Файл: Сущность инвестиций, их роль в деятельности экономического субъекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 912

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которому сопутствуют качественные структурные изменения в отраслевом разрезе, среди которых можно выделить следующие: механизмы программно-целевого финансирования, уровень и динамика инвестиций.

В разных странах темпы экономического роста различаются, это обусловлено, в первую очередь разными темпами роста численности населения, а также различными объемами инвестиций и соответственно разным уровнем технического прогресса.

Как видно из рисунка, численность населения в годы наибольшего подъема экономики снижалась. В условиях стагнации экономики, обусловленной наличием объективных и субъективных факторов, именно показатель численности населения не предрасположен к значительным колебаниям в динамике.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на другие ресурсы, после активизации которых будет возможен не только экономический рост, а также и увеличение эффективности экономических систем. Такими ресурсами должны выступить инновации и инвестиции.

В современных условиях необходимой составляющей экономического роста является внедрение инновационных технологий на производстве, что в свою очередь предполагает эффективное использование ресурсного потенциала страны, таким образом, главными факторами развития и совершенствования института экономического роста должны стать инновации и инвестиции в производстве.

Направление изменения инвестиций и общего объема ВВП совпадает, но темпы роста инвестиций отстают от темпов роста национального продукта. Такое соотношение темпов роста может свидетельствовать о повышении эффективности капитальных вложений. Но если исключить фактор инфляции, то вложения в реальные инвестиции снизились.

Таким образом, учитывая значительные масштабы инвестиционного рынка России, можно предположить, что одним из факторов экономического развития является стимулирование увеличения инвестиций. Уровень освоения повышения технологичности производственного цикла и модернизации будет содействовать экономическому росту страны, благодаря тесной корреляционной связи с макроэкономическими показателями.

Рост экономики за счет сырьевого экспорта ис­черпал себя. Еще недавно одним из локомотивов мирового роста был Китай. Но теперь экономический рост в нем замедлился и меняет свое качество − это рост за счет потребления, а не экспорта или инвести­ций, и, по прогнозам, этот рост будет более энерго­эффективным. При этом предложение энергетических товаров на внешнем рынке увеличилось:
развилась добыча сланцевой нефти и газа, наблюдается гло­бальный переизбыток мощностей в металлургии и т.д. Мировая добыча угля сократилась на 6,2%, глобаль­ное производство природного газа в 2022 г. выросло по сравнению с 2021 г. лишь на 0,3%. Доля нефти в потреблении первичных энергоресурсов устойчиво снижалась с 2018 по 2021 г., незначительно повы­сившись в 2022 г. до уровня 33% мирового потребле­ния первичных энергоресурсов. Самым быстрорасту­щим источником энергии в 2022 г. стали возобновля­емые источники энергии (ВИЭ). В настоящее время на возобновляемые источники энергии приходится чуть меньше 3,2% мирового потребления первичной энергии. Таким образом, можно говорить не только о конце нефтяного, но и в целом о конце сырьевого суперцикла.

Таким образом, в долгосрочной перспективе ре­зультаты развития российской экономики во многом будут зависеть от того, удастся ли сформировать со­поставимые по значимости с топливно-сырьевым сектором альтернативные источники формирования доходов.

Таким образом, одна из главных проблем, стоящих перед Россией, – обеспечить экономический рост на основе структурной перестройки экономики. На основе мирового опыта можно предположить, что этой цели можно достичь в первую очередь путем привлечения в реальный сектор экономики значительных инвестиционных ресурсов и организации механизма их эффективного использования.

2.2. Совершенствование инвестиционной политики в целях повышения экономического роста



В условиях продолжающегося финансового кризиса как национальные, так и иностранные инвесторы существенно снизили объём инвестиций в российскую экономику. Этому способствовали сложившиеся неблагоприятные условия инвестиционной деятельности.

Сдерживали инвестиционную деятельность следующие основные негативные факторы.

Высокий физический и моральный износ основных фондов в первую очередь оказывает влияние на поступление текущих инвестиций. Российская экономика отстала в технико-технологическом плане, что снизило эффективность инвестиционной деятельности.

Российские инвесторы страдают от недостаточности собственных средств, но при том высокая ключевая ставка ЦБ РФ и санкционный запрет на кредитование за рубежом делают невозможным получение доступных кредитов.

Стабильность инвестиционного процесса разрушается высоким уровнем инфляции. Высокий уровень инфляции разрушает стабильность инвестиционного процесса.

Кризисные явления в экономике привели к тому, что спрос как на инвестиционные, так и на потребительские товары резко упал, в результате чего были свёрнуты многие инвестпроекты.

В настоящее время важнейшей проблемой в России является формирование благоприятного климата, который необходим для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Мировая практика показывает, что без иностранных инвестиций невозможно организовать реформирование и структурирование экономики.

