Файл: Программа профессиональной переподготовки Специальное (дефектологическое) образование Олигофренопедагогика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Виды и причины физических и психических нарушений
2. Особенности образа ребенка с ОВЗ у разных субъектов образования
2.1. Педагоги и дети с особыми образовательными потребностями
2.2. Дети с особыми образовательными потребностями и их сверстники
2.3. Родители и дети с особыми образовательными потребностями
вступать в конфликты, подозревать в корысти. Иногда период агрессии длится недолго, но носит взрывоопасный характер. Бывает, что агрессия обращается и на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат. Агрессия может обратиться и внутрь, превратиться в постоянное чувство собственной вины, часто сопровождается поиском причин рождения больного ребенка в своем поведении.
Негативизм и отрицание, как правило, явление временное, и, по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Наступает период депрессии. Депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, «несоциолизируемости» его психического и физического дефекта, неутихающей боли от осознания неполноценности родного человека, который находится только еще в начале жизненного пути. Период депрессии характеризуется наличием тревожного компонента. Наблюдаются идеи виновности, малоценное, деперсонализация: «я это руки и ноги моего ребенка». В этот период наблюдается так называемая «фаза скорби» - скорби по желанному здоровому ребенку, которого нет. Отношение к проблемному ребенку зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребенком.
Наконец, пятая стадия - стадия принятия, характеризующаяся социально-психологической адаптацией всех членов семьи. В этот период происходит принятие появления больного ребенка как факт своей жизни, когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию, готовы руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и достаточно разумно следовать их советам. Семья начинает строить жизнь с учетом сложившейся ситуации. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот и пособий. Бывают случаи, когда родители успешно адаптируются в социуме, создают общественные движения за права инвалидов и считают себя счастливыми более чем другие: «Я могу назвать себя счастливой матерью, так как знаю «цену» жизни. Я радуюсь каждому новому слову, произнесенному моим ребенком».
Эту сложную психологическую работу перехода от одной стадии к другой совершает подавляющее большинство матерей, родивших больных детей. Чаще всего ее совершают в одиночку или с близкими людьми. В лучшем случае, на проживание данного «цикла горя» уходит от полугода до 2 - 3 лет. В худшем принятие появления больного ребенка не наступает и происходит «застревание» на какой-либо из описанных стадий. В случае если травматический опыт пережит не полностью, подавленные эмоциональные реакции спонтанно появляются на неосознаваемом уровне в контактах с людьми и приводят к нарушению их адекватности.
В связи с этим возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членами семей с ребенком-инвалидом, так как именно они являются тем ресурсом для ребенка, который вселяет уверенность, дает силы к преодолению трудностей. Поскольку семья является первичной средой развития ребенка, члены семьи, формирующие эту среду, должны стать первыми, кому оказывается психологическая помощь, в случае рождения больного ребенка.[23]
Психологическая помощь – это воздействие на чувства, импульсы, мысли, отношения, способствующие снятию психологических проблем, беспокоящих клиента; это предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психологического и психического здоровья, адаптации к социальному окружению для формирования стрессо - и неврозоустойчивости.
Цель психологической помощи родителям детей-инвалидов заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов. Тактика психолога, психотерапевта зависит от того, на какой стадии переживания случившегося находится клиент.
Обобщенно это можно представить следующим образом:
В стадии отрицания не должны мешать родителю больного ребенка.
В стадии агрессии целесообразно дать клиенту "выплеснуться", принять агрессию на себя из милосердия к клиенту.
В депрессивной стадии необходимо эмпатийно разделить переживание.
В стадии принятия необходимо оптимистично поддержать клиента.
В работе с родителями и членами семей детей-инвалидов на групповых и индивидуальных занятиях можно использовать следующие направления: семейную психотерапию (Э.Г. Эйдемиллер, Л.Я. Варга и др.), групповая психотерапия (Б.Д. Карвасарский), социально-психологический тренинг (Е.В.Сидоренко, Н.Ю. Хрящева), аутогенную тренировку (Шульц), музыкотерапию, цветотерапию, аромотерапию, воздействие эффектов сенсорного оборудования и др.
В отдельные блоки психологической помощи можно выделить образовательное направление, которое позволяет родителям получать знания о воспитании, обучении «нетипичных» детей, а также информирование населения о проблемах детей-инвалидов и их семей через средства массовой информации и воспитание гуманного отношения к детям-инвалидам у школьников общеобразовательных школ (тренинги беседы).
