ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 547
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Р. Поппер?
2.В чем заключаются основные положения марксистской
концепции исторического процесса?
3.Каковы источники саморазвития общества?
4. Какие общественно-экономические формации открыл К.Маркс?
5. Являются ли синонимами слова «постиндустриальное общество», «информационное общество» , « общество знания»?
6. Что человек может рассматривать в качестве объективных условий своей исторической деятельности?
7 Что человек может рассматривать в качестве субъективных условий своей исторической деятельности?
8.Почему результаты социальных действий человека не полностью совпадают с целями его деятельности?
9. Что такое историческая необходимость?
.
Тема 2.3 Человек как личность и смысл его бытия (ОК-4,ОК-12)
1.В чем специфика философского (в отличии от научного)
исследования человека?
2. В чем, на ваш взгляд, состоит уникальность человеческого бытия?
3. Что означает тезис экзистенциализма: «Существование
предшествует сущности»?
4. Как соотносятся друг с другом категории «Я», «личность»,
«индивидуальность»?
5.Объясните понятие «личность». В чем выражается ее самореализация ?
6.В чем суть проблемы соотношения биологического и
социального в человеке? Какие решения этой проблемы Вы знаете?
7.Почему многие философы говорят о человеке как о тайне?
8.Что означает понятие «философская антропология»?
9. Что означает потусторонний смысл бытии личности?
10.Почему смысл жизни является высшей человеческой ценностью?
Тема 2.4. Свобода и ответственность личности (ОК-4,ОК-12)
1.Как различаются понятия этика, нравственность, мораль?
2.Что такое нравственные ценности?
3.Как вы понимаете «свободу от» и «свободу для». В чём их принципиальное тождество и различие?
4. Почему этику И.Канта называют этикой долга?
5.Как вы относитесь к этическим ценностям утилитаризма, прагматизма?
6.В чем суть классической концепции ответственности?
Почему её действие не эффективно в сложноорганизованных демократических обществах?
7.В чем суть неклассической концепции ответственности?
8.Как вы понимаете проблему разделения ответственности?
9. Что вы считаете вершиной современной этической мысли?
10.Как вы понимаете выражение Сартра «Мы приговорены к свободе»?
Тема 2.5 Культура как фактор развития общества и личности
1.Можно ли провести четкую границу между культурой и не-
культурой?
2. Как связано с понятием «культура» определение Кассирера о том,
что человек – это «символическое животное»?
3. Вносите ли вы вклад в развитие культуры? Какой?
4. Общались ли вы с носителями других культур? Что помогало вам их понимать?
5.Какова специфика цивилизаций Востока и Запада?
6.В чем специфика Российской цивилизации
7.Существует ли прогресс в культуре?
8.Как называется принцип, связанный с привычкой подчеркивать исключительность своей собственной нации?
9.Как называется неприязнь к людям не своей национальности?
10. Совместима ли культура с войной, насилием?
Тема 2.6 Глобализация и модернизация социального развития в современном мире (ОК-4,ОК-12,ОК-13)
1. Как сформировались в философии конца XIX-XX вв. теоретические основания концепций коэволюции природы и общества?
2.Каковы основные стадии развития человечества с точки зрения коэволюции природы и общества? Почему концепция коэволюции может сыграть роль методологии в решении проблем современного экологического кризиса?
3.Почему техногенное общество в XX – начале XXI вв. переживает глубокий кризис? Чем грозит этот кризис всему человечеству?
4.Каковы этапы развития этого кризиса?
5.Каковы характерные черты кризиса техногенной цивилизации на современном этапе?
6.В чем заключаются глубинные причины глобальных проблем современности?
7.Почему в рамках доминирующей в настоящее время культурно-исторической парадигмы социальных знаний невозможно создание программы преодоления кризиса современной техногенной цивилизации?
8. В чем суть сценарной методологии прогнозирования будущего человечества?
9.Наблюдаете ли вы сегодня столкновение цивилизаций?
