Файл: Дидактическая игра как метод обучения ( Психологические особенности развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В обоих случаях цель игры должна формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие опредёленных психических процессов таких, как мышление, память и внимание, или способностей ребенка. Она является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают им импульсивность.[5]

Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделять своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длительные слова. Живость и богатство интонаций тоже играет немаловажную роль – способствуют лучшему условию речи.[20]

Для проведения дидактических игр для детей дошкольного возраста можно выделить определенные правила:

  1. Необходимо вызвать интерес к игре у детей: создание сюрпризного момента, игровой ситуации, через использование каких-либо сказочных героев. В ходе проведения дидактических игр педагог должен сохранять игровое настроение у детей: интересный материал, шутки, смех, тон воспитателя. Дети не должны ощущать на себе обучающего характера игры. Каждая игра должна содержать элемент новизны.
  2. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.
  3. Проведение дидактической игры состоит в правильном определении дидактических задач - познавательного содержания; в определении игровых задач и реализации через них дидактических задач; в продумывании игровых действий и правил, в предвидении обучающих результатов. Педагогу необходимо добиваться активности всех детей, особенно в коллективных играх: каждый ребенок должен понять и принять дидактическую задачу
  4. Педагог должен следить за выполнением игровых правил, исправлять ошибки детей, напоминать о существовании правил, если ребята отклоняются от них. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей
  5. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.
  6. Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть еще лучше» или: «Новая игра будет еще интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.[27]

Воспитатель должен подготовиться к проведению обучающих игр. Подготовка педагога заключается в выборе цели игры, подборе самой игры, определение способа организации и места проведения, подготовке необходимого материала. Воспитатель продумывает ее структуру, тщательно и всесторонне разрабатывает план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. [14]

Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время нe превращали игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Так же руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей, нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры. При проведении дидактических игр необходимо обратить особое внимание на тех детей, которые долго не ходили в детский сад. [17]

При проведении дидактических игр для отработки правильного звукопроизношения педагогу необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, то есть, в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с детьми педагогу следует изучать положение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зеркалом. Если при этом возникают затруднения, педагогу следует воспользоваться учебными пособиями по логопедии.

Когда артикуляционный уклад звука будет педагогом усвоен, следует заняться подбором артикуляционных упражнений, дидактических игр необходимых для постановки звука.

Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным предметом, изображенным на картинке (широкий кончик языка – лопаточка, узкий кончик языка - иголочка и т.п.). в последующей работе при показе картинки дети будут выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны педагога.[24]


В дошкольных учреждениях нужно проводить и артикуляционную гимнастику – систему упражнений для речевых органов. Ее цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционной гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.[19]

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной конструкции.

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно три раза:

В утренние часы, после занятий и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики – 5минут.

Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается педагогом в соответствии с разрабатываемым звуком.

В комплекс входят 4-5 упражнений: 2-3 статистических и 2-3 динамических.

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным на постановку того же звука.

В результате педагог каждую неделю знакомит детей с одним новым упражнением и отрабатывает его в артикуляционной гимнастике.

Знакомство с новым артикуляционным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки, затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом он контролирует правильность его выполнения каждым ребенком.

После этого педагог показывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу, а по картинке. Педагог опять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком. Сначала движения выполняются медленно, затем темп их удваивается.[18]

Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед ними – педагог встает за их спины. Все видят друг друга в зеркале. Общение, показ артикуляционных поз происходит через них. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видят картинки, которые демонстрирует педагог. А педагогу видно, как дети выполняют предложенные артикуляции.[7]


2.3 Средства и методы развития звуковой стороны речи детей 4 – 5 летнего возраста

Содержание и методические приемы обучения опреде­ляются возрастными особенностями развития речи детей.

Четвертый год жизни

На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и ре­чевое дыхание; уточняют и закрепляют артикуляцию звуков.

В обучении звукопроизношению наиболее эффективны следующие виды занятий: дидактические игры с игрушка­ми на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Угадай, кто кричит»; рассказ-драматизация с игрушками; рассказ вос­питателя с включением высказываний детей; игры с элементами движений типа «Поезд», «Автомобили».