Результатом прилагаемых усилий явилось реальное улучшение психического и психологического здоровья членов семей, воспитывающих детей-инвалидов, повышение родительской компетентности, укрепление семейных связей, повышение толерантности в обществе к детям с ограниченными возможностями и их семей.[12]
Кроме психологической помощи, которая приводит к улучшению психического и психологического здоровья членов семьи, семья нуждается также в реабилитации и абилитации.
Изучив научную литературу об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья у разных субъектов образования, я пришла к выводу, что ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.
1. Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие/ПЕР СЭ, 2016 – 7 с.)
2. Арефьева - Малафий Л. Чтобы стало немного теплее // Социономия (социальная работа). - 2015. № 6. - С.23 - 27.
3. Ахметова Д. З., Нигматов З. Г., Челнокова Т. А., Юсупова Г. В., Морозова И. Г./Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие/Познание, 2013 – 179с.
4. Брынцова Г. По ту сторону света // Российская газета. - 2016. 18 апреля.
5. Будникова Е. С. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №34 С.069-072.
6. Буренина Елена Евгеньевна Готовность педагогических работников общеобразовательных организаций к внедрению инклюзии // ЧиО. 2014. №4 56с.)
7. Дороничева, А. С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме [Электронный ресурс] / 8. А. С. Дороничева, С. М. Машевская. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492– свободный
9. Завражин С.А., Фортова Л.К. "Адаптация детей с ограниченными возможностями". М.: Академический проект: Трикста, 2015. - 125 с.
10. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 – 66 – 67с.)
11. Инклюзивное образование: история, теория, технология /Нигматов З. Г., Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. /Познание, 2014 – 26 с.
12. Испулова С. Комплексный центр социального обслуживания // Социальное обеспечение. 2015. № 11. С. 17-20.
13. Киприянова Екатерина Александровна Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. 2015. №S1 С.156-160.
14. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2015. 205 с.
15. Машер Н. Гуманность без иллюзий // Семья и школа. 2015. № 10
16. Медникова С. Тепло, посемейному // Социальная защита. 2015. № 8
17. Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Анапа, 2013. – Режим доступа:http://anapa6school.narod.ru/cdo/mk_mru.docx– свободный
18. Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии: учебник для студентов вузов/Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 – 226с.
19. Нигматов З. Г., Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. Инклюзивное образование: история, теория, технология/Познание, 2014 – 56с.
20. Отделкина Н.В. «Добрый мир» // Социономия (социальная работа). 2015. № 8. С.25 - 30.
21. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия»,2012. – 576 с.)
22. Перевалова, Н. Е. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Н. Е. Перевалова. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/580261– свободный
23. Социальная сплоченность // Социальное обеспечение. - 2015. № 16
Негативизм и отрицание, как правило, явление временное, и, по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Наступает период депрессии. Депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, «несоциолизируемости» его психического и физического дефекта, неутихающей боли от осознания неполноценности родного человека, который находится только еще в начале жизненного пути. Период депрессии характеризуется наличием тревожного компонента. Наблюдаются идеи виновности, малоценное, деперсонализация: «я это руки и ноги моего ребенка». В этот период наблюдается так называемая «фаза скорби» - скорби по желанному здоровому ребенку, которого нет. Отношение к проблемному ребенку зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребенком.
Наконец, пятая стадия - стадия принятия, характеризующаяся социально-психологической адаптацией всех членов семьи. В этот период происходит принятие появления больного ребенка как факт своей жизни, когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию, готовы руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и достаточно разумно следовать их советам. Семья начинает строить жизнь с учетом сложившейся ситуации. Показателями адаптации являются такие признаки, как уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Спонтанная адаптация может пойти разными путями от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды в виде льгот и пособий. Бывают случаи, когда родители успешно адаптируются в социуме, создают общественные движения за права инвалидов и считают себя счастливыми более чем другие: «Я могу назвать себя счастливой матерью, так как знаю «цену» жизни. Я радуюсь каждому новому слову, произнесенному моим ребенком».
Эту сложную психологическую работу перехода от одной стадии к другой совершает подавляющее большинство матерей, родивших больных детей. Чаще всего ее совершают в одиночку или с близкими людьми. В лучшем случае, на проживание данного «цикла горя» уходит от полугода до 2 - 3 лет. В худшем принятие появления больного ребенка не наступает и происходит «застревание» на какой-либо из описанных стадий. В случае если травматический опыт пережит не полностью, подавленные эмоциональные реакции спонтанно появляются на неосознаваемом уровне в контактах с людьми и приводят к нарушению их адекватности.