Именно поэтому в новой программе экономического развития РФ в среднесрочной перспективе, несмотря на активное использование внутренних экономических ресурсов, значительное внимание также уделяется формированию благоприятного климата, способствующего привлечению средств от зарубежных инвесторов в самых разных формах. Особое внимание, в данном случае, уделяется именно прямым иностранным инвестициям.

Для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов, необходимо выделять государственные земельные участки, разрабатывать особые варианты исчисления и уплаты налогов, предлагать льготные условия кредитования и др.


В процессе разработки общей инвестиционной стратегии особенно важно учитывать факторы, которые прямо или косвенно влияют на инвестиционный климат в стране. К таким факторам можно отнести:

  • географическое положение и природно-климатические условия в текущей экологической обстановке,

  • состояние окружающей среды;

  • наличие энергетических мощностей и трудовых ресурсов;

  • развитость социальной инфраструктуры и большой научный потенциал.

Но перед активным привлечением в РФ иностранных инвестиций, надо затормозить процесс оттока капитала. Для этого политику страны в данной сфере необходимо модернизировать так, чтобы по отношению к внутренним инвестициям внешние, то есть иностранные, играли бы дополняющую роль. Именно в таком случае отечественный капитал будет играть лидирующую роль при разработке условий и темпов поступления иностранного капитала.

Таким образом, главное условие привлечения иностранных инвестиций – то эффективное использование собственного инвестиционного потенциала, как частного, так и государственного.

Тем не менее, постоянный приток иностранных инвестиций может стать причиной следующих затруднений: появляются проблемы целевого использования прямых инвестиций и проблема структуры инвестиций. Из всего объёма иностранных инвестиций лишь малая их часть направляется на возобновление основных производственных фондов. В результате модернизация, обновление или замена основных фондов происходят сравнительно медленно, они слишком долго используются, из-за чего в итоге снижаются темпы экономического роста в целом и эффективность самого предприятия в частности.

В целях решения данной проблемы необходимо заинтересовать зарубежных инвесторов в увеличении объемов капвложений, введя дополнительные льготы и преимущества. Кроме того, надо продумать глобальные инвестиционные проекты, которые будут связаны с увеличением и обновлением основных фондов.

Поскольку в России имеется достаточно большое количество многих мировых природных ресурсов, преимущественная доля инвестиций открывает доступ инвесторам к сырьевым ресурсам. В то же время лишь небольшая часть иностранных вложений привлекается в РФ низкими издержками производства или технологическими преимуществами. Также определенный процент составляют инвестиции, обеспечивающие инвесторам доступ к внутреннему рынку России, но
пока это касается, в основном, так называемых «отверточных» производств, благодаря которым иностранные компании обходят таможенные препоны. Подобная ситуация возникает из-за неготовности зарубежных вкладчиков к организации на российском рынке других, более высокотехнологичных этапов производственной цепочки, размещению в РФ управляющих и исследовательских подразделений и т.д.

Инвестиции в сырьевые ресурсы, с одной стороны, влияют на рост эффективности рынка полезных ископаемых (углеводородного сырья, в частности), но с другой стороны, в долгосрочной перспективе могут разрушить экономику, максимально зависимую от экспорта.

Чтобы избежать подобных проблем, необходимо применять такие меры, как оперативный переход от экспортно-зависимой, в отношении сырья, экономики к экономике конкурентоспособных на внешнем рынке товаров и услуг. Также, не обходить стороной стимулирование развития инновационной и научной сферы; подготовку необходимой законодательной базы.

Недостаточной можно назвать деятельность государства по защите прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности. Сложные экономические условия требуют усиления роли государства формировании положительных факторов инвестиционного климата.

Основной упор должен быть направлена на расширение состава государственных гарантий, на масштабное увеличение государственных инвестиций. В первую очередь следует в инвестиционное законодательство ввести следующие дополнительные гарантии.

Государство должно гарантировать рынок сбыта продукции, это предопределяет поведение инвестора, который приступает к реализации инвестиционного проекта. Определенный объём продаж по зафиксированной цене тех экономических благ, которые созданы в результате инвестиций, должен быть гарантирован.

Государство должно гарантировать предоставление бюджетных субсидий на:

  • оплату процентной ставки, предусмотренной условиями кредитного договора;

  • возмещение части затрат на уплату процентов по купонам по корпоративным облигационным займам.

Все вышеперечисленные государственные гарантии могут быть предоставлены на следующих условиях.

Инвестиции должны размещаться в высокотехнологичные и среднетехнологичные отрасли обрабатывающих производств, в отдельные наукоемкие сегменты экономики. При том объём инвестиций, связанных с инновациями, должен составлять как минимум половину общей суммы инвестиций.