Файл: Сущность инвестиций, их роль в деятельности экономического субъекта.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 915
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты инвестиционной деятельности
1.1. Сущность инвестиционной деятельности и этапы её развития в России
1.3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в РФ
2. ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УРОВНЯ ВВП ОТ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
2.1. Темпы экономического роста в России
2.2. Совершенствование инвестиционной политики в целях повышения экономического роста
Для активизации привлечения инвестиций в экономику России государством проводится инвестиционная политика, которая представляет собой «комплекс решений государственного уровня, ориентированных на потребности национального хозяйства, определяющих направления использования инвестиций во всех экономических сферах» [9, с. 88].
Главная задача государственной инвестиционной политики заключается в том, чтобы сформировать благоприятную внутреннюю среду, способствующую привлечению инвестиционных ресурсов.
Основные цели инвестиционной политики государства − стимулировать предпринимательскую активность и аккумулировать денежные средства населения на инвестиционные цели. Данный процесс подразумевает совершенствование системы льгот при осуществлении инвестиционного процесса и создание благоприятных условий для развития венчурного инвестирования.
Государство регулирует инвестиционную деятельность через нормативно-правовые акты, государственное планирование, прогнозирование, государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, а также социально-эконо-мические программы.
В настоящий момент в целях государственной поддержки инвестиционной деятельности:
-
совершенствуется налоговая система, снижается налоговое бремя; -
проводится административная и судебная реформы, способствующие совершенствованию контроля за деятельностью чиновников; -
оптимизируется сумма банковского процента за кредиты, чтобы простимулировать использование кредитных ресурсов для инвестиций; -
решается проблема малоэффективных субъектов хозяйствования; -
активизируется развитие малого бизнеса, ускоряется процесс его перехода на инновационную модель развития; -
разрабатываются и корректируются стратегии привлечения иностранных инвестиций на территорию государства.
Важное место в современной инвестиционной политике принадлежит проблеме распределения государственных средств и привлечению частных капиталов. Задача государства в связи с этим заключается в том, чтобы сформировать систему мер, стимулирующих предпринимателей к активному участию в инвестировании высокорентабельных проектов.
Методы, направленные на стимулирование привлечения инвестиций, делятся на финансовые и нефинансовые [10, с. 289]. Финансовые методы представлены налоговым стимулированием, предоставлением грантов субъектам малого бизнеса, возмещением части процентной ставки по кредиту, компенсацией части лизинговых платежей, и другими методами поддержки. Нефинансовые методы заключаются в строительстве нужной для инвесторов инфраструктуры. К ней относят бизнес-инкубаторы, технопарки. Эффективной мерой привлечения инвестиций на данный момент является создание особой экономической зоны (ОЭЗ). Это целый комплекс преференций и льгот для её резидентов.
Минэкономразвития рассчитало, что затраты инвестора при реализации проекта в особой экономической зоне снижаются минимум на 30 процентов. Также резиденты ОЭЗ пользуются преимуществом в виде специального налогового режима (к примеру, с них не взимается налог на землю, на имущество, снижены также ставки по налогу на прибыль) и др.
Льготы гарантируются на время существования особой экономической зоны, то есть на 49 лет. Резиденты ОЭЗ пользуются созданной инфраструктурой на особых условиях.
Инвестиции в нефинансовые активы оказывают наибольшее влияние на экономику страны. Они включают в себя следующие элементы: инвестиции в основной капитал, инвестиции в нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности), инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств, инвестиции в другие нефинансовые активы (табл. 3).
Таблица 3
Структура инвестиций в нефинансовые активы в Российской Федерации (в фактически действовавших ценах) [11]
| 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
| млрд. руб. | ||||||||||
Инвестиции в нефинасовые активы -всего | 3858,6 | 5281,5 | 6794,9 | 6117,4 | 6712,1 | 8581,5 | 9768,4 | 10195,9 | 10532,9 | 10742,3 | 11111,4 |
инвестиции в основной капитал | 3809,0 | 5217,2 | 6705,5 | 6040,8 | 6625,0 | 8445,2 | 9595,7 | 10065,7 | 10379,6 | 10496,3 | 10993,7 |
инвестиции в объекты интеллектуальной собственности | 20,7 | 28,1 | 30,7 | 23,6 | 23,6 | 39,5 | 48,0 | | | | |
затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы | 12,4 | 15,7 | 21,8 | 20,5 | 26,8 | 33,5 | 53,3 | | | | |
инвестиции в другие нефинансовые активы | 16,5 | 20,5 | 36,9 | 32,5 | 36,7 | 63,3 | 71,4 | | | | |
инвестиции в непроизведенные нефинансовые активы | | | | | | | | 130,2 | 153,3 | 246,0 | 117,7 |
| в процентах к итогу | ||||||||||
Инвестиции в нефинасовые активы - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
инвестиции в основной капитал | 98,7 | 98,8 | 98,7 | 98,8 | 98,7 | 98,4 | 98,2 | 98,7 | 98,5 | 97,7 | 98,9 |
инвестиции в объекты интеллектуальной собственности | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | | | | |
затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | | | | |
инвестиции в другие нефинансовые активы | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,7 | 0,7 | | | | |
инвестиции в непроизведенные нефинансовые активы | | | | | | | | 1,3 | 1,5 | 2,3 | 1,1 |
На протяжении рассматриваемого периода с 2012 по 2022 г. основное место занимают инвестиции в основной капитал (около 98%). Это затраты, связанные с созданием и воспроизводством основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов). Крайне низкая доля инвестиций на научно-исследовательскую деятельность вызывает озабоченность, особенно если учитывать принятую стратегию инновационного развития России.