На этих занятиях необходимо обеспечивать четкий по­каз образца для подражания, показ артикуляции звука. Вос­приятие образца должно быть полноценным. Не следует отвлекать детей движениями,- игрушками и др.[3]

В основе обучения детей четвертого года жизни лежит подражание образцу — четкому, ясному произношению воспитателя. Нужный звук выделяется голосом, произно­сится несколько утрированно, более длительно и напря­женно, чем обычно. Внимание детей привлекают не только к звучанию, но и к артикуляции. Наиболее целесообразно такое построение занятий, где подача образца, обеспечи­вающая полноценное его восприятие (включая артикуля­цию), сочетается с последующими упражнениями.

Важным условием успешного обучения на занятиях яв­ляется также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков и звукосочетаний. Однако многократное однообразное повторение надоедает детям, быстро утом­ляет их. В связи с этим возникает вопрос об использова­нии таких приемов обучения, которые обеспечивали бы сочетание многократных повторений речевого материала с эмоциональной настроенностью детей. Таковыми явля­ются общепринятые в работе с младшими дошкольника­ми игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались ... и услышали ...»); ими­тационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, деревья и подражают их стуку, шуму); чтение художественных произве­дений со звукоподражаниями (веселые песенки, потеш­ки, загадки); использование наглядного материала (иг­рушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.). Важно умелое использование и правильное чередование этих приемов.[26]


В методических пособиях по обучению правильному про­изношению детей четырех летнего возраста реко­мендуются игры с элементами движений и звукоподража­нием: «Совушка-сова», «Поезд», «Автомобили» и др. Глав­ными в этих играх для детей являются движение, динами­ка, а речь (звукоподражание) отодвинута на второй план, и задача звукопроизношения не решается. Поэтому на на­чальном этапе обучения не следует использовать эти игры и ставить перед детьми одновременно две задачи — выпол­нения движений и звукопроизношения. Моторные прояв­ления тормозят речевую деятельность.[4]

Одновременный показ артикуляции и выполнение движе­ний не дает также ребенку возможности полноценно воспри­нимать произношение звука или звукосочетания на слух и зри­тельно. Таким образом, последующие упражнения не основы­ваются на подражании детей образцу воспитателя. Поэтому вышеназванные игры можно использовать в конце года, когда дети овладеют двигательными навыками, и выполнение дви­жений не будет вызывать никаких затруднений. Поскольку по­добные игры не способствуют сосредоточению внимания ре­бенка на звуковой стороне речи, а, наоборот, отвлекают его, необходимо выбирать приемы, содействующие полноценно­му восприятию звуков и создающие хорошие условия для уп­ражнения. В большей степени этим целям соответствуют ди­дактические игры и рассказы-драматизации с игрушками. Од­нако и здесь имеются отрицательные факторы.

Одновременное восприятие образца произношения и игрушек вызывает зрительное сосредоточение, зрительную доминанту. В результате возникает сопряженное торможе­ние речевых навыков, что задерживает процесс овладения произношением звуков.[7]

Полноценное восприятие образца произношения и ак­тивную подражательность обеспечивает такая методика проведения занятий, в основе которой лежит постепен­ность восприятия: вначале идет рассматривание игрушки, далее одновременно осуществляются восприятие слыши­мого образца и демонстрация артикуляции, затем проис­ходит воспроизведение образца, подкрепляемое повторным восприятием игрушки.

Такое расчлененное восприятие произношения и игру­шек сосредоточивает внимание детей на звуковой стороне речи, создает возможность для полноценного восприятия образца и дальнейшего подражания ему.

В дидактических играх показ правильного произноше­ния отдельных звуков и звукосочетаний проводится после рассматривания игрушки или при объяснении правил игры.[4]

Во второй части занятия дети упражняются в много­кратном повторении речевого материала на основе дей­ствий с игрушками и с опорой на речь (произношение) педагога. Динамика игровых действий способствует акти­визации детской речи.