Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 446
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА»
(МФЮА)
КАФЕДРА «_________________________________________»
(полное наименование кафедры)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
___________________________ (ученая степень, ученое звание) ______________ ______________________ (подпись) (Фамилия И.О.) « _ _ _ _» 20 г. (дата) |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: « ____________________________________________________»
(название дисциплины в соответствии с учебным планом)
на тему: « _________________________________________________________»
Направление подготовки _____________________________________________
(код, наименование направления подготовки (специальности)
Профиль ___________________________________________________________
(наименование профиля (специальности)
Автор работы _________________ _______ « »_____20 г. ____ ___________
(Фамилия И.О.) ИНС (дата) (курс) (группа)
Руководитель работы
_______________ _________ « » _______ 20 г. ________________
(должность) (подпись) (дата) (Фамилия И.О.)
Работа защищена с оценкой ______________________
(оценка прописью)
_____________ ____________ « » __________ 20 г. _____________
(должность) (подпись) (дата) (Фамилия И.О.)
________________ 20 __
(город)
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Игра как вид обучающий деятельности 6
1.2 Классификация игр, применяемых на уроках английского языка 8
1.3. Психологические и возрастные особенности младших школьников при обучении иностранным языкам 11
Список использованной литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: В связи с экономическими и политическими изменениями в нашей стране и расширением международных связей повысилась роль изучения иностранных языков, особенно английского языка, который стал реальным средством взаимодействия между людьми, приобщения к иным культурам, средством для развития интеллектуальных способностей учащихся.
Обучение иностранному языку - длительный и трудоемкий процесс, главная трудность которого заключается в необходимости смены родного, естественного языка на иной, который строится по другим схемам и принципам. Облегчить этот процесс поможет правильное время начала обучения и использование современных педагогических инструментов.
По мнению психологов, наиболее благоприятный период для начала изучения иностранного языка – младший школьный возраст, в котором способность к усвоению языка наиболее высокая. Поэтому важно наиболее полно использовать этот период для формирования базовых навыков овладения иностранным языком.
Младшим школьникам интересно начинать изучать новый язык. Для них это загадочный и увлекательный урок. Большинство педагогов используют игровые технологии и инновационные подходы к обучению, которые могут увлечь учебой, так как в этом возрасте младшие школьники переходят от ведущей игровой деятельности к учебной. Игра должна остаться в жизни младшего школьника, но уже в качестве учебного средства. Игровые технологии при преподавании английского языка относятся к активным формам обучения, потребность в которых возникла в современной школе.
Методика преподавания иностранного языка с использованием игровой деятельности на начальном этапе обучения отражена в работах И.Н. Верещагиной и Л.А. Дьяченко, Д.Ш. Мустафаева, Д.Б. Эльконина и других преподавателей, психологов и методистов.
В то же время проблема организации учебного процесса с включениями элементов игровой деятельности еще не в достаточной степени изучена, что делает выбранную тему исследования крайне актуальной.
Объект исследования - использования образовательных игр в процессе обучения английскому языку в младшей школе.
Предмет исследования - уровень усвоения учебного материала и владения английским языком.
Цель исследования - определение эффективности использования образовательных игр в процессе обучения английскому языку в младшей школе.
Задачи исследования:
1. Изучить развитие личности и его факторов.
2. Рассмотреть и изучить взаимосвязь процесса обучения с процессом развития личности.
3. Изучить опыт выдающих педагогов и психологов по данной проблематике.
4. Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности у младших школьников.
5. Рассмотреть особенности формирования личности у младших школьников.
6. Определить методы и методики изучения развития личности у младших школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, были выбраны следующие методы исследования:
1. Интерпретационный, применяемый для анализа источников, изучения взглядов выдающихся педагогов и психологов;
2. Описательный, применяемый для выявления значения образования в развитии личности;
3. Дедуктивный, метод теоретического исследования, позволяющий сделать вывод общих особенностях изучаемого объекта на основании его отдельных свойств;
4. Анализ, применяемый для разностороннего изучения развития личности.
ГЛАВА 1 ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Игра как вид обучающий деятельности
Повышение эффективности урока английского языка является главной задачей среди педагогов. Уровень знаний, заинтересованность в предмете в значительной степени зависят от качеств урока. Одним из способов достижения данных целей является придание тому или иному виду учебной деятельности нестандартных, оригинальных форм.
Для обучения учащихся младших классов в силу возрастных особенностей приоритетным является использование игровых технологий.
Под игровыми педагогическими технологиями подразумевается сочетание средств и методов организации обучения в форме разнообразных педагогических игр. Педагогическая игра отличается от обычной игры тем, что имеет четко определенную задачу, преследующую педагогический результат и имеет учебно-познавательную направленность1.
Игра – это мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее педагогу иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие1».
Обучающая игра является одним из эффективных средств создания коммуникативной направленности на уроке английского языка. На начальном этапе она служит необходимым компонентом урока и значительно увеличивает производительность учебного процесса.
Стоит отметить, что игра сама по себе вызывает интерес и активность младших школьников и дает им возможность проявит себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминания иноязычных слов и предложений. Обучающая игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое.
Игровая деятельность активизирует стремление младших школьников к контакту друг с другом и педагогом, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между педагогом и учащимся.
Роль обучающей игры на уроке английского языка и отводимое для ее проведения время зависят от ряда факторов: подготовки младших школьников, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Если обучающая игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служит своеобразным повторением пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективным при введении нового материала.
Индивидуальные и тихие игры можно выполнить в любой момент урока, коллективные желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности.
Применяя языковые и речевые игры на уроке английского языка необходимо учитывать:
- выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован;
- четко определена цель обучающей игры;
- в играх должно быть задействовано как можно больше младших школьников;
- игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям.
Целесообразно отметить, что урок английского языка – это не только игра, доверительность и непринужденность общения педагога с учащимися, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играми, располагает ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.
Суть обучающей игры заключается в решении познавательных задач, предстающих перед учащимися в интересной форме, что, безусловно связано с интеллектуальным развитием, решением проблем и преодолением трудностей. В процессе игры учащийся усваивает определенный программный материал, это развивает способность к наблюдению, сравнению, а также классифицированию предметов по их отличительным признакам, развивая память и предметное внимания. Обличая элементы урока в игровую форму, педагог создает в классе атмосферу равенства, увлеченности и радости. Вследствие этого, языковой материал усваивается незаметно.
1.2 Классификация игр, применяемых на уроках английского языка
Традиционно игры, применяемые на уроках английского языка, направлены на формирование языковых навыков и умений, поэтому они делятся на следующие группы, подробно описанные М.Ф. Строниным1:
- грамматические игры;
- лексические игры;
- фонетические игры;
- орфографические игры;
- творческие игры.
Каждая группа игр характеризуется определенными параметрами: формой проведения, целями, задачами.
Грамматические игры, используемые на уроках английского языка, помогут сделать классную работу более увлекательной и интересной. Безусловно, нужно заметить, что использование грамматических игр, несмотря на их надежность в формировании грамматических навыков, должно быть разумным и в качественном, в количественном отношении.
Используя на уроках английского языка грамматические игры, педагог преследует ряд целей:
- научить младших школьников употреблению речевых образцов, которые содержат определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления этих образцов;
- развить речевое творчество учащихся.
Использование лексических игр на уроках английского языка не менее
важно, чем использование грамматических игр. Лексическая игра тоже является фундаментом коммуникативности.
Используя на уроках лексические игры, педагог может добиться следующих целей:
- употреблять лексику в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся;
- знакомить с сочетаемостью слов.
Существуют определенные правила введения в речевой оборот ребенка
новых лексических единиц. Поскольку слова хранятся в памяти ассоциативно-тематическими группами, то и вводить их нужно тематическими группами. Именно поэтому учебный материал сосредоточен вокруг базовых лексических тем: семья, внешность, части тела, одежда, дом, город, школа, еда, животные, цвет1.
