Файл: Дидактическая игра как метод обучения ( Психологические особенности развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подведем итог сказанному выше. Наиболее целесооб­разно такое построение занятия по обучению звукопроизношению, когда в первой его части обеспечивается показ образца, во второй части — речевая активность детей, основанная на подражании образцу. Основной прием обуче­ния— вызывание звука на основе подражания.

Цель этих занятий — упражнять артикуляционный аппа­рата речевой слух, чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать. На занятиях используются игровые упражнении для развития речевого дыхания, внимания, речевого слуха. Примером может служить игра «Что делает Петрушка». Петрушка перелистывает за ширмой странички книги, помешивает ложечкой в стакане, хлопает в ладоши, чиха­ет или кашляет, а дети отгадывают, что он делает (разви­тие слухового внимания). Петрушка может также шепотом давать детям задания типа «Найди на столе игрушку, назо­ви ее и покажи всем» (развитие речевого слуха) и т. п.

Специалисты-дефектологи рекомендуют задания на со­ставление детьми чистоговорок (бы-бы-бы — идет дым из трубы; за-за-за —к нам идет коза).[11]

Пятый год жизни

Обучение осуществляется на занятиях и вне их. Специ­альные занятия проводятся один и даже два раза в месяц. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей. Отдельные упражнения — звукоподражательные, интонационные и др. — входят в другие занятия по разви­тию речи.

Методика проведения занятий определяется не только особенностями произношения детей, но и предшествую­щей работой. Если с детьми на предыдущем этапе не про­водилась специальная работа и уровень их произношения низкий, необходимо несколько форсировать процесс обу­чения, по возможности восполняя имеющийся пробел. Поэтому с детьми пятого года при наличии большого ко­личества дефектов произношения в течение первых двух месяцев можно проводить занятия, которые рекомендуют­ся для дошкольников четвертого года жизни. При этом це­лесообразно усложнить методику подачи образца и сопро­вождать показ краткими пояснениями о положении орга­нов артикуляции.

Следующий этап — работа над трудными для произно­шения звуками — свистящими и шипящими. Показ артикуляции должен сопровождаться объяснением ее. Но этот прием не всегда доступен детям без соответствующей под­готовительной работы.

Переходной ступенью от использования игровых при­емов, направленных на вызывание звука на основе подра­жания, к специальным, более эффективным на данном этапе обучения приемам может быть подведение детей к восприятию объяснения артикуляции в образной форме в процессе рассказывания сказки или чтения рассказа.


Примером может служить сказка «О веселом ветре». Детям предлага­ют слушать сказку, внимательно смотреть, как говорит педагог, и помо­гать, когда потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына. Каждый сын дул по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы вперед, как будто хочет потушить свечку, и подует и т. д. В образной, доступной детям форме сказка дает детям ясное представле­ние об артикуляционном укладе. Дети, подражая педагогу, вытягивают губы, растягивают их в улыбку.[8]

Систематические пояснения о положении органов артикуляционного аппарата вырабатывают у детей при­вычку не только слушать, но и смотреть, как произносит воспитатель, а затем следовать этому образцу. Поэтому при­мерно со второй половины учебного года при постановке и закреплении шипящих и сонорных (л, р) звуков вводит­ся объяснение артикуляции и усложняется структура за­нятия.[7]

При обучении звукопроизношению следует опираться на различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактиль­ный, кинестетический. Слух дает ребенку возможность вос­принимать речь окружающих и контролировать собствен­ное произношение.[2]

Помимо слухового восприятия большое значение имеет зрительное восприятие артикуляции. Но движения голосо­вых связок, мягкого нёба и частично движения языка де­тям не видны. Здесь приходит на помощь объяснение. Объяс­нение артикуляции помогает ребенку осознать положение губ, зубов, языка при произнесении звука, а показ — увидеть положение органов артикуляции. Кроме того, показ дает детям возможность контролировать собственное про­изношение. Важно использовать также тактильно-вибраци­онные ощущения, которые возникают, если прикасаться к гортани, щеке, носу, груди говорящего или подносить руку ко рту (дрожание гортани при произнесении звука ж, наличие теплой и широкой струи воздуха при произнесении ш), а также кинестетический анализатор (ощущение вибрации кончика языка при произнесении р).

