК-1, ОК-4,ОК-11)
-
В чем причины кризиса философии как методологии социального познания в конце XIX — начале ХХ вв.? -
Почему необходимо преодолеть разрыв между философией и наукой в современную эпоху? -
Как формируется в философии XX в. понятие «парадигма»? Что такое парадигма социального знания? -
Каковы исторические типы парадигм социального знания? Как взаимосвязаны парадигмы социального знания и идеологии? -
Какую роль в смене парадигм научного знания играет философия? -
Как были взаимосвязаны философия и социально-гуманитарные науки до конца XIX в.?
7.Чем отличается научное знание от прочих видов знания?
8. В чем специфика метода фальсификации?
9. В чем смысл мысли Куайна о том, что все факты «нагружены
теорией»?
10. Какие методы использует изучаемая вами наука?
11.Чем, на ваш взгляд, обусловлено многообразие видов знания?
12.Должна ли философия принимать во внимание личностное,
вненаучное и т. п. знания?
13. Постоянны ли в своем содержании категории субъекта и объекта?
14. Поясните высказывание В. Дильтея: «В жилах познающего субъекта,
какого конструируют Локк, Юм и Кант, течет не настоящая кровь, а
разжиженный сок разума в виде чисто мыслительной деятельности».
15. Возможно ли создание универсальной (непогрешимой) теории истины?
16.В чем суть принципа верификации?
Тема 1.6 Научные, философские и религиозные картины мира(ОК-1, ОК-4)
1.Как соотносятся понятия «мировоззрение», «миропонимание», «мироощущение»?
2. Какое из вышеприведенных понятий в наибольшей степени совпадает с понятием «картина мира»?
3.Для какой картины мира характерно его принципиальное удвоение?
4.Какая картина мира первой объяснила происхождение мира?
5.Сколько научных картин мира вы знаете? Перечислите их.
6.В чем суть научной механистической картины мира?
7. В чем суть современной научной картины мира?
8.Какова роль синергетики в создании современной научной картины мира?
9. Для какой картины мира характерен мистицизм, иррационализм?
10.В какой картине мира центральное положение занимает человек?
Тема 2.1 Общество как объект философского анализа (ОК-4,ОК-12)
1.Как вы представляете себе социальные отношения? Приведите
примеры.
2. Чем отличается понимание общества как суммы индивидов от
понимания общества как системы социальных отношений?
3. В каких сферах общественной жизни вы задействованы в данный
момент?
-
Можете ли вы сказать, что ваш труд отчужден? Почему? -
Чем социальная философия отличается от социологии? -
Какие социально-философские концепции общества вы знаете? -
Как проявляется натурализм во взглядах на общество? -
Что такое технологический детерминизм ? -
Что такое экономический детерминизм? -
Можно ли в принципе объяснить общественные явления и процессы без учета интересов и действий людей?
Тема 2.2 Человек и исторический процесс. Социальная типология истории(ОК-4,ОК-12)
1. Имеет ли, на ваш взгляд, история смысл? Что думал на этот счет К.