В связи с этим возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членами семей с ребенком-инвалидом, так как именно они являются тем ресурсом для ребенка, который вселяет уверенность, дает силы к преодолению трудностей. Поскольку семья является первичной средой развития ребенка, члены семьи, формирующие эту среду, должны стать первыми, кому оказывается психологическая помощь, в случае рождения больного ребенка.[23]
Психологическая помощь – это воздействие на чувства, импульсы, мысли, отношения, способствующие снятию психологических проблем, беспокоящих клиента; это предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психологического и психического здоровья, адаптации к социальному окружению для формирования стрессо - и неврозоустойчивости.
Цель психологической помощи родителям детей-инвалидов заключается в содействии адекватной социальной адаптации в условиях изменившихся микросоциальных факторов. Тактика психолога, психотерапевта зависит от того, на какой стадии переживания случившегося находится клиент.
Обобщенно это можно представить следующим образом:
В стадии отрицания не должны мешать родителю больного ребенка.
В стадии агрессии целесообразно дать клиенту "выплеснуться", принять агрессию на себя из милосердия к клиенту.
В депрессивной стадии необходимо эмпатийно разделить переживание.
В стадии принятия необходимо оптимистично поддержать клиента.
В работе с родителями и членами семей детей-инвалидов на групповых и индивидуальных занятиях можно использовать следующие направления: семейную психотерапию (Э.Г. Эйдемиллер, Л.Я. Варга и др.), групповая психотерапия (Б.Д. Карвасарский), социально-психологический тренинг (Е.В.Сидоренко, Н.Ю. Хрящева), аутогенную тренировку (Шульц), музыкотерапию, цветотерапию, аромотерапию, воздействие эффектов сенсорного оборудования и др.
В отдельные блоки психологической помощи можно выделить образовательное направление, которое позволяет родителям получать знания о воспитании, обучении «нетипичных» детей, а также информирование населения о проблемах детей-инвалидов и их семей через средства массовой информации и воспитание гуманного отношения к детям-инвалидам у школьников общеобразовательных школ (тренинги беседы).
Результатом прилагаемых усилий явилось реальное улучшение психического и психологического здоровья членов семей, воспитывающих детей-инвалидов, повышение родительской компетентности, укрепление семейных связей, повышение толерантности в обществе к детям с ограниченными возможностями и их семей.[12]
Кроме психологической помощи, которая приводит к улучшению психического и психологического здоровья членов семьи, семья нуждается также в реабилитации и абилитации.
Заключение
Изучив научную литературу об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья у разных субъектов образования, я пришла к выводу, что ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.
Список используемой литературы
1. Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие/ПЕР СЭ, 2016 – 7 с.)
2. Арефьева - Малафий Л. Чтобы стало немного теплее // Социономия (социальная работа). - 2015. № 6. - С.23 - 27.
3. Ахметова Д. З., Нигматов З. Г., Челнокова Т. А., Юсупова Г. В., Морозова И. Г./Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие/Познание, 2013 – 179с.
4. Брынцова Г. По ту сторону света // Российская газета. - 2016. 18 апреля.
5. Будникова Е. С. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №34 С.069-072.
6. Буренина Елена Евгеньевна Готовность педагогических работников общеобразовательных организаций к внедрению инклюзии // ЧиО. 2014. №4 56с.)
7. Дороничева, А. С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме [Электронный ресурс] / 8. А. С. Дороничева, С. М. Машевская. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492– свободный
9. Завражин С.А., Фортова Л.К. "Адаптация детей с ограниченными возможностями". М.: Академический проект: Трикста, 2015. - 125 с.
10. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 – 66 – 67с.)
11. Инклюзивное образование: история, теория, технология /Нигматов З. Г., Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. /Познание, 2014 – 26 с.
12. Испулова С. Комплексный центр социального обслуживания // Социальное обеспечение. 2015. № 11. С. 17-20.
13. Киприянова Екатерина Александровна Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. 2015. №S1 С.156-160.
14. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2015. 205 с.
15. Машер Н. Гуманность без иллюзий // Семья и школа. 2015. № 10
16. Медникова С. Тепло, посемейному // Социальная защита. 2015. № 8
17. Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Анапа, 2013. – Режим доступа:http://anapa6school.narod.ru/cdo/mk_mru.docx– свободный
18. Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии: учебник для студентов вузов/Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 – 226с.
19. Нигматов З. Г., Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. Инклюзивное образование: история, теория, технология/Познание, 2014 – 56с.
20. Отделкина Н.В. «Добрый мир» // Социономия (социальная работа). 2015. № 8. С.25 - 30.
21. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия»,2012. – 576 с.)
22. Перевалова, Н. Е. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Н. Е. Перевалова. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/580261– свободный
23. Социальная сплоченность // Социальное обеспечение. - 2015. № 16