На занятиях используются показ и простое, доступное детям объяснение артикуляции звука. Дети активно вос­принимают показ и объяснение, реагируют вытягивани­ем губ, произнесением звука, стараясь придать нужное положение органам артикуляции. Объяснение артикуля­ции повышает активность детей на занятиях, вызывает интерес к артикуляции, стимулирует процесс овладения навыком.

Для успешного введения нового приема обучения необ­ходимы четкое выдвижение перед детьми учебной задачи («Будем учиться произносить звук ш») и мотивация дея­тельности, особенно на первоначальном этапе. Нужно под­черкнуть, что происходит перестройка деятельности ре­бенка. Если прежде детям предлагалось поиграть, то теперь ставится новая задача - учиться и научиться произносить звук. Постановка учебной задачи способствует более созна­тельному выполнению указаний воспитателя в процессе занятия. Этому же способствует мотивация учебной дея­тельности (для чего нужно учиться произносить звук).[1]


Структура занятия меняется. В нем условно можно выде­лить три части. В первой части перед детьми ставится учебная задача, даются показ и объяснение артикуляции звука. Затем дети упражняются в произнесении изолиро­ванного звука. Повторные упражнения на этот звук воз­можны и в форме звукоподражаний (шум ветра, жужжа­ние жука и др.).

В средней группе, в отличие от младшей, осуществляет­ся индивидуальная работа с детьми, имеющими дефекты в произношении звуков. В ней важны планомерность, систе­матичность, соответствие этапам обучения звукопроизношению, учет индивидуальных особенностей детей.[13]

Помимо обучения произношению звуков проводится работа по воспитанию умения пользоваться силой голоса, темпом речи, разнообразными интонациями в зависимос­ти от задач и условий общения. В методической литературе описаны интересные приемы работы с детьми.

Заключение

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Игра дошкольников:

- побуждает детей к общению друг с другом;

- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

- способствует совершенствованию разговорной речи;

- способствует обогащению словаря;

- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Изучив литературу по теме исследования, мы выяснили, что:

  • Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
  • Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения и навыки, готовятся к обучению в школе.
  • Дидактическая игра является одним из средств обучения детей дошкольного возраста, имеет свои особенности и функции, выделяется из большого количества игр своей структурой.
  • Обучающие игры классифицируют по разнообразным направлениям. Классификация дидактических игр помогает педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, не допускать в работе с детьми дублирования.
  • Дидактические игры весьма сложны для руководства. В каждой возрастной группе дошкольного учреждения свои особенности руководства.

Список использованных источников

    1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма обучения в детском саду. – М., 1972
    2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
    3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.-160с.
    4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.,1977
    5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.
    6. Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи. – М., 2002
    7. Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.
    8. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в детском саду 2002, №2.
    9. Дидактические игры и занятия с детьми  дошкольного возраста. – М., 1985
    10. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975
    11. Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.
    12. Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1989.
    13. Катаева А. А. Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.
    14. Кухно Т. А. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста - (http://www.adou.ru/categories/2/articles/216).
    15. Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М.: Аквариум, 1995.
    16. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
    17. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.
    18. Максаков А. И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
    19. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г. А. М.: Детство – Пресс, 2002.
    20. Павлова Л. Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 152 с.
    21. Рудик П. А. Психология Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.
    22. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич.- М., 2001
    23. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф. А. - М.: Просвещение, 1991.
    24. Швайко Г. С Игры игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
    25. Швецова И. формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007, № 5
    26. Фесюкова Л.Б. От трёх до семи. – Харьков, СПб., 1996
    27. Фот Алёна Александровна Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе. – (http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/02/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya).