Файл: Правовое положение Конституционного Суда Российской Федерации (Теоретические аспекты деятельности Конституционного суда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда.

Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента России в случае, если решением Конституционного Суда установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда не исполняют должностные обязанности или исполняют их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда.

Прекращение полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в качестве судьи Конституционного Суда ввиду нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда, совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, занятия деятельностью или совершения действий, несовместимых с его должностью, неучастия в заседаниях Конституционного Суда или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин не допускается без одновременного прекращения его полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда.

Конституционный суд Российской Федерации представляет собой судебный орган конституционного контроля, который независимо и самостоятельно осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства. Порядок образования, полномочия и деятельность Конституционного суда РФ определены в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации»[56].

Состав Конституционного суда РФ насчитывает 19 судей, один из которых выступает в качестве Председателя Конституционного суда РФ, а еще двое – его заместителями[57].

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации выполняет следующие основные функции и полномочия:

1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению на его заседаниях;


3) представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителя аппарата и руководителя Секретариата Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и структуру аппарата;

5) исполняет другие полномочия в соответствии с Законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда Российской Федерации не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из его заместителей по уполномочию Председателя Конституционного Суда. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя одним из его заместителей временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, а при равном стаже — к старейшему по возрасту судье.

Заместители Председателя Конституционного Суда осуществляют по уполномочию Председателя его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Конституционного Суда.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент. Регламент Конституционного Суда в действующей редакции от 24 января 2011 г. устанавливает порядок определения очередности рассмотрения дел на заседаниях, правила процедуры и этикета на заседаниях, особенности делопроизводства в Конституционном Суде, требования к работникам аппарата Суда и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела на заседаниях с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных Законом о Конституционном Суде, также без проведения слушаний. На заседаниях рассматриваются все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда, установленным Конституцией России и Законом о Конституционном Суде.

Конституционный Суд Российской Федерации на заседаниях также:

1) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;


2) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;

3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда Российской Федерации к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту России с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда награды или иного знака отличия иностранного государства;

4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента России полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о Конституционном Суде.

Для рассмотрения вопросов, которые не требуют согласно Закону о Конституционном Суде или Регламенту Конституционного Суда Российской Федерации проведения заседания, могут проводиться рабочие совещания судей. Рабочие совещания судей созываются Председателем Конституционного Суда либо по его поручению заместителем Председателя. Рабочее совещание судей может быть созвано по требованию любого из судей. На рабочие совещания судей могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от общего числа судей. Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей. На рабочих совещаниях судей может вестись протокол и (или) стенограмма. Решения рабочих совещаний судей имеют обязательный характер для судей и сотрудников аппарата Конституционного Суда.

Для предварительного изучения и подготовки проектов решений по вопросам изменения Регламента, обобщения практики Конституционного Суда Российской Федерации, кадровым, бюджетным и другим вопросам Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда.

Для проверки обстоятельств, связанных с предположением о совершении судьей порочащего поступка, об осуществлении им занятий или о совершении им действий, несовместимых с должностью судьи, а также для проверки фактов, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении Председателем Конституционного Суда либо его заместителем должностных обязанностей, формируется комиссия из трех судей, определяемых по жребию (за исключением судьи, в отношении которого комиссия будет проводить проверку).


Конституционный Суд Российской Федерации или Председатель Конституционного Суда для решения вопросов индивидуального характера может создавать рабочие группы. В состав рабочей группы могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда и иных подразделений. Секретариат Конституционного Суда:

  • осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации, проводит прием посетителей;
  • рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда;
  • содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях;
  • изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации.

Общее руководство Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет Председатель Конституционного Суда, непосредственное (текущее) руководство — руководитель Секретариата Конституционного Суда.

Иные подразделения аппарата занимаются материально-техническим и социально-бытовым обеспечением Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в пределах своей сметы расходов устанавливает структуру аппарата Суда, утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда. Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата Конституционного Суда, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе, нормативными актами о правовом положении работников судов, а также законодательством Российской Федерации о труде.

Заключение

На основании проведенного анализа можно сделать несколько значимых выводов о содержании в нашем государстве конституционного судебного контроля. Принятие Конституции в РФ подразумевает становление института по осуществлению конституционного и судебного контроля. Однако не является для этого безусловной предпосылкой.

Проведенный анализ позволил сформулировать также и авторское определение конституционного судебного контроля, под которым диссертант понимает систему судов судебной системы Российской Федерации, деятельность которых, инициирована иными участниками общественных отношений, и направленна на выявление, отмену и недопущение в будущем принятия актов не соответствующих нормам, имеющим конституционное значение (закрепляющих основы конституционного строя страны и защищающих права и свободы человека и гражданина), исполнение самих конституционных норм посредством правотворческой, правоприменительной или толковательной деятельности, что способствует поддержанию в стране режима конституционности.


Таким образом, на сегодняшний день весьма дискуссионным и актуальным является вопрос об определении места и роли Конституционного суда в отечественной системе разделения властей. Как было отмечено выше, в юридической науке сформировались различные, зачастую полярные взгляды: от признания Конституционного суда исключительно в качестве одного из органов судебной власти, разрешающего споры о праве (конституционном) в порядке чисто правоприменительной деятельности, до обоснования особого характера данного института - как носителя самостоятельной контрольной либо даже законодательной власти. При всем многообразии точек зрения на природу, характер и предназначение конституционного правосудия следует признать: в основе анализа и оценки места этих органов в системе разделения властей любого государства лежит определение их статусных характеристик, в частности, в связи с взаимоотношениями данных органов с судебной властью, с одной стороны, и законодательной - с другой.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей и правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от конституционно установленного общего числа судей.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и два его заместителя назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента России сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой заседаний, созывает их и председательствует на них, вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению на его заседаниях, представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени, а также осуществляет иные полномочия, установленные Законом о Конституционном Суде. Заместители реализуют по уполномочию Председателя Конституционного Суда его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Конституционного Суда.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент. Регламент устанавливает порядок определения очередности рассмотрения дел на заседаниях, правила процедуры и этикета на заседаниях, особенности делопроизводства в Конституционном Суде, требования к работникам аппарата Суда и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.