В последние три года наблюдается снижение инвестиций в основной капитал (в процентах к предыдущему периоду). В 2022 году данный показатель составил 99,1% по отношению к 2021 году.
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП в 2022 г. составила 20,7% (в 2010 г. – 17,4%, в 2018 г. – 20,6%, в 2021 г. – 20,6%).
Распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности сохраняется из года в год. Традиционно наибольшую долю составляют транспорт и связь – 21,4%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 14,6%, добыча полезных ископаемых – 18,5% и обрабатывающие производства – 15,7%. Этот факт еще раз доказывает, что в России сохраняется сырьевая направленность экономики.
На долю организаций российской формы собственности в 2021 г. приходилось 86,3% инвестиций в основной капитал. Основной объем инвестирования осуществляли организации частной формы собственности (59,5%).
Большая часть инвестиций в основной капитал (56,4%) в 2021 г. направлена на строительство зданий и сооружений. Доля инвестиций на развитие активной части основных фондов составила 34,7% против 36,3% в 2020 г., по сравнению с 2012 г. она сократилась на 6,4 процентного пункта.
Активное развитие экономики России неосуществимо без интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны (таблица 4).
Таблица 4
Прямые иностранные инвестиции в экономику россии по основным странам-инвесторам (по методологии платежного баланса Российской Федерации; миллионов долларов США) [12, с. 593]
| 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Прямые инвестиции - всего | 66851 | 48822 | 86507 | 57082 | 22188 |
из них в страны: | | | | | |
Кипр | 22930 | 20920 | 7671 | 23546 | 4308 |
Виргинские острова (Брит.) | 3861 | 7395 | 62223 | 718 | 3296 |
Турция | 1685 | 4105 | 1447 | 1183 | 1475 |
Финляндия | 63 | 271 | 91 | 146 | 1454 |
Джерси | 919 | 388 | -16 | -261 | 1258 |
Багамы | 455 | 443 | 560 | 756 | 1028 |
Острова Кайман | -226 | -13 | 507 | 789 | 934 |
США | 1625 | 688 | 739 | 1654 | 819 |
Люксембург | 2005 | -504 | 1314 | 639 | 785 |
Австрия | 512 | 1035 | 5265 | 1135 | 746 |
Согласно Росстату, основными зарубежными инвесторами, направляющими свои капиталы в Россию, являются Кипр, Багамы, Виргинские острова (Брит.), Швейцария, Франция, Китай, Нидерланды, Австрия и США. Российские инвесторы предпочитают вкладывать свои средства в экономику следующих стран: Кипр, Швейцария, Бермуды, Нидерланды, Великобритания, Испания и США.
Сложная политическая ситуация, сложившаяся в результате присоединения Крыма, санкций, войны на Украине, привела к тому, что в 2018-2022 г. прямые иностранные инвестиции в Россию упали до 22 млрд. долл. В качестве причин столь резкого снижения интереса инвесторов к стране можно назвать санкции против России, а также отрицательные перспективы роста экономики.
2. ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УРОВНЯ ВВП ОТ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
2.1. Темпы экономического роста в России
Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они имеют огромное влияние на ее стабильное развитие. По сути, они определяют будущее страны в целом и отдельных ее субъектов хозяйствования.
О том, насколько активны инвестиции в конкретной стране, можно судить по их размеру в основной капитал, которые представляют собой совокупность затрат, направленных на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов.
Рассмотрим основные аспекты и составляющие модели роста российской экономики. Наиболее актуальной задачей органов государственной власти в настоящее время является обеспечение перехода от политики экономической стабилизации к политике экономического роста. И именно эта задача вызывает оживленную дискуссию как экспертного сообщества, так и представителей бизнес-сообществ. Задачу достижения устойчивого роста невозможно решить усилиями только властных структур, без вовлечения бизнеса, потому необходим консенсус по дальнейшему курсу развития, последовательность и логичность проводимой государством политики и, бесспорно, макроэкономическая стабильность. Правительство и эксперты готовят свои варианты стратегий, которые могли бы обеспечить переход к экономическому росту.
Для анализа факторов, влияющих на экономический рост экономики России, необходимо проанализировать динамику ВВП.
Цифры, указанные на вершинах графика отображают темпы роста российской экономики. Можно заметить, что на протяжении последних 10 лет отмечался ее рост, но с постепенным снижением темпов, особенно с 2018 года.
Таким образом, проведенный анализ темпов роста экономики страны показал, что последние годы происходит его устойчивое снижение, поэтому необходима разработка новых подходов к обеспечению роста экономики страны.
Изучая вопросы экономического роста, нельзя не упомянуть об экономическом развитии