Фонетические игры используются для формирования и корректировки
произносительных (фонетических) навыков младших школьников. Фонетические навыки признаются наиболее хрупкими, подверженными деавтоматизации, т.е. разрушению в силу недостаточного или несистематического подкрепления (тренировки). Систематичность применения специальных фонетических имитационных упражнений, фонетически направленных игровых заданий способствует формированию основ фонетических навыков
Цели использования фонетических игр на уроках английского языка
сводятся к следующему:
- к тренировке произношения английских звуков;
- к обучению громкости и отчетливости чтения стихотворений;
- к формированию навыков фонетического слуха.
Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность, игры-лото со звуками.
Орфографические игры способствуют формированию и развитию речевых навыков. Основная цель этих игр – освоение правописания иностранных слов. Орфографические игры, как правило, рассчитаны на развитие памяти детей или на воспроизведение орфографического образа слова.
К творческим играм относят два вида игр – ролевую игру и игрудраматизацию.
Ролевая игра – это игра, участники которой условно воспроизводят реальную практическую деятельность людей, создавая тем самым условия реальной коммуникации1.
В ходе проведения ролевой игры педагог создает мотивацию учащихся
к речевой деятельности.
Игра-драматизация - это творческая игра, применяемая с целью увеличить
интенсивность учебного процесса, повысить уровень владения языком, улучшить эмоциональный фон урока, вызвать и поддерживать интерес младшего школьника к обучению, позволить ему проявить себя, самоутвердиться, испытать чувство успеха.
Используя игру-драматизацию в процессе обучения английскому языку, педагог может достичь следующих целей:
- формирование определенных навыков;
- развитие речевых умений;
- запоминание речевого материала.
Благодаря драматизации на уроках английского языка улучшается речь,
интонация, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, двигательный ритм, пластичность; развиваются технические и художественные способности (работа над сценой, костюмами, декорациями).
Таким образом, использование игр на уроках английского языка является чрезвычайно важным методическим приемом, помогающим педагогу глубже раскрыть личностный потенциал каждого младшего школьника, развить в нем трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе, сохранить и укрепить учебную мотивацию.
1.3. Психологические и возрастные особенности младших школьников при обучении иностранным языкам
Младшие школьники - дети, обучающиеся в образовательном учреждении, в возрастном периоде от 6 - 7 до 10 - 11 лет. В возрасте 6 - 7 лет, у детей происходит переломный момент в их жизни - происходит переход от игровой деятельности к учебной. Тем не менее, игра полностью не исчезает из жизни; она отодвигается на второй план, всё ещё занимая значимое место. Теперь основную роль приобретает учебная деятельность.
На данном этапе обучения большая роль отводится педагогу. Главная задача которого состоит в том, чтобы правильно и адекватно осуществить этот переход от игровой деятельности - к учебной. Для этого педагог должен учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности младших школьников.
Многие педагоги, психологи и методисты считают, что младший школьный возраст является более успешным для изучения иностранных языков, чем остальные возраста. В этом возрастном периоде дети изучают иностранный язык, как губка, то есть они осваивают новый материал опосредованно и подсознательно1. Из этого следует, что у младших школьников есть огромные возможности в изучении иностранного языка.
Особое значение на занятиях иностранного языка в начальной школе имеет атмосфера урока. Каждый младший школьник должен чувствовать себя на уроке свободно, комфортно, спокойно, поэтому педагог должен создать на уроке хорошую, дружескую, благоприятную атмосферу. В таком случае младшие школьники могут полностью проявить себя и свои способности.
Следует отметить, что не менее значительным в процессе обучения являются отношения между педагогом и учащимся. Отношения необходимо строить на основе уважения к личности ребенка, признавая и принимая его таким, какой он есть. Педагог должен быть авторитетом для учеников. Младшие школьники склонны воспринимать его как значимого взрослого, с которого можно брать пример и на которого можно положиться. Возникают ситуации, в которых педагог может помочь, дать правильный совет, тогда отношения между ними будут более крепкими, и младший школьник будет с большим уважением относиться к своему педагогу.
Школьники в начальной школе могут заниматься одним делом от 10 до 15
минут, поскольку координация внимания у них еще плохо развита, вследствие этого, в течение урока педагог должен менять виды деятельности. Именно поэтому целесообразно включать в урок игровые моменты.
Младшие школьники с интересом относятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей и животных, сказочных персонажей. Эту особенность необходимо учитывать и использовать при обучении устной речи на английском языке. Игровые ситуации создают условия для естественного общения детей.
Обучающие игры и игровая деятельность могут помочь младшим школьникам в преодолении языкового барьера. Ведь именно в начальной школе
закладывается фундамент, основная база для освоения английского языка. Для
преодоления языкового барьера, необходимо использовать на уроках игры и упражнения, включающиеся в себя игровые моменты; скороговорки и пословицы; стихи и песни; считалки и рифмовки; кроссворды и ребусы.
При таком подходе младшие школьники преодолевают языковой барьер и
довольно быстро начинают свои действия и эмоции сопровождать высказываниями на английском языке1.
Следует отметить, что у многих младших школьников присутствует страх сделать ошибку. Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать преодолению этого страха. Для этого нужно объяснить, что бояться ошибок не надо, это вполне естественно. Необходим опыт, чтобы ошибки исчезли. Отсутствие страха перед ошибкой стимулирует высокую мотивацию в изучении
английского языка2. Педагогу необходимо подчёркивать каждый, даже самый маленький успех, незначительное продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда их хвалят.
Индивидуальный подход формирует наиболее благоприятные возможности для развития активности, познавательных сил, склонности и дарований каждого ребенка. Педагог может подбирать индивидуальные задания в зависимости от способностей ученика и уровня сформированности у него речевых навыков и умений, опираться на жизненный опыт обучаемого, его интересы, желания, эмоционально - чувственную сферу.
Подводя итог, необходимо отметить, что дети в младшем школьном возрасте лучше, быстрее и эффективнее усваивают английский язык. Этому способствуют их природные возможности и способности, а также правильный учет психологических, возрастных, и индивидуальных особенностей. На начальном этапе закладывается база для дальнейшего изучения английского языка, на последующих этапах происходит более углубленное обучение. В период обучения во 2 - 4 классах педагог должен сделать все возможное, чтобы помочь сформировать эту базу. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, которая реализуется в играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
Список использованной литературы
1. Петричук И. И. Еще раз об игре // Иностранный язык в школе. - 2018. - № 2. - С. 37.
2. Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов / Е. Н. Ашанина [и др.]; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2023. - 165 с. URL: https://urait.ru/bcode/515140 (дата обращения: 14.04.2023).
3. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 2001. - 370 с.
4. Сатюкова А. А. Современная классификация игр (на основе теории М.Ф. Стронина) / А. А. Сатюкова, М. В. Фоминых // Молодой ученый. - 2016. - № 7.5 (111.5). - С. 71. URL: https://moluch.ru/archive/111/26916/ (дата обращения: 17.04.2023).
5. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – Спб.: Издательство «Четыре четверти», 2019. - 192 с.
6. Методика обучения иностранному языку / Под редакцией О. И. Трубициной. – М.: Издательство Юрайт, 2023. - 384 с.
7. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018.- 104 с.
1 Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов / Е. Н. Ашанина [и др.]; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2023. - 165 с. URL: https://urait.ru/bcode/515140 (дата обращения: 14.04.2023).
1 Петричук И. И. Еще раз об игре // Иностранный язык в школе. – 2018. – № 2. – С. 37.
1 Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 2001. – С. 70 - 73.
1 Сатюкова А. А. Современная классификация игр (на основе теории М.Ф. Стронина) / А. А. Сатюкова, М. В. Фоминых // Молодой ученый. - 2016. - № 7.5 (111.5). - С. 71. URL: https://moluch.ru/archive/111/26916/ (дата обращения: 17.04.2023).
1 Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - Спб.: Издательство «Четыре четверти», 2019. – С. 12.
1Методика обучения иностранному языку / Под редакцией О. И. Трубициной. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – С. 12-16.
1 Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018.- С.23.
2 Методика обучения иностранному языку / Под редакцией О. И. Трубициной. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – С. 157.