Файл: Субъекты и объекты административного права..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное высшее учебное заведение

«Университет Синергия»


Доклад
Тема: «Субъекты и объекты административного права.»

Специальность: 44.03.01 «Педагогическое образование»
Группа: ДБПО-101ппно































Преподаватель:

Мустафаев Фарид Мустафаевич

Выполнил студент 1-го курса:

Косич Алексей Павлович

Москва

2023

Оглавление



Введение 2

ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИНОГО ПРАВА 4

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 16

Заключение 22

Список использованных источников и литературы 25


Введение



Административное право, являясь одной из центральных отраслей российского права, тесно связано со многими из сфер общественных отношений.

Регламентируя административные правоотношения, административное право регулирует также важные элементы данных отношений – субъекты и объекты.

Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день остро стоит ряд вопросов, касающихся вопросов в области субъектов и объектов административного права, их взаимоотношений, дифференциации, устранения коллизий и правовых пробелов в настоящей теме.

Объектом исследования в курсовой работе является система общественных отношений, складывающихся в сфере субъектов и объектов административного права.

Предметом данного исследования выступают нормативные правовые акты, доктринальные исследования, выраженные в позиция отдельных представителей научной литературы.

Цель настоящего исследования – основательное, всестороннее изучение субъектов и объектов административного права с целью выявления теоретических и практических коллизий и неопределенностей в исследуемой теме, а также вынесения предложений по преодолению и решению выявленных проблем.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Подробно рассмотреть понятие, виды, особенности субъектов административного права.

2. Проанализировать сущность, значение и содержание объектов административного права.

Нормативную базу
настоящей работы составили (законные акты) Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и т.д.

Теоретическую основу данной работы составили работы А. Б. Агапова, Н. Ф. Поповой, И. И. Сосновского и др.

Данная работа выполнена посредством использования комплекса общенаучных методов (анализ, синтез, системный метод, сравнение, обобщение) и частно-правового (формально-юридического) метода.

Структура работы обусловлена избранной темой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИНОГО ПРАВА



В целях проведения качественного исследования, необходимо определиться с рядом ключевых терминологических конструкций, свойственных выбранной тематике работы.

Так, следует сформулировать понятие административного права, под которым, согласно, фактически, бесспорной позиции теории административного права, понимается совокупность, система норм (общеобязательных правил поведения, неограниченно применяемых в аспекте количества лиц и хронологических рамок, санкционируемых и обеспечиваемых государством в лице компетентных органов и должностных лиц, применяющих меры государственного принуждения), регулирующих общественные отношения в сфере управления (воздействие воли управляемого субъекта на волю управляемого объекта)1.

Под субъектом административного права в теории соответствующих учебной дисциплины и науки понимается участвующий в общественных отношениях в административной сфере носитель прав и обязанностей, регламентированных административными нормативно-правовыми актами2.

Совокупность субъектов административного права многочисленна, в связи с чем вместо перечня данных лиц целесообразно указать признаки субъекта административного права.

Ключевой характеристикой, характеризующей конструкцию субъекта административного права, выступает административная правоспособность как способность обладать правами и нести обязанности3.

При осуществлении ряда требований закона субъекты административного права могут являться субъектами административных правоотношений.

Для возникновения легальной возможности участвовать в административных правоотношениях субъекты административного права в лице физических, юридических лиц должны помимо ранее упомянутой дефиниции административной правоспособности обладать административной дееспособностью как

способностью своими действиями приобретать, осуществлять права и исполнять обязанности административно-правового характера.

Также для осуществления соответствующих правоотношений необходимо основание в виде юридического факта.

Система прав, обязанностей субъекта административного права и, по мнению некоторых представителей доктрины, административной ответственности обуславливает административно-правовой статус субъекта административного права.

Как было указано ранее, существует целое множество субъектов административного права, в связи с чем полагаем необходимым рассмотреть их классификации.

В качестве критериев дифференциации можно рассмотреть, например, вышеупомянутую категорию правового статуса.

Правовой статус субъектов административного права регламентируется рядом источников как общего (например, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок обращения в органы государственной власти, обжалование действий должностных лиц и т.д.), так и специального характера.

Последние, в свою очередь, свойственны исключительно определенны категориям лиц.

Субъекты административного права дифференцируются на такие составляющие как физические и юридические лица.

В качестве основополагающего критерия данной классификации определены особенности в том числе правового статуса. Например, возникновение правоспособности данных лиц связано с различными факторами4.

