Файл: Институт гуманитарных и социальных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 544

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Кафедра управления персоналом

УТВЕРЖДАЮ


Заведующий кафедрой

____________С.О. Снисаренко

«____» _____________ 2014 г.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

по учебной дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
Для всех направлений подготовки
Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР
Форма обучения Заочная

Санкт-Петербург

2014



  1. Предмет философии. Своеобразие философского познания.

  2. Философия как категориальная рефлексия, ее роль в самоопределении личности.

  3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

  4. Основные и неосновные функции философии.

  5. Зарождение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки.

  6. Первоначала философии в Индии, Египте, Китае.

  7. Античная философия Греции и Рима, ее роль в становлении европейской духовной традиции.

  8. Спор об «универсалиях» в средневековой философии. Реализм и номинализм.

  9. Философия эпохи Возрождения

  10. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.

  11. Русская философия, ее истоки, особенности направления и этапы исторического развития.

  12. Классическая немецкая философия.

  13. Предмет и особенности диалектико-материалистической философии марксизма.

  14. Основные течения философии ХХ-ХХI веков.

  15. Развитие мира как совокупной реальной природы, общества и человека. Современное понимание их единства

  16. Понятие бытия и его философский смысл.

  17. Основные формы и уровни бытия.

  18. Движение и развитие как основные атрибуты бытия.

  19. Категории, законы и принципы материалистической диалектики как выражение общей теории развития и универсальной взаимосвязи всего сущего.

  20. Понятие пространства и времени в философии, их сущность и основные свойства.

  21. Проблема происхождения, эволюции и сущности сознания.

  22. Структура и основные функции сознания

  23. Мышление и язык. Значение и смысл, знак и символ.

  24. Сущность познания, его ступени и формы

  25. Многообразие видов и форм знания, его компоненты, аспекты и уровни.

  26. Учение об истине. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность.

  27. Научное познание и его специфические признаки.

  28. Эмпирические и теоретические методы научного познания.

  29. Формы и логика научного познания.

  30. Творчество как феномен познания и деятельности человека.

  31. Специфика гуманитарных наук. Основания разделения наук на науки о природе и науки о духе (гуманитарные наук).

  32. Особенности научного эксперимента в социальных и гуманитарных науках

  33. Философское мировоззрение и научные картины мира.

  34. Научные революции и смена типов рациональности.

  35. Религиозная картина мира, ее специфика.

  36. Общество как саморазвивающаяся система. Основные элементы общества.

  37. Основные сферы общественной жизни и диалектика их взаимодействия.

  38. Ценности, их природа и роль в жизни человека и общества.

  39. Проблема взаимосвязи научных, философских и религиозных ценностей в формировании мировоззрения личности в современных условиях.

  40. Развитие общества как исторический процесс. Диалектика объективного и субъективного в истории.

  41. Личность и массы в истории.

  42. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

  43. Насилие и ненасилие в истории.

  44. Философия о сущности человека.

  45. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

  46. Смысл бытия человека и проблемы смерти и бессмертия.

  47. Свобода личности, ее сущность, формы и условия реализации

  48. Социальная ответственность личности, ее сущность и формы

  49. Культура как продукт жизнедеятельности человека и общества.

  50. Материальная культура и производственная деятельность человека.

  51. Духовная культура и духовная жизнь человека и общества, их взаимосвязь.

  52. Человек как творец и произведение культуры.

  53. Социальные функции культуры.

  54. Мировая цивилизация в ХХI веке: глобальные проблемы и пути их решения.

  55. Основные тенденции развития современного мира

  56. Глобальные экологические последствия деятельности человека.

  57. Информатизация общества, компьютеризация материального и духовного производства.

  58. Проблема выживания и устойчивого развития человечества

  59. Основные теоретико-методологические подходы к осмыслению взаимосвязи общества и природы.

  60. Будущее человечества: прогнозы и сценарии.




Доцент кафедры В.А.Микляев

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Кафедра управления персоналом


УТВЕРЖДАЮ


Заведующий кафедрой

____________С.О. Снисаренко

«____» _____________ 2014 г.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

по учебной дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
Для всех направлений подготовки
Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР
Форма обучения Заочная

Санкт-Петербург

2014

Тема 1.1. Философия как мировоззрение и культура мышления

(ОК-1)
1. Первой исторически сформировавшейся целостной системой мировоззрения была______________________________________ .
2. Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка на русский означает:

  1. «языкознание»;

  2. «сила ума»;

  3. «любовь к мудрости»;

  4. «стремление к мудрости».


3. Философия отличается от мифологии и религии:

  1. образностью представлений;

  2. признанием сверхъестественных сил;

  3. рационально-теоретическим представлением о мире;

г) признанием неких истин на веру
4. Философию от науки отличает:

  1. функция получения точного знания;

  2. объективная картина мира, включающая человека в качестве его элемента;

  3. категориальная рефлексия над мировоззрением и любыми человеческими знаниями;

  4. использование логических форм мышления.