Доцент кафедры В.А.Микляев
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Кафедра управления персоналом
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
____________С.О. Снисаренко
«____» _____________ 2014 г.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
по учебной дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
Для всех направлений подготовки
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения Заочная
Санкт-Петербург
2014
Примерные темы рефератов по разделу
1 « Онтологические и гносеологические проблемы современного миропонимания» (ОК-1, ОК-4, ОК-11, ОК-13):
-
Основные разделы и проблемы философии. -
Особенности индийской философии. Веданта. Буддизм. -
Главные школы и идеи китайской философии. Даосизм.
Конфуцианство.
-
Древнегреческая натурфилософия. Гераклит. Демокрит.
Пифагор.
-
Афинская школа( Сократ, Платон. Аристотель). -
Философия Средневековья. Августин. Фома Аквинский. -
Философия эпохи Возрождения. -
Новоевропейская философия. Ф. Бэкон. Р. Декарт. -
Философия эпохи Просвещения. Ф. Вольтер. Д. Дидро, Ж-Ж.Руссо -
Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии. -
Этика И. Канта. -
Философия права И. Канта. -
Философия творческого субъекта И.Г. Фихте -
«Философия откровения» Ф.И. Шеллинга. -
Философия Гегеля и развитие естествознания. -
Социальная антропология К. Маркса. -
Философские воззрения русских революционных демократов. -
Основные направления развития зарубежной марксистской философии в XX веке. -
Феноменология Э. Гуссерля и становление современной философии. -
Свобода и трагедия в философии Ж.-П. Сартра. -
Социальные утопии Т. Мюнцера, Т. Мора, Т. Кампанеллы. -
Естественнонаучная и философская мысль Возрождения. -
Воплощение философских идей в творчестве титанов эпохи Возрождения. -
Философские идеи Г. Галилея. -
«Теория идолов» Ф. Бэкона. -
Особенности развития отечественной философии. -
Русская философия ХIХ в. Философские взгляды западников и сла-
вянофилов,
-
Русская религиозная философия. В.С. Соловьев. Н.А. Бердяев. -
Русская идея и общественный идеал в русской религиозной
философии. И.А. Ильин. П.А. Флоренский. С.Н. Булгаков.
-
Русский космизм. Н.Ф. Федоров. В.С. Соловьев.
К.Э. Циолковский. В.И. Вернадский.
-
Бытие и его формы. Материальное и идеальное. -
Современная научная картина мира. Материя и уровни ее
структурной организации.
-
Движение, его формы. Пространство и время. -
Развитие и диалектика. Законы диалектики. -
Динамические и статистические законы. -
Сознание, его происхождение и сущность. -
Проблема истины в философии. Чувственное, рациональное
и иррациональное познание.
-
Философия науки. Методы и формы научного познания. -
.Принцип детерминизма в науке и философии
Примерные темы рефератов по разделу
2 «Философские аспекты целостного подхода к изучению общества и личности» (ОК-1, ОК-4, ОК-12, ОК-13):
-
Общество как сложная система. Основные философские концепции общества -
Философская антропология о сущности человека. -
Основные феномены человеческого бытия (любовь, творчество, счастье, труд, игра, вера). -
Проблема смерти и бессмертия в разных культурах. -
Идеал совершенного человека в конфуцианстве и даосизме. -
Образ человека в культуре арабско-мусульманского Востока. -
Проблема человека в поздней античности. -
Проблема человека в трудах Августина и Ф. Аквинского. -
Человек разумный в теориях Нового времени (Локк, Гоббс, Спиноза). -
Идея «сверхчеловека» в учении Ф.Ницше. -
Личность и «массовое общество». -
Идеалы и нормы научного исследования. -
Философская и научная картины мира. -
Проблема комплексной оценки последствий технического прогресса. -
Сущность и смысл жизни человека. Сознание, самосознание
и личность.
-
Основные проблемы теории ценностей. -
Основные черты и особенности современного этапа мировой цивилизации. -
Проблема свободы и ответственности личности и ее осмысление в различных философских, религиозных и этических концепциях. -
Глобальные проблемы современности, их роль и значение жизни общества. -
Перспективы человечества, сущность и методы предвидения будущего.