Файл: Субъекты и объекты административного права..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Публично-правовой характер отношений и их возникновение, связанное в первую очередь с практическим осуществлением исполнительными государственными органами собственных полномочий. Важно дополнить, что именно государство определяет рамки своего вмешательства в плане общественной жизни.

Так, с одной точки зрения, данные ограничения обусловливаются необходимостью в обеспечении реализации интересов социума; с другой – неминуемой обязанностью организовать автономию каждой личности гражданского общества.

Посредством административного права регулируются отношения общественного характера в особой сфере жизни государства – управленческой области. Кроме того, государственное управление представляет собой организованную деятельность со стороны исполнительных органов власти.

Важно дополнить, что она наделена разносторонним характером и организуется в плане разных сфер жизни: административно-политической, экономической, социальной, культурной и так далее. Кстати, в данное русло включена также система местного самоуправления.

Помимо представленных выше особенностей общественных отношений, регулируемых административным правом, важно вспомнить следующие характеристики:

Посредством административного права осуществляется регулирование отношений, носящих управленческий характер. Как правило, их возникновение напрямую связано с деятельностью исполнительных органов власти, тем не менее наделены данные отношения исполнительно-распорядительными характеристиками.

Ярким примером тому может послужить определенная деятельность со стороны Председателя Государственной думы, которая касается в первую очередь организации рабочего процесса ее комиссий и комитетов. Или же судебная деятельность, где имеет место объект правонарушения в административном праве. Тогда актуально распределение дел, которые подлежат рассмотрению, непосредственно между судьями. Кстати, такого рода отношения в традиционном аспекте именуются внутриорганизационными.

В большинстве своем административное право занимается регулированием отношений, где на первоначальных этапах исключается равенство участников в юридическом плане. Так, данные взаимодействия носят властный характер.

Один участник правоотношений – это, так или иначе, обязательный субъект, имеющий некоторые полномочия государственно-властной природы. Исключением является лишь взаимодействие административно-договорного характера, однако удельный вес таковых в общей совокупности отношений, связанных с управлением, очень мал.


Административное право регулирующим образом воздействует на отношения общественной направленности вместе с нормативами иных отраслей права Российской Федерации.

Ярким примером тому может послужить определенного ранга взаимодействие с нормами трудового права в процессе регулирования вопросов относительно государственной службы.

Подводя итоги сказанному выше, можно сделать следующие выводы:

В качестве предмета административного права выступает множество групп общественных отношений, конкретный вид которых составляет отдельный аспект, объект административного права, подлежащий правовому регулированию исследуемой отрасли.

Отрасль административного права отличается наиболее обширным содержанием и, как следствие, большим числом объектов правового регулирования.

В настоящей главе был рассмотрен ряд объектов административного права, дана их классификация, проанализированы особенности объектов административного права (управленческий характер, тесная связь с органами исполнительной власти и т.д.).

Заключение



Административное право – это совокупность, система норм (общеобязательных правил поведения, неограниченно применяемых в аспекте количества лиц и хронологических рамок, санкционируемых и обеспечиваемых государством в лице компетентных органов и должностных лиц, применяющих меры государственного принуждения), регулирующих общественные отношения в сфере управления (воздействие воли управляемого субъекта на волю управляемого объекта).

Под субъектом административного права в теории соответствующих учебной дисциплины и науки понимается участвующий в общественных отношениях в административной сфере носитель прав и обязанностей, регламентированных административными нормативно-правовыми актами.

Ключевой характеристикой, характеризующей конструкцию субъекта административного права, выступает административная правоспособность как способность обладать правами и нести обязанности

Для возникновения легальной возможности участвовать в административных правоотношениях субъекты административного права в лице физических, юридических лиц должны помимо ранее упомянутой дефиниции административной правоспособности обладать административной дееспособностью как способностью своими действиями приобретать, осуществлять права и исполнять обязанности административно-правового характера.

Также для осуществления соответствующих правоотношений необходимо основание в виде юридического факта.



Система прав, обязанностей субъекта административного права и, по мнению некоторых представителей доктрины, административной ответственности обуславливает административно-правовой статус субъекта административного права.

Индивидуальные субъекты представляют из себя физических лиц, неподразделяемых на составляющие элементы, способные самостоятельно выступать субъектами административного права.

Данных лиц можно классифицировать на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц с 2 и более гражданствами, лиц без гражданства.

Также отдельно необходимо выделять должностных лиц, осуществляющих управляющее воздействия, являющихся субъектами управления со специфическим правовым статусом, ответственностью, требованиями, правами и обязанностями.

Под коллективным субъектом понимается объединения различных субъектов (как индивидуальных, так и коллективных), представляющих организационно-правовое единство, от имени которого выступают индивидуальные субъекты (руководители, представители и т.д.).

Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы:

В качестве предмета административного права выступает множество групп общественных отношений, конкретный вид которых составляет отдельный аспект, объект административного права, подлежащий правовому регулированию исследуемой отрасли.

Отрасль административного права отличается наиболее обширным содержанием и, как следствие, большим числом объектов правового регулирования.

В настоящей работе был рассмотрен ряд объектов административного права, дана их классификация следующего характера:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий".

Также в работе были проанализированы особенности объектов административного права (управленческий характер, тесная связь с органами исполнительной власти и т.д.).


Список использованных источников и литературы



1) Нормативно-правовые акты и иные официальные документы:


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.03.2023).

  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022). // «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.

  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022). // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

  4. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об общественных объединениях". // "Российская газета", N 100, 25.05.1995.


2) Специальная литература:


  1. Агапов, А. Б. Субъекты административного права : Учебное пособие / А. Б. Агапов. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 268 с.

  2. Субъекты административного права / К. С. Гордеев, Е. Л. Ермолаева, А. А. Жидков [и др.] // . – 2020. – № 1(105). – С. 24.

  3. Миташова, А. А. Субъекты административного права / А. А. Миташова, А. А. Федотов, Н. В. Павлов // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 5(156). – С. 147-148.

  4. Сосновский, И. И. Понятие субъекта административного права / И. И. Сосновский // Актуальные вопросы развития юридической науки: вопросы теории и практики : Сборник научных статей по материалам Вузовской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 25–26 апреля 2019 года. Том 2. – Ростов-на-Дону: Индивидуальный предприниматель Беспамятнов Сергей Владимирович, 2019. – С. 351-353.

  5. Терновский, В. А. Понятие объекта и предмета административно-правового спора / В. А. Терновский // . – 2021. – № 38. – С. 194-200.

  6. Попов Л.Л. Административное право. – М., 2018. – С. 236.


3) Учебно-научная литература:


  1. Административное право : учебник для вузов / А. В. Зубач [и др.] ; под общей редакцией А. В. Зубача. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 530 с.

  2. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации : учебник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под редакцией Л. Л. Попова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 456 с.

  3. Попова, Н. Ф. Административное право : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 333 с.

  4. Стахов, А. И. Административное право России : учебник для вузов / А. И. Стахов, П. И. Кононов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 685 с.





1 Попова, Н. Ф. Административное право : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 333 с.

2 Сосновский, И. И. Понятие субъекта административного права / И. И. Сосновский // Актуальные вопросы развития юридической науки: вопросы теории и практики : Сборник научных статей по материалам Вузовской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 25–26 апреля 2019 года. Том 2. – Ростов-на-Дону: Индивидуальный предприниматель Беспамятнов Сергей Владимирович, 2019. – С. 351-353.

3 Агапов, А. Б. Субъекты административного права : Учебное пособие / А. Б. Агапов. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 268 с.

4 Миташова, А. А. Субъекты административного права / А. А. Миташова, А. А. Федотов, Н. В. Павлов // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 5(156). – С. 147-148.

5 Субъекты административного права / К. С. Гордеев, Е. Л. Ермолаева, А. А. Жидков [и др.] // . – 2020. – № 1(105). – С. 24.

6 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.04.2023). // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

7 Попов Л.Л. Административное право. – М., 2018. – С. 236.

8 Административное право : учебник для вузов / А. В. Зубач [и др.] ; под общей редакцией А. В. Зубача. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 530 с.

9 Терновский, В. А. Понятие объекта и предмета административно-правового спора / В. А. Терновский // . – 2021. – № 38. – С. 194-200.

10 2.Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации : учебник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под редакцией Л. Л. Попова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 456 с.

11 Стахов, А. И. Административное право России : учебник для вузов / А. И. Стахов, П. И. Кононов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 685 с.