5. Предметом философии является:

  1. законы природы;

  2. человек и его место в мире;

  3. универсальные законы бытия природы, общества, человека и фундаментальные принципы отношения человека к миру;

  4. законы истории и общества.


6.Философия по сути – это:

  1. мудрость вообще;

  2. умозрительное конструирование;

  3. совокупность всевозможных ценностей и норм человеческой жизни;

  4. система теоретически обоснованных воззрений на мир, на место и роль человека в нем.


7. Установите последовательность в развитии материализма

  • Антропологический материализм Фейербаха

  • Метафизический материализм Спинозы

  • Диалектический материализм Маркса, Энгельса

  • Атомизм Демокрита

  • Механистический материализм Дидро, Гельвеция



8. Установите соответствие понятия и его определения.


Детерминизм

философское направление, которое исходит из первичности духовного по отношению к материальному

Идеализм

философское направление, которое исходит из первичности материального по отношению к духовному

Материализм

философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности человека и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения

Гуманизм

философское учение об объективной закономерной причинно-следственной связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира



9. Метафизика — это ______________________
10. Установите последовательность в развитии идеализма.

  • объективный идеализм Платона

  • схоластический реализм Ансельма Кентерберийского

  • монадология Лейбница

  • трансцендентальный идеализм Канта

  • абсолютный идеализм Гегеля


Тема 1.2. Основные этапы развития мировой философской мысли (ОК-1,ОК-4, ОК-13)


  1. Философия возникла в:

  1. XVII-XV вв до н.э.;

  2. VII-VI вв до н.э.;

  3. V-VI вв н.э.;

  4. XVII-XVIII вв н.э.




  1. Укажите древнекитайское религиозно-философское учение:

  1. джайнизм;

  2. буддизм;

  3. конфуцианство;

  4. йога.



3. Установите соответствие между философской школой и её представителями

Афинская

Фалес, Анаксимен, Анаксимандр

Милетская

Ксенофан, Парменид, Зеноня

Элеатская

Сократ, Платон, Аристотель


4.В какой исторической последовательности жили три великих античных философа:

  1. Аристотель, Платон, Сократ;

  2. Платон, Аристотель, Сократ;

  3. Сократ, Платон, Аристотель;

  4. Сократ, Аристотель, Платон.


5.Впервые в центр философии ставит проблемы человека как морального существа:

  1. Демокрит;

  2. Сократ;

  3. Гераклит;

  4. Платон



6. Представителем эмпиризма философии нового времени был:

  1. Бэкон;

  2. Декарт;

  3. Спиноза;

  4. Гоббс


7. Установите соответствие философа и эпохи.


Августин Блаженный

Новое время

Николай Кузанский

Средневековье

Кант

Возрождение

Платон

Античность


8. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды...

1. докритический и критический

2. логический и онтологический

3. рациональный и иррациональный

4. метафизический и диалектический
9.Назовите основную черту русской философии:

  1. эмпиризм;

  2. рационализм;

  3. иррационализм;

  4. нравственно-религиозный характер



10. Какое философское течение XIX в. провозгласило тезис о том, что наука «сама себе» может быть философией?


  1. марксизм;

  2. позитивизм;

  3. прагматизм;

  4. неокантианство.


Тема 1.3. Единство и развитие мира как онтологическая проблема ( ОК-4)


  1. В узком смысле слова бытие это:

  1. все, что существует;

  2. все, что существует вне человеческого сознания;

  3. только человеческое существование;

  4. все, что обладает материальностью.




  1. Онтологическим принципом средневековой философии является:

  1. рационализм;

  2. откровение;

  3. формализм;

  4. креационизм



3. Установите соответствие между разделами философии и их центральными понятиями

Онтология

Человек

Гносеология

Практика

Праксиология

Ценность

Аксиология

Бытие

Антропология

Познание



4.Идея развития утверждается в философии в..

1) античности

2) конце XVIII – сер. XIX вв.

3) средние века

4) эпоху Возрождения

5. Установите последовательность в развитии диалектики.

3. стихийная диалектика (Гераклит)

1. идеалистическая категориальная диалектика (Платон)

4. абсолютный идеализм (Гегель)

2. диалектический материализм (Маркс, Энгельс)

6. Философская категория, обозначающая объективную реальность, познаваемую человеком и существующую независимо от его сознания, — это_________________________
7. Пространство как философская категория отражает:

  1. бесконечную протяженность, вмещающую в себя всю материю;

  2. всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей;

  3. форму созерцания человеком окружающего мира, способ организации чувственных данных;

  4. всеобщую форму существования материальных объектов, характеризующуюся протяженностью и объемом.



8.Категория время в субстанциональной концепции выражает

  1. доопытную форму мышления, организующую поток наших ощущений;

  2. текущую длительность, в которой все возникает и исчезает;

  3. всеобщую форму существования материальных объектов, характеризующуюся последовательностью и длительностью;

  4. внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.