В случае с физическими лицами таковым выступает факт их рождения, а правоспособность юридических лиц образуется с момента регистрации лица в установленном законом порядке и оформляется внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Также дееспособность физических лиц связывается с различными факторами (основным выступает – достижение возраста 16 лет, в качестве иных, частных примеров относительно конкретных правоотношений выступают достижение иного возраста, наличие гражданства РФ, наличие определенного образования и т.д.).

Дееспособность юридических лиц возникает аналогично правоспособности – с момента регистрации, что существенно отличает физических лиц от организаций.

Также можно указать, что организация, де-факто, это фикция, организационно-правовая форма, искусственно созданная и существующая в специальной документации, представляющая из себя объединение физических лиц.

Некоторые организации в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления занимают особое место в системе субъектов административного права в силу обладая публично-властными полномочиями, компетенциями, способными принудить лиц к осуществлению тех или иных действий вопреки их воле (например, задержание сотрудниками правоохранительных органов гражданина за нарушение закона, обязывание граждан в виде уплаты налогов).


В рамках настоящего рассуждения приведем также понятие организации как объединение 2 и более лиц, обладающее собственным имуществом, выступающее в общественных отношениях в качестве самостоятельной единицы, а также имеющее определенные органы управления.

Органы, осуществляющими управление организацией является, по сути, ее администрация в различных формах.

Так, например, в качестве данной администрации может выступать единоличное физическое лицо (генеральный директор, руководитель, ректор, управляющий и т.д.), коллективный орган (совет директоров, правление, дирекция и т.д.)

Администрация функционирует от имени и в интересах организации, осуществляет гражданско-правовые сделки (заключает договоры, выдает доверенности и т.п.), выступает работодателем от имени организации в отношении сотрудников в рамках трудовых отношений, распоряжается имуществом организации.

Выполняя внутриорганизационные компетенции, администрация представляется участником осуществления управления по отношению к нижестоящим органам, сотрудникам.

Управление во внешних общественных отношениях организации, за исключением уполномоченных органов власти, не является функцией администрации5.

В данных отношениях администрация является не субъектом, а одним из объектов управления со стороны многочисленных органов власти (например, Федеральной налоговой службы, Роспотребнадзора, Федеральной инспекции труда, Роскомнадзор, администрации соответствующего муниципалитета и др.)

Права организации могут реализовываться как ее главой, так и иными лицами в случае поручения последним указанных полномочий. Управляющее организацией лицо обладает некоторыми в сфере представительства организации (в суде, в гражданско-правовых отношениях с иными лицами и т.д.).

Данное должностное лицо организации открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации.

Организации как субъекты административного права могут учреждаться для различных целей: коммерческих, личных (производства товаров для личного использования или потребление, удовлетворение духовных потребностей, обеспечение со стороны государства населения страны качественными образованием, медициной, обороной и т.д.).


На основании вышеизложенного предлагаем следующие виды организаций в соответствии с данным признаком:

- предприятия;

- учреждения;

- общественные объединения;

- религиозные объединения;

- фонды;

- иные организации.

Основывая на признаке, в соответствии с которым организация преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли или нет

Организации возможно разделить также в зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью их деятельности или нет. По этому основанию организации делятся на: коммерческие организации; некоммерческие организации.

Перечни коммерческих и некоммерческих организаций закреплены Гражданским Кодексом РФ, согласно которому к первой из указанных групп относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, производственные кооперативы, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, хозяйственные партнерства6.

Круг некоммерческих организаций больше, вследствие чего, в целях лаконичного повествования, приведем лишь некоторые примеры данных организаций: общественные объединения, потребительские кооперативы, общины коренных малочисленных народов России, публично-правовые компании, адвокатские палаты и т.д.

Характерной чертой государственных организаций в лице органов власти, обособляющей последние от иных субъектов административного права, является их собственник – публично-правовое образование в лице государства, отдельных субъектов государства, муниципалитетов и т.п.

Специальных нормы, которые закрепляют административно-правовой статус соответствующих субъектов, подробно регламентируют права и обязанности организаций, особенности их взаимоотношений с органами государственной власти.

Данное положение дел способствует балансу частных и публичных интересов в условиях современного рынка, принципов равенства и т.д.

Так, упомянутые ранее правила поведения предусматривают обязательную регистрацию данных организаций, запрет на вмешательство государства в их деятельность, налоговые обязательства, частно-правовой статус, особенности судопроизводства с участием государственных организаций.

Должностные лица названных выше субъектов также обладают публично-властными полномочиями по определенным вопросам в административных правооотношениях, основывая на принципах субординации.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ коммерческим организациям предоставлено правомочие в виде добровольного объединения в специальные ассоциации, союзы.