ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данные лица также являются субъектами административного права, представляя из себя некоммерческие организации, учрежденные с целью защиты прав, законных интересов, установления дополнительных мер ответственности, гарантий для организаций, объединившиеся в соответствующие союзы и ассоциации.
Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Учреждение - это разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций.
К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, - аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.
В зависимости от вида выполняемой ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения: здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.); образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.); культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.); науки (научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, опытные производства, научные станции и др.); иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства); другие виды учреждений.
Учреждение не выступает в гражданском обороте как собственник имущества, имея ограниченные вещные права в отношении последнего.
Разница между предприятиями и учреждениями также состоит в характере и результате деятельности. Если учреждения осуществляют управленческую, социальную, культурную, образовательную и иные форме деятельности, предприятия производят товары, оказывают услуги, получая прибыль.
В реальной действительности такое разделение достаточно условно, так как нередко деятельности предприятий сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют работу, свойственную предприятиям. Эти обстоятельства делают во многом похожими административно-правовые статусы предприятий и учреждений. Учредительным документом на создание учреждения являются устав или положение.
Так же, как и предприятие, учреждение подлежит государственной регистрации, а на осуществление некоторых видов деятельности необходимо получение лицензии (например, на образовательную, медицинскую и др.). Однако в отличие от предприятий некоторые учреждения подлежат государственной аттестации и аккредитации.
Например, образовательные учреждения проходят аттестацию один раз в пять лет. Для того чтобы образовательное учреждение имело право выдавать своим выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании, оно должно иметь от государства (в данном случае от Федерального агентства по образованию) свидетельство о государственной аккредитации.
Государственная аккредитация гарантирует качество образовательных услуг не ниже требований государственного стандарта. Общественные объединения Статья 30 Конституции РФ. Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Аналогичные нормы содержатся в конституциях и уставах субъектов РФ. Система законодательства об общественных объединениях включает федеральные законы «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О некоммерческих организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О товариществах собственников жилья», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О политических партиях» и ряд других актов.
В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения»7.
Общественной объединение учреждается физическими или юридическими лицами, может быть как основано на членстве (политическая партия, общественная организация), так и не основано (общественное движение). Члены общественного объединения равноправны.
В качестве отдельного подвопроса представляем целесообразным отдельно рассмотреть особенности коллективных и индивидуальных субъектов административного права.
Индивидуальные субъекты представляют из себя физических лиц, неподразделяемых на составляющие элементы, способные самостоятельно выступать субъектами административного права.
Данных лиц можно классифицировать на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц с 2 и более гражданствами, лиц без гражданства.
Также отдельно необходимо выделить упомянутую в настоящее работе ранее категорию должностных лиц, осуществляющих управляющее воздействия, являющихся субъектами управления со специфическим правовым статусом, ответственностью, требованиями, правами и обязанностями.
Под коллективным субъектом понимается объединения различных субъектов (как индивидуальных, так и коллективных), представляющих организационно-правовое единство, от имени которого выступают индивидуальные субъекты (руководители, представители и т.д.).
Коллективный субъект, в отличие от второй категории участников административных правоотношений, способ также осуществлять управление, но во внутриорганизационной сфере. Иными словами, пределы осуществления властных полномочий ограничены самой организацией, ее филиалами, представительствами, штатной структурой.
Таким образом, подводя итоги сказанному выше, можно сделать следующие выводы:
Административное право – это совокупность, система норм (общеобязательных правил поведения, неограниченно применяемых в аспекте количества лиц и хронологических рамок, санкционируемых и обеспечиваемых государством в лице компетентных органов и должностных лиц, применяющих меры государственного принуждения), регулирующих общественные отношения в сфере управления (воздействие воли управляемого субъекта на волю управляемого объекта).
Под субъектом административного права в теории соответствующих учебной дисциплины и науки понимается участвующий в общественных отношениях в административной сфере носитель прав и обязанностей, регламентированных административными нормативно-правовыми актами.
Ключевой характеристикой, характеризующей конструкцию субъекта административного права, выступает административная правоспособность как способность обладать правами и нести обязанности
Для возникновения легальной возможности участвовать в административных правоотношениях субъекты административного права в лице физических, юридических лиц должны помимо ранее упомянутой дефиниции административной правоспособности обладать административной дееспособностью как способностью своими действиями приобретать, осуществлять права и исполнять обязанности административно-правового характера.
Также для осуществления соответствующих правоотношений необходимо основание в виде юридического факта.
Система прав, обязанностей субъекта административного права и, по мнению некоторых представителей доктрины, административной ответственности обуславливает административно-правовой статус субъекта административного права.
Индивидуальные субъекты представляют из себя физических лиц, неподразделяемых на составляющие элементы, способные самостоятельно выступать субъектами административного права.
Субъекты административного права дифференцируются на такие составляющие как физические и юридические лица.
В качестве основополагающего критерия данной классификации определены особенности в том числе правового статуса. Например, возникновение правоспособности данных лиц связано с различными факторами
Данных лиц можно классифицировать на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц с 2 и более гражданствами, лиц без гражданства.
Также отдельно необходимо выделять должностных лиц, осуществляющих управляющее воздействия, являющихся субъектами управления со специфическим правовым статусом, ответственностью, требованиями, правами и обязанностями.
Под коллективным субъектом понимается объединения различных субъектов (как индивидуальных, так и коллективных), представляющих организационно-правовое единство, от имени которого выступают индивидуальные субъекты (руководители, представители и т.д.).
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Как известно теории права, ключевыми признаками отрасли права как самостоятельной теоретико-правовой конструкции являются предмет и метод правового регулирования8.
В качестве предмета административного права выступает множество групп общественных отношений, конкретный вид которых составляет отдельный аспект, объект административного права, подлежащий правовому регулированию исследуемой отрасли.
Отрасль административного права отличается наиболее обширным содержанием и, как следствие, большим числом объектов правового регулирования9.
Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что "предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями"
10.
Также имеется и другое мнение по поводу предмета административного права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, "предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий"11.
Следует уточнить, что под объектами в определенном контексте не конкретные овеществленные предметы материального мира, а общественные отношения.
Относительно настоящей темы речь идет об объектах административных правоотношений, в качестве которых, по нашему мнению, возможно рассмотрение как групп общественных отношений, так и объектов управления, то есть тех лиц, в отношении которых осуществляется волевое воздействие.
На сегодняшний день известны следующие объекты управления в административном праве:
Отношения, возникновение которых связано непосредственно с формированием и функционированием управленческих процессов, производимых в государстве. Так, административное право в полной мере обслуживает область муниципального и государственного управления.
Организованная совокупность отношений в обществе (как объект административного права), которые возникают, изменяются и прекращаются в ходе реализации управления государством.
Кроме того, речь идет о практическом аспекте. Важно дополнить, что такого рода взаимодействие в обязательном порядке должно быть урегулировано посредством соответствующих норм.
Общественные отношения как общий объект административного права наделены сложной, комплексной природой. Так, для них характерны некоторые особенности, подробно рассмотренные в следующем разделе.
Как выяснилось, объект административного права могут составлять различного рода отношения, имеющие ряд особенностей. А именно: